Как полюбить ЖКХ по-настоящему
В интернете продолжается акция под названием «Всероссийский ЖКХ-диктант», организованная движением «ЖКХ-Контроль». До 1 ноября все желающие могут проверить свои познания в хитросплетениях жилищного кодекса, ответив на ряд каверзных вопросов. МОСЛЕНТА провалила тест — неправильно ответила на 12 вопросов из 30 и получила оценку «неудовлетворительно». Почему «ЖКХ-диктант» такой сложный? Как успешное прохождение теста поможет москвичам? Зачем обычному человеку нужно разбираться в нюансах жилищного законодательства? Об этом МОСЛЕНТА решила поговорить с экспертами и практиками коммунального хозяйства.
В «ЖКХ-диктанте» оцениваются знания правовых основ управления многоквартирным домом. Тест состоит из 30 вопросов, на которые нужно ответить за 45 минут. Задания вывешены в интернете, попробовать свои силы может каждый.
Когда человек обращается в управляющую компанию, его часто спрашивают: «Ты что, самый умный?». Так вот он сможет сказать: «Да, я самый умный, у меня и справка есть»
В процессе выполнения заданий не возбраняется искать справочную информацию в интернете. «У нас же нет задачи подловить человека, доказать ему, что он что-то не знает. Он может потренироваться и ответить на все вопросы правильно. Мы будем только рады, если человек все выучит благодаря этому тесту», — рассказала МОСЛЕНТЕ Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-Контроль», которое выступило организатором акции.
Тест рассчитан на жилищных активистов, председателей ТСЖ, сотрудников управляющих компаний, старших по подъезду и просто неравнодушных граждан. Всем, кто успешно пройдет испытание, вручат специальные сертификаты. Награждение отличников состоится в ноябре в ходе одного из форумов по энергоэффективности.
Читайте также
Несмотря на то, что прошедших испытание, по словам Разворотневой, будут «чествовать и славословить», никаких реальных преимуществ сертификат не дает. Единственная польза — моральное удовлетворение.
«Человек может помахать сертификатом перед носом у своей управляющей компании. Когда он обращается в управляющую компанию, его часто спрашивают: "Ты что, самый умный?". Так вот он сможет сказать: "Да, я самый умный, у меня и справка есть!"» — пояснила МОСЛЕНТЕ Разворотнева.
Надо очень сильно любить ЖКХ, чтобы потратить сорок минут на этот тест
Одна из задач акции — популяризация знаний о ЖКХ и повышение престижа обладания такими знаниями. Впрочем, пока что акцией интересуются лишь те, кто и так вовлечен в соответствующую проблематику.
«Надо очень сильно любить ЖКХ, чтобы потратить сорок минут на этот тест», — заметил в беседе с МОСЛЕНТОЙ эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев.
###Региональный аспект
Тест на знание основ ЖКХ наиболее актуален для Москвы. Во-первых, из всех регионов России в столице больше всего активных пользователей интернета. Во-вторых, вплоть до последнего времени московские власти исповедовали крайне патерналистский подход к регулированию отрасли.
«За потребителей жилищно-коммунальных услуг делали очень многое, их дотировали, субсидировали, — рассказывает Разворотнева. — В этом смысле люди, может быть, несколько расслабились и не очень-то хотели заниматься своим домом, своим подъездом».
Читайте также
Введение платы за капремонт разбудило москвичей. Сначала они просто возмущались, потом пытались оспорить ставку взноса. Некоторые даже углубились в чтение закона о приватизации жилья 1991 года, пытаясь доказать, что на момент перехода квартиры в собственность их дом нуждался в капитальном ремонте.
Постепенно все убедились, что в московской программе капремонта плюсов больше, чем минусов, и сконцентрировались на более важном вопросе — как сделать так, чтобы работы были проведены добросовестно.
Управленцы — они госслужащие, они такие экзамены проходят, что мама не горюй
«По информации московского центра «ЖКХ-Контроль», в столице огромный вал желающих понять, как можно контролировать капремонт. Третья часть нашего диктанта почти целиком посвящена именно этим вопросам», — рассказала МОСЛЕНТЕ Разворотнева.
