«Элитное жилье для офицеров строили военнопленные». Кто и как сегодня живет в московской «Немецкой слободе»
Народное название
В Москве две немецких слободы. Историческая находилась в Лефортово. Там при Петре I селили работавших в Москве иностранцев, в первую очередь, офицеров.
Вторая «Немецкая слобода» появилась уже в XX веке, когда после войны в Щукино, на Октябрьском поле построили жилой квартал для советских военных. А такое народное название закрепилось за ним потому, что строили его пленные немцы.
«В послевоенные годы мужчин не хватало, а строительство надо было продолжать, — рассказывает "Мосленте" экскурсовод Мария Василенок. — Поэтому на многих объектах тогда трудились военнопленные или заключенные, освободившиеся по амнистии. В фильме "Холодное лето 1953-го" есть такой сюжет и можно прочувствовать эту атмосферу».
Чечулинский квартал
В состав ансамбля «Немецкой слободы» входят дома 21-29 по улице маршала Бирюзова, дом 9 корпус 1 по улице маршала Конева, дома 6-12 по улице маршала Мерецкова и дом 6 по улице маршала Соколовского. Все вместе они огораживают внутреннее пространство квартала, разбитое на три двора с фонтанами, которые, на удивление, до сих пор работают. Правда, выкрашены в несуразные синий и коричневый цвета, при том, что на исторических фотографиях видно — они были светлыми, белыми или бежевыми.
Квартал строился в 1947-1952 годах по проекту, разработанному группой специалистов под руководством Дмитрия Чечулина, который был тогда главным архитектором Москвы. Это он спроектировал высотку на Котельнической набережной и гостиницу «Пекин». Еще два его крупных проекта до наших дней не дошли: бассейн «Москва» демонтировали в 1994-м, чтобы снова построить на этом месте Храм Христа Спасителя, а гостиницу «Россия» снесли в 2005-м и разбили на ее месте парк «Зарядье».
Жилье для офицеров
Квартал не мог стать типовым для городской застройки, несмотря на то, что был спроектирован лучшими специалистами своего времени под руководством знаменитого архитектора. «От идеи массового жилья в 1930-х годах отказались, и вернулись к ней только в хрущевские годы, — объясняет Мария Василенок. — В тот период строили, как мы сейчас сказали бы, элитное жилье. Форматы и стандарты различались в зависимости от категории: дома для ученых, для офицеров и для партийной элиты, руководящих работников».
Такое дорогое малоэтажное кирпичное жилье в конце 1940-х, начале 1950-х Министерство обороны строило на подведомственных ему территориях для предоставления квартир семейным офицерам.
Одной из таких территорий в Москве было тогда Октябрьское поле. До революции оно называлось Военным полем, потому что традиционно там проводили учения и стрельбы.
«Квартал, который сегодня называется "Немецкая слобода", относился к Государственному управлению шоссейных дорог при МВД, — рассказывает председатель ТСЖ одного из домов квартала Елена Бреднякова. — В 1950-м здесь получили квартиру мои свекор со свекровью. Вначале все жильцы знали друг друга по работе. В трехкомнатную квартиру часто селили по две семьи, как это было в нашем случае. Получалась коммуналка, и весь дом из них состоял. Нам свою удалось разменять только в 1980-х, и мы отдали за нее однокомнатную квартиру, в которую до этого переселяли родителей мужа. К тому моменту здесь уже восемь лет как работало метро "Октябрьское поле". Когда его копали наружным способом, снесли часть арок, соединявших дома в единую территорию. Сейчас на их месте просто забор».
«Немецкая слобода» была построена как принятый в структурах МВД проект офицерского городка с квартирами для семейных. И этим объясняется тот факт, что у нее есть несколько кварталов-двойников в Подмосковье. Еще одна такая «Немецкая слобода» была построена даже в Восточной Германии — в отстраивавшемся после войны Дрездене, разрушенном ковровыми бомбардировками авиации союзников.
Известно, как сложилась судьба военнопленных, строивших эти дома на Октябрьском поле. По воспоминаниям старожилов, после того, как работы были закончены, немцам выдали новую одежду: брюки, белые рубашки, куртки. И после торжественной церемонии отправили в Германию.
«Еще в начале 2000-х в Москве оставалось несколько кварталов, построенных пленными немцами, — рассказывает "Мосленте" историк Олег Фочкин. — Сегодня большинство из них снесены, а на их месте выстроены новые жилые дома, уже многоэтажные. Тем больший интерес вызывает "Немецкая слобода"».
Черты дворянской усадьбы
«Немецкая слобода» — старейший квартал в районе. Его внутренние дворы остаются проходными, несмотря на то, что отделены от улицы оградой: аркадами или отдельными арками. В центре квартала стоит трехэтажный дом с высоким треугольным фронтоном. В наши дни кроме квартир в нем находится еще и инженерная служба квартала. Расположенные со стороны улицы маршала Конева угловые дома с ротондами и полусферическими крышами напоминают здания в стиле ампир, который был популярен в Москве после пожара 1812 года.
