Опубликовано 11 августа 2015, 18:03

Почему москвичей не волнуют тарифы ЖКХ

В результаты опроса не поверили даже социологи
К традиционному июльскому повышению квартплаты в этом году добавились взносы на капремонт. Пресса задыхается от ярости, оппозиционные политики потирают руки в ожидании сентябрьских ЖКХ-бунтов, а социологи тем временем фиксируют, что рост коммунальных платежей беспокоит лишь 29 процентов жителей столицы. Почему москвичи забыли о ЖКХ, разбирается МОСЛЕНТА.
Почему москвичей не волнуют тарифы ЖКХ
Александр Щербак / ТАСС

К традиционному июльскому повышению квартплаты в этом году добавились взносы на капремонт. Пресса нагнетает страсти, оппозиционные политики потирают руки в ожидании сентябрьских ЖКХ-бунтов, а социологи тем временем фиксируют, что рост коммунальных платежей беспокоит лишь 29 процентов жителей столицы. Почему москвичи забыли о ЖКХ, разбирается МОСЛЕНТА.

###«Все это очень странно и требует дополнительного изучения»

Исторически во всех замерах общественных настроений проблема ЖКХ занимала одну из первых строчек. Тем удивительнее данные, полученные «Левада-центром» в ходе июльского опроса москвичей о городских проблемах: рост коммунальных платежей волнует лишь 29 процентов участников опроса.

Пробки, высокие цены на товары первой необходимости, мигранты, шум и вредные выбросы — кажется, москвичей интересует что угодно, кроме пресловутых «платежек за июль».

Если в целом по России — депрессия и низкие ожидания, то у москвичей растет позитив

В пресс-службе «Левада-центра» МОСЛЕНТЕ рассказали, что и сами весьма озадачены полученными результатами: в августе 2007 года тарифы ЖКХ интересовали 44 процента опрошенных, в мае 2011 — 39 процентов, в июле 2013 — 43 процента, и вдруг — 29 процентов. Даже если вынести капремонт за скобки, цены на жилищно-коммунальные услуги за этот год явно не снизились. Зато снизились доходы населения.

У социологов есть несколько гипотез, объясняющих резкое снижение интереса к теме ЖКХ. Один из возможных факторов — устройство повестки дня в российских медиа последних полутора лет. «Внешнеполитическое противостояние — это палочка-отвлекалочка от внутренних проблем. Переключение с внутренних проблем на внешние оказывает определенный эффект, в том числе на отношение к проблеме ЖКХ», — сказали в пресс-службе.

Вторая гипотеза состоит в том, что летом многие москвичи уезжают на дачи. «Летом они могут сдавать квартиры, и уровень коммунальных платежей их заботит мало, так как платят вроде бы не они», — предположили в пресс-службе.

В «Леваде» также отмечают, что, начиная с этого года, в Москве начали расти индексы социальных, потребительских и финансовых настроений. «Если в целом по России — депрессия и низкие ожидания, то у москвичей растет позитив», — констатируют в центре исследования общественного мнения.

Конец июня — это как раз тот период, когда выгодно спрашивать про тарифы ЖКХ

Григорий Добромелов

директор Института прикладных политических исследований

Социологи признают, что это выглядит странно в ситуации усугубляющегося экономического кризиса, однако, полагают, что детальное изучение этого феномена могло бы пролить свет и на относительное равнодушие общества к росту коммунальных тарифов.

Результаты опроса «Левада-центра» удивили отраслевых экспертов и политических активистов

Результаты опроса «Левада-центра» удивили отраслевых экспертов и политических активистов

Опрос проводился при участии студентов университета «Дубна», МГУ, ПСТГУ, МГИМО. Некоторым экспертам, в том числе среди аналитиков «Левады», это дает серьезные основания для скепсиса. «Может быть, представление о главных проблемах он дает, но динамику определять по этому опросу я бы не стал», — сказал МОСЛЕНТЕ аналитик «Левада-центра» Денис Волков.

Он отметил, что аналогичные опросы в 2007 и в 2013 годах проводились на профессиональной основе, а потому сравнение с цифрами 2015 года кажется не вполне корректным. Волков, в частности, полагает, что резкое снижение интереса к теме ЖКХ в течение двух лет — маловероятно.

Если опрос проведут сейчас, то ЖКХ будет если не на первом месте, то точно на втором

Галина Хованская

председатель комитета Госумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Вместе с тем официальная позиция «Левады» состоит в том, что исполнение опроса — вполне корректно и для недоверия к данным нет причин: «Сомнений в данных у нас нет. Хотя опрос проводился при участии студентов, там был контроль».

###Когда выгодно спрашивать про тарифы

Опрос «Левады» проводился с 30 июня по 6 июля по репрезентативной выборке населения Москвы среди 875 человек в возрасте 18+. Учитывая, что именно с 1 июля, как всегда, были проиндексированы тарифы на «коммуналку», и с того же числа вступило в законную силу решение о взносах на капремонт, в головах москвичей ЖКХ должно было бы занимать куда больше места, чем извечные пробки и совершенно ушедшие из новостной повестки мигранты.

На самом деле, платежки приходят чуть позже. «Несмотря на то, что решение чаще всего вступает в силу с 1 июля, тем не менее первые платежки люди получают ближе к августу. Так что конец июня — это как раз тот период, когда выгодно спрашивать про тарифы ЖКХ, потому что люди уже адаптировались к зимнему повышению цен, а летняя история еще не случилась», — рассказал МОСЛЕНТЕ директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.

К традиционному повышению тарифов в этом году добавились взносы на капремонт

К традиционному повышению тарифов в этом году добавились взносы на капремонт

© Александр Миридонов / Коммерсантъ

Председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская также подчеркивает, что «тяжелую» платежку люди получили уже во второй половине июля.

