«Сюда постоянно приезжают знаменитости и красивые люди». Как живется в столичном Доме с «Табакеркой»
Достойный пример московского модерна
«Заказчики строительства и первые владельцы этого дома, братья Грибовы были купцами первой гильдии, — рассказывает москвовед и гид Мария Василенок. — Владимир Назарович, сын потомственного почетного гражданина Назара Федоровича Грибова, вместе с четырьмя братьями был владельцем мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров, а также торгового дома "Н.Ф. Грибов с сыновьями". У братьев было несколько владений в Москве, в том числе и в этом квартале. Семья покинула Россию в 1917 году, а Владимир Грибов, в свое время бывший сопредседателем московского купеческого банка, умер в 1920 году в возрасте сорока лет. Похоронен он на острове Лемнос в Греции».
Построивший этот 50-квартирный дом немец Густав Гельрих в первую очередь был инженером. В России он оказался после того, как его позвал сюда друг — сын устроительницы первого акционерного общества железных дорог Надежды фон Мек.
«Дом построен в 1911-1912 годах, и изначально был задуман, как элитное жилье, — объясняет Мария Василенок. — Это пример очень достойной архитектуры московского модерна, образец сдержанности и элегантности. Мягкая колористика фасадов, эти приглушенные цвета делают дом еще более привлекательным. В здании выделено несколько объемов, отделка фасадов разнофактурная: первые два этажа отделаны рустом, а с третьего по шестой идет плитка "кабанчик". Мы видим здесь изящные эркеры и распакованные окна, объединенные в группы по три. На фасаде много украшений, среди которых женские головы в коронах. Вверху эркера можно видеть изумительные барельефы, например, по углам — бараньи головы. Золотое руно — символ богатства».
Очень обеспеченными людьми были и братья Грибовы, и их жильцы. Сегодня квартиры, сдававшиеся в этом доме, были бы причислены к бизнес-классу. В Москве того времени они считались роскошными, и арендная плата за такое жилье была довольно высокой.
Знаменитые жильцы
Улица, на которой стоит Дом с «Табакеркой», названа в честь жившего в нем ученого, основоположника отечественной гидро- и аэродинамики Сергея Чаплыгина.
В доме 1А жил и построивший его архитектор Густав Гельрих, и врач Николай Гамалеи, в честь которого в Москве назван национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии.
В разное время в Доходном доме братьев Грибовых жили известнейшие люди своего времени: микробиолог Иван Великанов, ученый-механик, специалист в области строительных конструкций и мостостроения Николай Стрелецкий, писатель, поэт и драматург Андрей Глоба и историк Юрий Готье.
Наверное, самым известным жильцом этого дома был Максим Горький, который останавливался здесь во время приездов в Москву в 1915-1929 годах. Со временем квартира перешла его жене Екатерине Пешковой.
«Здесь же жил известный в советские годы полярник, радист первой советской дрейфующей станции "Северный полюс" Эрнст Кренкель, — рассказывает Мария Василенок. —Одно время в подвале дома находился клуб Кренкеля, и именно это помещение в конце 1980-х Олег Табаков получил для своего театра».
Театр в угольном подвале
В марте этого года знаменитая «Табакерка» отметила свое 35-летие. Ее история началась в 1987 году, когда Олег Табаков, в то время уже народный артист СССР, создал в доме по адресу: Чаплыгина, 1А, театр на основе своей мастерской в ГИТИС-е.
К тому моменту Табаков уже 13 лет вел свою студию. Еще в 1974-м из более, чем трех тысяч ребят, которые пришли к нему на конкурс, он выбрал 49 школьников 14–15 лет. Через два года в студии остались только 8 учащихся, и их присоединили к курсу мастера, набранному в ГИТИСе.
«Наш театр находится в потрясающем здании доходного дома Грибовых, которое хранит множество историй, — рассказывает "Мосленте" художественный руководитель театра Владимир Машков. — Олег Павлович Табаков часто любил рассказывать гостям, что в этом доме в квартире жены Максима Горького Владимир Ильич Ленин слушал "Аппассионату" Бетховена. "Ничего не знаю лучше "Аппассионаты", готов слушать ее каждый день… Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди", – так Максим Горький передавал слова Ленина о 23 сонате Бетховена. С последним не согласиться невозможно! Таким же чудом стало и появление нашего подвального театра, благодаря нашему учителю».
В 1977 году студии отдали подвальное помещение — бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Артисты самостоятельно привели пространство в порядок, и, несмотря на то, что первые спектакли проходили в крошечном зале, вскоре о «Табакерке» заговорила вся страна.
«Сегодня, когда в здании начались реставрационные работы, сложно представить, что раньше во дворе этого дома мы спускались в угольный подвал, — рассказывает Машков. — Атмосфера этого дома бесспорно оказала влияние и на сам театр, и на его развитие, поэтому мы трепетно относимся к его истории и обязательно сохраним эту атмосферу».