В одном из них, ближайшем к метро «Октябрьское поле», сейчас находится ресторан «Примавера», а в советские годы был магазин «Мясо-рыба», и эта вывеска оставалась на здании до 2000 года. Во второй ротонде, на углу улиц Маршала Конева и Маршала Бирюзова, расположена инженерная служба района Щукино.
Фасады домов квартала украшают характерные для сталинского неоклассицизма «архитектурные излишества», категорически запрещенные в хрущевские годы. Это французские балконы, наличники, полуколонны с капителями, карнизы, массивные входные порталы и лепнина.
Одиннадцать жилых малоэтажных домов окружают закрытый внутренний двор с цветочными вазами и фонтанами, который делят на три части арки и аркады. Дома расположены на удалении от тротуара, от которого их отделяет полоса кустов и деревьев. Еще одна зеленая полоса отделяет тротуар от проезжей части.
«Со стороны улицы Маршала Бирюзова ансамбль "Немецкой слободы" имеет черты усадьбы, — объясняет Олег Фочкин. — Центральное здание, которое отодвинуто вглубь квартала, и флигели, которые выходят на красную линию улицы, образуют классический курдонёр — парадный двор с фонтаном перед центральным зданием усадьбы или дворца, который по бокам ограничивался симметричными корпусами. Здесь он, как и полагается, отгорожен чугунной решеткой. Весь этот архитектурный ансамбль обращен к улице маршала Бирюзова, потому что исторически это была крупная городская трасса — древняя Волоцкая дорога».
Ждала квартиру 20 лет
«У меня тут такое чувство, что я не в московском доме живу, а в дворянской усадьбе, — рассказывает "Мосленте" Наталья Штанько, переехавшая в "Немецкую слободу" в январе этого года. — Малоэтажность, трехметровые потолки, большие окна, тихий закрытый двор, винтовые лестницы, черный ход с отдельной дверью на кухне... Когда сюда в первый раз приходят гости, мне говорят: "Ты в замке живешь"».
В наши дни каждый из этих домов является объектом культурного наследия регионального значения и частью комплекса «Жилые дома на Октябрьском Поле». Эти здания представляют собой единственный сохранившийся квартал из большого ансамбля, построенного на Октябрьском поле в конце 1940-х годов.
«Я родилась в районе Щукино. И жила в двухподъездном четырехэтажном сталинском доме за парком, — вспоминает Наталья Штанько. — При перестройке родители переехали в типовой дом недалеко отсюда, и мне это крайне не нравилось. Потому что с детства была мечта жить в "Немецкой слободе". Я очень много здесь гуляла, у меня были в этих домах знакомые, я заходила к ним в гости. Но, к сожалению, квартиры в "Немецкой слободе" не продавались. Я постоянно проверяла — предложений не было. И только спустя 20 лет ожидания, в начале этого года мне, к счастью, удалось приобрести здесь квартиру».
Дома собирались снести
Свободные квартиры стали появились после того, как в середине 1990-х часть домов квартала отселили, три из них были определены под снос. На их месте «Донстрой» планировал возвести новые жилые корпуса. Но местные жители смогли подключить градозащитников и отстоять дома «Немецкой слободы».
В 1998 году кварталу был присвоен статус «ценной исторической застройки советского времени».
А в 2007 году на основании решения Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Москомнаследии от 23 ноября 2005 года номер 186, квартал «Немецкая слобода» был признан памятником истории и культуры и поставлен под охрану государства.
Вот как об этом моменте рассказывает Наталья Шурова, переехавшая в один из домов «Немецкой слободы» в начале 2000-х.
«Наша семья из Курска, муж у меня военный, и в 2003 году его направили служить в Москву, — вспоминает она. — Дома "Немецкой слободы" были тогда расселены. 1995-1998 года они планировались под снос. А потом квартал получил охранный статус, и получилось, что расселенная часть квартир свободна. Мы приехали семьей следом за мужем, и вначале нам дали возможность в такой квартире пожить. Я пошла работать в систему ЖКХ, меня поставили на очередь, и дали от департамента квартиру в аренду с последующим правом выкупа, была такая практика. Сейчас подобного нет. Прошло 19 лет, так что, естественно, мы уже выкупили квартиру».
Раньше тут сажали картошку
«Моя бабушка въехала в один из этих домов сразу, как только их сдали, — рассказывает Павел Назаренков, который живет в "Немецкой слободе" с 1997 года. — Она говорила, что раньше тут было голое поле, картошку сажали».
Уже к 1980-м атмосфера военного городка ушла из этого места. Дети и внуки офицеров, продолжавшие жить в этих квартирах, чаще всего не были связаны ни с Министерством обороны, ни с МВД, от которого квартал со временем перешел в собственность города. Квартиры нечасто, но периодически выставлялась на продажу, и в «Немецкую слободу» въезжали новые семьи.
Павел работает строителем и рассказывает, что, въехав в дом в конце 1990-х, месяц делал в своей квартире ремонт. Строительным феном отогревал все деревянные поверхности, от окон до полов, чтобы снять многолетние слои краски. После реставрации и новой покраски окна стали герметично закрываться, а полы перестали скрипеть.