«Сейчас бум обращений, жалоб, и даже на улицах останавливают, спрашивают, можно ли что-нибудь сделать? У меня телефон уже просто раскален. Если опрос проведут сейчас, то ЖКХ будет если не на первом месте, то точно на втором», — рассказала МОСЛЕНТЕ политик.

Единственное объяснение — система социальной защиты, заложенная в московской программе капитального ремонта

Надежда Косарева

президент фонда «Институт экономики города»

Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, один из идеологов программы капитального ремонта, также отмечает, что для полноценной реакции на событие должно пройти дополнительное время.

«Когда вы первый раз получаете платежку, вы еще не среагировали на это в полной мере, я думаю, что еще один-два раза, и люди уже поймут, что началось, тогда ситуация может измениться», — отметила эксперт в беседе с МОСЛЕНТОЙ.

Косарева, впрочем, полагает, что главная причина «недостатка возмущения» новой политикой в сфере жилищно-коммунального хозяйства — программа субсидий, которая действует в Москве и служит надежной подушкой безопасности для наименее обеспеченных граждан: «Единственное объяснение — система социальной защиты, заложенная в московской программе капитального ремонта».

###Тарифы ЖКХ — это тоже цены

Многие отмечают, что место «коммуналки» в списке проблем заняли «высокие цены на товары первой необходимости». Когда инфляция была меньше, именно ежегодный рост тарифов на коммунальные услуги ощущался гражданами наиболее остро. Сейчас же на фоне ценников в торговом зале индексация тарифов уже не кажется чем-то исключительно травматичным.

«В этом году очень сильно выросли цены на продукты питания, бытовую технику и другие статьи расходов домохозяйств. Раньше коммунальные платежи были единственным, что больно било по карману жителей Москвы, потому что рост остальных цен большинство москвичей не замечало. Сейчас же из-за роста цен на все остальные группы товаров этот отсроченный фактор для людей уже не играет такой большой роли», — отметил Добромелов.

Тем не менее с учетом взносов на капремонт тарифы ЖКХ с ноября прошлого года выросли почти на 50 процентов.

Мы общаемся с москвичами в ежедневном режиме, работаем с обращениями. И там мигранты никак не выше ЖКХ и капремонта

Сергей Васильев

координатор общественного движения «Москонтроль»

«Доходы, безусловно, падают — здесь я согласен, — отмечает координатор движения «Москонтроль» Сергей Васильев. — Там есть пункт о том, что повышаются цены, но ведь сюда относятся и коммунальные услуги. Если говорить коротко, сейчас происходит снижение уровня жизни».

Депутат Хованская отметила, что даже по информации московского правительства доходы москвичей в последнее время снизились почти на 10 процентов: «Если людей беспокоят высокие цены, значит, заработки не позволяют приобретать необходимые товары».

Когда спрашивают о проблемах, пробки всплывают сразу же. Эту проблему называют даже те, кто не являются автомобилистами

Косарева также напоминает, что за последний отчетный период инфляция достигла двузначного числа, и вопрос о ценах вообще вполне мог отодвинуть в сторону традиционные ламентации о высокой квартплате: «Эта тема вполне могла сместить коммунальные платежи».

###Что происходит у москвичей в голове

Уличные пробки, высокие цены на товары первой необходимости, много мигрантов из бывших южных республик СССР и с Северного Кавказа, шум и вредные выбросы автомобилей, мотоциклов — эти проблемы вытеснили рост коммунальных платежей на пятое место.

Летом москвичей беспокоят в основном пробки на выезде из города

Летом москвичей беспокоят в основном пробки на выезде из города

© Марина Лысцева / ТАСС

Высокие цены в качестве «проблемы номер два» не вызывают вопросов ни у кого из экспертов. А вот пробки как хэдлайнер списка городских проблем скорее возвращают нас к вопросу о том, как общественное мнение — предмет изучения социологов — коррелирует с реальным положением вещей.

Я считаю, что исследование «Левады», мягко говоря, не отражает реальную картину настроений москвичей

Сергей Васильев

координатор общественного движения «Москонтроль»

Даже в пресс-службе «Левады» иронизируют по поводу популярности данного ответа: «Пробки — это уже на уровне каких-то стереотипов и мифов. Когда спрашивают о проблемах, пробки всплывают сразу же. Эту проблему называют даже те, кто не являются автомобилистами».

У президента «Института экономики города» Косаревой также вызывает недоумение список проблем, вытеснивших ЖКХ в хвост первой пятерки. «Честно говоря, по моим личным ощущениям, в Москве они стали несколько меньше — по крайней мере, в центральных зонах. Мигрантов тоже больше не стало», — отметила эксперт в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.

Искренне удивлен тем фактом, что на первом месте оказались пробки, и Добромелов. Он предположил, что речь может идти не о внутригородском трафике, а, скорее, о той ситуации, которая складывается на вылетных магистралях, когда люди в массовом порядке выезжают на выходные из города. «Шум и вредные выбросы» Добромелов также связывает, скорее, не с изобилием автомобилей и мотоциклов, а с традиционным летним ремонтом дорог.

«Мы общаемся с москвичами в ежедневном режиме, работаем с обращениями. И там мигранты никак не выше ЖКХ и капремонта. Не знаю, кого и по какой методике опрашивали социологи. Могу сказать только о том, как сами мы чувствуем эту ситуацию. У нашего движения 12 основных направлений, в том числе транспорт, дорожное строительство, медицина. Поверьте, в последнее время тема ЖКХ и капремонта занимает 80 процентов объема нашей деятельности. Я считаю, что исследование «Левады», мягко говоря, не отражает реальную картину настроений москвичей», — сказал в беседе с МОСЛЕНТОЙ координатор движения «Москонтроль» Сергей Васильев.