Совсем небольшой зал
По началу «Табакерка» не должна была задержаться в этом подвале. Для театра должны были построить новое здание. Но проект из года в год откладывался, несмотря на приказ о создании театра-студии, подписанный еще в 1986 году. В итоге строительство нового здания началось только в 2007 году, а закончилось в 2016-м. Все это время «Табакерка» провела на улице Чалыгина, добавив к бывшему угольному складу только первый этаж жилого дома.
Теперь у театра есть две сцены — одна находится все там же, на старом месте. Здесь зрителей ждет совсем небольшой зал — всего 114 мест. Основная сцена была перенесена на Сухаревскую. Там «Табакерка» может принять до 400 гостей.
После ухода из жизни Олега Табакова художественным руководителем театра стал Владимир Машков. Тогда же изменилось и название — теперь «Табакерка» официально носит имя своего создателя и называется «Московским театром Олега Табакова».
«Раньше в этом доме были коммунальные квартиры, — вспоминает Владимир Машков. — Их обменивали, продавали. Сменилось целое поколение жильцов. Но наши добрососедские взаимоотношения неизменны. Мы очень благодарны жильцам дома за их лояльность и доброе отношение к нам. Они часто бывают на наших спектаклях, и эта связь нам очень дорога».
Стены толстые, жильцов немного, искусство не мешает
Существовавшие в этом здании коммуналки расселили еще при советской власти. Планировки квартир вернулись к дореволюционным оригиналам. Теперь здесь в основном располагаются четырех- и пятикомнатные квартиры площадью под 200 квадратных метров.
«Плюс старого дома хотя бы в том, что толщина стен здесь — 780 миллиметров, тогда как у современных домов — только 510, — рассказывает "Мосленте" Владислав Гаврилов, живущий в этом доме уже 15 лет. — И то, что жильцов немного, — тоже плюс. Театр нам не мешает, уже привыкли».
Практически теми же словами рассказывает о преимуществах дома Владимир Сергеев, который переехал в Дом с «Табакеркой» пять лет назад:
«Дом очень хороший, стены толстые, потолки высокие, квартиры большие. Нам с женой все тут нравится, расположение прекрасное, Чистые пруды рядом. Дом охраняется, как памятник архитектуры, в театр постоянно приезжают знаменитости, красивые люди. Все вместе это приятно. И соседи — люди культурные, образованные. Дружим, всегда здороваемся. Разночтений каких-то у нас нет, всегда приходим к компромиссам. Сейчас в доме проходит капитальный ремонт. Мне нравится, как все идет, общий язык с рабочими есть, не ругаемся».
Научная реставрация
Капремонт в доме обещают закончить к осени. Работы идут вовсю, часть из них уже завершена. «Лепной декор на фасаде был расчищен с помощью смывки, потом догипсован, обработан специальными составами, зачищен и покрашен, — рассказывает начальник участка Сергей Кобликов. — Что касается венчающих карнизов, штукатурка была расчищена, "бухтящие" места сбиты. Потом мы их восстановили — "протянули" по шаблону, подготовили к покраске и окрасили. По рустованному фасаду первых двух этажей проводились такие же работы».
В пресс-службе Фонда капитального ремонта Москвы сообщают, что в доме запланирована научная реставрация, в том числе порталов входных групп с горельефами. В полном соответствии с оригиналом будут воссозданы витражи над дверями в подъездах. Кроме того, реставрация затронет своды типа «Монье» в подвальных помещениях, декоративное оформление парадных каменных лестниц и керамическое напольное покрытие в вестибюлях подъездов.
«Всего в этом году у нас в работе 62 объекта, — объясняет в интервью "Мосленте" начальник управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капитального ремонта Москвы Даниил Лосин. — В реставрации — 15 домов. Мы почти завершили работу с тремя из них. По согласованию с городскими властями, на подобные проекты выделяется дополнительная субсидия из столичного бюджета».
Деревянные перекрытия - это минус
По словам московского риэлтора Евгения Коноплева, спрос на квартиры в домах, подобных Дому с «Табакеркой», будет всегда.
«Понимающие москвичи очень ценят расположение дома, — поясняет специалист. — К тому же у любого дома в окрестностях Чистых прудов есть богатая история и памятные доски на фасадах. Квартиры здесь ценны сами по себе».
Театр Олега Табакова на цену влияния не оказывает, зато точно увеличивает ценность жилья в доме на Чаплыгина для той категории покупателей квартир, кто не гонится за современным дизайном новостроек, а деревянные перекрытия воспринимает, как часть уникальной истории здания.
«Сейчас в пристроенном к дому в 1927 году левом крыле, которое известно, как кооператив "Научные работники", выставлена на продажу квартира за 75 миллионов рублей, — говорит Евгений Коноплев. — И есть предложение по аренде за 200 тысяч рублей в месяц. То, что в доме находится "Табакерка", в этих объявлениях даже не указывают. Цены в этих местах стартуют от 500 тысяч рублей за квадратный метр и могут достигать миллиона. Такой разброс в основном связан с тем, что покупку квартиры в старом доме с деревянными перекрытиями люди часто воспринимают, как рискованную инвестицию».