Краску пришлось снимать и со стен, потому что на нее невозможно было поклеить обои. Однако даже после ремонта проблем остается немало.
«В туалете недавно с потолка обвалился крупный кусок штукатурки, — говорит Павел Назаренков. — Хорошо, что никто не пострадал. Теперь в ванной потолок выгибается, наверняка со временем произойдет то же самое. В доме 70 процентов оштукатуренных поверхностей так выглядят».
По словам Павла, у домов «Немецкой слободы» хватает системных проблем, которые требуют серьезного вмешательства. По кирпичным стенам идут вертикальные трещины, что говорит об общей усталости конструкций. Есть места, где в дождь вода с крыши льется прямо на стены — не хватает водосточных труб. К тому же после укладки асфальта в прошлом году уровень двора поднялся настолько ощутимо, что в ливни теперь вода начинает заливаться в подвалы.
Капремонт закончат осенью
Сейчас в 11 жилых домах, входящих в исторический ансамбль «Немецкая слобода», проходит капитальный ремонт. Каждый из них является объектом культурного наследия регионального значения и частью комплекса «Жилые дома на Октябрьском Поле».
«Очень важно сохранить исторический облик этого уникального архитектурного ансамбля, поэтому специалисты уделили большое внимание разработке уникальной проектной документации. — рассказывает заместитель генерального директора ФКР Москвы Владимир Кожиченков. — Мы учитывали все особенности и нюансы каждого дома, при этом выдерживая общую историко-культурную концепцию. Пройдут работы по восстановлению фасадов девяти объектов «Немецкой слободы». Для того, чтобы бережно воссоздать лепнину, мы используем передовые технологии и самые современные материалы. К примеру, для того, чтобы максимально точно выявить объем утрат, применяется лазерное сканирование».
В ходе капитального ремонта восстановят фасады девяти зданий, в девяти домах запланирован комплекс работ по замене инженерных систем, а в доме по улице Маршала Конева еще и заменят кровлю.
Осенью планируется завершить работы по приведению в надлежащий вид всех фасадов домов. Их расчистят, пропитают антигрибковым и антикоррозионным составами. «Кирпичная кладка будет отремонтирована, — объясняет Владимир Кожиченков. — После подготовки и восстановления конструктива поверхности фасадов обновят штукатурный слой и нанесут современную краску на акриловой основе для обеспечения устойчивости к перепадам температуры. Легендарные дома-памятники после капитального ремонта получат настоящую вторую жизнь».
Декоративные элементы восстановят и покрасят, в подъездах заменят окна. После окончания основного комплекса работ по ремонту фасадов пройдет устройство новой отмостки.
Предложений по аренде или продаже нет
В квартале 170 квартир, и на продажу они выставляются нечасто. Жильцы вспоминают, что пару лет назад трехкомнатная 70-метровая квартира в одном из домов «Немецкой слободы» ушла за 22 миллиона рублей.
«Хорошо помню, как в прошлом году в соседний дом въехала новая хозяйка квартиры, — рассказывает Наталья Шурова. — Она начала с того, что собрала у себя на чаепитие жильцов из всех 12 квартир дома, они познакомились. Сразу создали чат, выбрали старшего, сходили в ТСЖ — моментально все сдружились и сплотились. И действовать стали очень современно».
По словам риэлтора Евгения Коноплева сейчас предложений по аренде или продаже в этих домах нет. «Но даже если бы они и были, то вряд ли цена квадратного метра превышала бы здесь 300 тысяч рублей, — говорит эксперт. — Такая в этом районе средняя цена метра в домах с деревянными перекрытиями. После окончания капитального ремонта цена на квартиры в домах "Немецкой слободы" может подняться процентов на 10-15, в зависимости от объема и качества работ, которые там проведут».
С точки зрения риэлтора у этих домов достаточно минусов: соседство с шумной улицей маршала Бирюзова, с оживленным выходом из метро «Октябрьское поле».
Кварталу 70 лет, а значит, состояние деревянных перекрытий и коммуникаций вызывает множество вопросов.
Можно пожарить шашлык с соседями
Однако жильцы «Немецкой слободы» в один голос хвалят свои дома. И говорят, что обычных для сталинок проблем с электросетью и тараканами у них нет.
«И шума у нас с улицы нет, — рассказывает Наталья Шурова. — Приезжали друзья из Курска, сказали: "Мы ждали, что Москва — это суета, и везде ощущение, как в метро. А у тебя здесь все так спокойно, размеренно и тихо". Действительно, здесь очень комфортно живется. Метро рядом, и по-моему это плюс. Вся инфраструктура есть, район замечательный. А наш квартал я называю "островок". Выйдешь, посмотришь на новые многоэтажные дома с подсветкой, и обратно к себе, на "островок". Это ощущение сложно передать — как будто бы большой город рядом, но ты не в нем. Ты в своем мире, и чувствуешь себя в нем уютно. Все жильцы из наших домов друг друга знают и очень душевно общаются. Могут выйти на качелях покачаться или шашлычок пожарить с соседями. Те, кто давно живет — как родня. Это совсем не то, что в новостройке, где люди не знают даже, кто у них за стенкой».