По ее словам, оценив результаты тестирования, общественники смогут разобраться, какие темы москвичи знают хорошо, а в каких остаются пробелы. В дальнейшем на эту информацию можно будет опираться при разработке различных обучающих программ — например, для общественных контролеров капремонта.
###Власть
В пресс-службе департамента ЖКХ и благоустройства о «ЖКХ-диктанте» почти ничего не знают и о сотрудничестве с общественниками пока не думали. «Управленцы — они госслужащие, они такие экзамены проходят, что мама не горюй», — заметила сотрудник пресс-службы в беседе с МОСЛЕНТОЙ.
Читайте также
В самом деле, отраслевые чиновники проходят очень серьезные квалификационные испытания, и «ЖКХ-диктант» на этом фоне выглядит какой-то детской забавой.
Разворотнева рассказала, что в будущем для сотрудников органов власти может быть разработан отдельный экзамен: «Может быть, мы договоримся, чтобы такой тест служил бы преимуществом при прохождении на должность, был частью переаттестации».
Кроме того, в «ЖКХ-Контроле» собираются договориться с Минстроем о том, чтобы обязательная сертификация ТСЖ в определенных случаях могла быть заменена добровольной аттестацией по образцу «ЖКХ-диктанта».
Было бы нелишне разработать такие тесты для руководства нашего московского ЖКХ
О том, что дополнительный экзамен по ЖКХ не помешал бы некоторым чиновникам, давно судачат на лестничных клетках и в прилифтовых холлах.
«У нас никто не мониторит устаревшие нормативные акты, которые сегодня уже не соответствуют Жилищному кодексу. Людям сложно это понять. Они задают конкретные вопросы и не получают ответов, — сетует Галина Кирьянова, председатель совета многоквартирного дома на улице Перерва, 43. — Так что было бы нелишне разработать такие тесты для руководства нашего московского ЖКХ — например, для отраслевого департамента».
###Это должен знать каждый
А так ли уж необходимы знания в такой скучной сфере, как ЖКХ, обычному человеку? На этот вопрос пока нет однозначного ответа. «Понятно, к каким проблемам приводит неграмотность в вопросах ЖКХ: нас, мягко говоря, обманывают. Поэтому хотя бы элементарные вещи знать надо», — сказал МОСЛЕНТЕ заместитель председателя думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.
Там есть сложные вопросы. Допустим, по приборам учета: кто их ставит, кто поверяет, периодичность осмотра. Четыре-пять цифр тут надо знать
Депутат подчеркнул, что те 30 вопросов, которые придумали в «ЖКХ-Контроле», «вполне нормальные» и вряд ли поставят в тупик среднего владельца московской недвижимости.
«Там есть сложные вопросы. Допустим, по приборам учета: кто их ставит, кто поверяет, периодичность осмотра. Четыре-пять цифр тут надо знать. Расстояние до мусорной площадки тоже надо знать. А все остальное, на мой взгляд, совершенно элементарно», — заметил политик.
Если вы приходите домой и начинаете еще сметами заниматься, то завтра вы, наверное, будете строить космодром «Восточный»
Вместе с тем, по словам Качкаева, если у людей совсем ничего не будет получаться, организаторы подумают о том, чтобы упростить вопросы.
Есть и диаметрально противоположная точка зрения. «Жители не должны знать жилищного законодательства. Они должны заниматься журналистикой, медициной, да чем угодно еще. Как говорится, кесарю кесарево, а пекарю пекарево. Если вы приходите домой и начинаете еще сметами заниматься, то завтра вы, наверное, будете строить космодром Восточный», — сказал МОСЛЕНТЕ председатель ТСЖ «На Юго-Западе» Михаил Маркин.
По его словам, жилищное законодательство должны знать не жильцы, а управляющие компании. Впрочем, с введением обязательного лицензирования ситуация на этом рынке становится все более тревожной. Некоторым игрокам кажется, что дополнительные меры регулирования в отрасли — на руку нечистоплотным предприятиям. «Приходят акулы. Приходят бандиты. И здесь, будь ты хоть трижды грамотный, это не поможет», — сокрушается Маркин.
Общее имущество должно эксплуатироваться по назначению: лифты — чтобы возить, межквартирные холлы — чтобы выбежать во время пожара на лестничную клетку и не сгореть вместе с теми, кто все это захламил
Неграмотность в вопросах ЖКХ нередко порождает трагические заблуждения в том, что касается базовых правил проживания в многоквартирном доме. «Некоторые жильцы полагают, что им можно захламлять общее имущество лестничной клетки, — поделилась с МОСЛЕНТОЙ Кирьянова. — Они говорят: у меня же есть доля в общем имуществе, и эту долю я хочу использовать путем захламления своими вещами».
Предприимчивым жильцам невдомек, что Жилищный кодекс не предусматривает выделения доли из общего имущества. «Общее имущество должно эксплуатироваться по назначению: лифты — чтобы возить, межквартирные холлы — чтобы выбежать во время пожара на лестничную клетку и не сгореть вместе с теми, кто все это захламил», — рассказала МОСЛЕНТЕ Кирьянова.
Дом — это живое существо
Доходит до того, что в качестве оправдания люди говорят: это не наши окурки под окнами, ведь мы вообще не курим на балконе, мы делаем это в общем коридоре. «А кто тебе разрешил курить в общем коридоре?», — негодует Кирьянова. Она твердо убеждена в том, что руководство столичного ЖКХ должно разработать четкие привила проживания в многоквартирных домах и предельно жестко контролировать их соблюдение.
###Они придут в наши школы и детские сады
Наиболее горячий апологет ЖКХ-просвещения — исполнительный директор московского подразделения «ЖКХ-Контроля» и по совместительству исполнительный директор «Межрегиональной гильдии управляющих компаний» Вера Москвина.
С детского сада мы должны понимать, что такое управляющая компания
«Дом — это живое существо, — уверена Москвина. — Мы должны понимать, как им управлять. С детского сада мы должны понимать, что такое управляющая компания — кто она такая, хозяин в доме или нанятая организация, которая должна отчитываться за каждый свой шаг на моей земле?».
Все, ребята! Халява в ЖКХ кончилась. ЖКХ — не собес
По словам Москвиной, люди часто забывают, насколько это сложный инженерный объект — жилой дом. А если вдуматься, внутри него есть даже особый транспорт — вертикальный лифт. «Это не подъезд и ключик в собственную квартирку, это о-го-го, ребята, что такое», — напоминает Москвина.
Тем не менее многие, получив квартиру в собственность, воспринимают жилищную инфраструктуру как нечто само собой разумеющееся, не прикладывают никаких усилий для того, чтобы поддерживать дом в порядке.
Это приводит к плачевным результатам — ветхое жилье приходит в аварийное состояние, перед людьми маячит перспектива остаться без крыши над головой.
Мы, ЖКХшники, воспитываем-воспитываем поколение старшего возраста, а через 20 лет приходит молодежь, которую приходится учить с нуля
Однако обвиняют жильцы в таких случаях кого угодно, кроме самих себя. «А кто виноват в этом? — задается вопросом Москвина. — Ты же ничего в течение 20 лет для своего имущества не сделал!». Все ждал, как тот шофер, который купил машину и все думает, что государство ему будет колеса менять и бензин в эту квартиру заправлять. Не будет этого никогда. Все, ребята! Халява в ЖКХ кончилась. ЖКХ — не собес».
Москвина жалуется на то, что безграмотность в вопросах ЖКХ воспроизводится от поколения к поколению: «Мы, ЖКХшники, воспитываем-воспитываем поколение старшего возраста, а через 20 лет приходит молодежь, которую приходится учить с нуля».
Читайте также
Именно поэтому знания о своем имуществе собственник должен впитывать с молоком матери.
Говоря о детском саде, Москвина нисколько не преувеличивает. Недавно московское отделение «ЖКХ-Контроля» направило в московский департамент образования свои предложения по организации уроков ЖКХ в детских садах и начальной школе.
«Мы как ЖКХ-контроль города Москвы готовы это взять на себя. Мы разработаем обучающие программы, будем ходить по детским садам, сами будем преподавать, будем с детьми играть — с удовольствием. Волонтеров вокруг этого объединим, студентов юридических факультетов. Идея о том, что ЖКХ-контроль придет в детские сады с играми про ЖКХ, — классная, и мы будем это делать», — рассказала МОСЛЕНТЕ ЖКХ-активистка.