Город

Дорожные камеры умнее, чем вы думаете

Специалисты устраняют ошибки и обещают фиксировать ещё больше нарушений

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Улыбнитесь, вас снимают: камер на дорогах становится больше, и они умнеют. Несмотря, на критику системы фотовидеофиксации за курьёзные штрафы, отказываться от неё никто не собирается. Более того, техника совершенствуется, чтобы противостоять новым вызовам по типу наноплёнок. МОСЛЕНТА побывала на предприятии, где делают камеры, включая нашумевшую «Стрелку».

Улыбнитесь, вас снимают: камер на дорогах становится больше, и они умнеют. Несмотря на критику системы фотовидеофиксации за курьёзные штрафы, отказываться от неё никто не собирается. Более того, техника совершенствуется, чтобы противостоять новым вызовам по типу наноплёнок. МОСЛЕНТА побывала на предприятии, где делают камеры, включая нашумевшую «Стрелку».

Цель оправдывает

За последнее время огласку получили сразу две истории с ошибками дорожных камер. Один москвич получил штраф за пересечение сплошной линии тенью его автомобиля, а другой — за пересечение той же линии бликами от фар. Проштрафившиеся комплексы фотовидеофиксации вычислены, перепрограммированы и тестируются.

«То, что за последнюю неделю всплыло два случая — согласитесь, это ничтожно мало по сравнению с тем, что камеры в принципе делают», — обратился к журналистам замруководителя ЦОДД Дмитрий Горшков. Он привёл статистику: там, где устанавливают комплексы фотовидеофиксации, число аварий снижается на 30-35%. И это самый эффективный показатель повышения безопасности дорожного движения в России.

По данным ЦОДД, каждый год в Москве становится примерно на 300 тысяч машин больше. «Мы самый автомобилизированный город в стране, при этом у нас самых низкий показатель по ДТП и пострадавшим. Это сотни жизней людей, которые должны сказать спасибо системе фотовидеофиксации», — добавил Горшков.

Конечно, ошибки есть, но их процент ничтожно мал — 0,001%. Причём в некоторых случаях часто виной всему человеческий фактор, когда инспектор в спешке не успевает взвесить все «за» и «против».

Нет предела совершенству

Представитель ЦОДД назвал одной из лучших компаний по производству комплексов фотовидеофиксации объединение «СПТ — Системы передовых технологий», которое находится в подмосковной деревне Лешково. Директор по развитию предприятия Андрей Заушицын подтвердил, что прогресс очевиден.

Вообще система фотовидеофиксации появилась в России с середины 2008 года. «Тогда были только передвижные комплексы на треногах, которые фиксировали лишь скорость одного конкретного автомобиля, попадающий в объектив. И тогда был миллион ситуаций, когда в кадр попадало два автомобиля, и было невозможно понять, чья это скорость. Процент ошибок был колоссальный. На сегодняшний день совершенствование техники привело к тому, что современные комплексы, включая “Стрелку”, фиксируют сразу весь поток движения на 4-5 полосах на 300-500 м», - пояснил он.

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

«Стрелка», а это одна из последних моделей камер, умеет чётко отделять статический фон от движущихся объектов. Поэтому она может практически безошибочно фиксировать выезд на обочину, выделенную полосу движения и т.д. Возможные курьёзы описал в Livejournal замруководителя ЦОДД Александр Евсин, известный под псевдонимом Евгений Шульц.

Дословно:

  1. Ведение цели не по её реальному контуру, а по тени или отблескам фар. Это редкое сочетание возникает при определенном угле обзора, погоде и положении солнца.

  2. В случае нечитаемого или плохо читаемого номера нарушителя, алгоритм распознавания номера может распознать не номер нарушителя, а номер другой машины такого же цвета, попавшей в кадр вплотную к нарушителю на финализирующем снимке (машины выглядят объединённым объектом для алгоритма, который обрабатывает данные в инфракрасном диапазоне). Это тоже редкое сочетание.

  3. Водитель формально нарушил правила (пересёк разметку в неправильном месте или выехал на обочину), но сделал это по указанию инспектора ГИБДД, поскольку указания инспектора приоритетнее, чем требования разметки, знаков и сигналов светофора, либо в ходе объезда препятствия возникшего из-за ДТП или дорожных работ. Это также редкое сочетание факторов и в большей степени вообще не ошибка алгоритма, а недоработка на этапе обязательного контроля в ЦАФАП.

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Анализ ошибок показал две проблемы: некорректная, при некоторых редких сочетаниях условий, работа алгоритма цифрового зрения, который используется в программном обеспечении камеры, и человеческий фактор при проверке и подписи постановлений по административным правонарушениям. Над первой работают программисты (собственно, они и не прекращали совершенствовать ПО), со второй обещал помочь Анатолий Кучерена, который возглавляет общественный совет при МВД.

«Можно ли снизить на производстве процент ошибки — естественно, мы постоянно над этим работаем. Наверно, никто не скажет, когда процент будет сведён к нолю. Но нет предела совершенству», — заверил директор по развитию предприятия.

Как делают камеры

В Московской области делают чуть ли не лучшие камеры в мире. «Лучше тех камер, которые установлены в Москве, нет нигде в России, и в принципе даже в Европе», — сказал замруководителя ЦОДД. Преимущество наших комплексов в основном в приспособленности к разным погодным условиям.

Вообще то, что мы называем просто камерой, — на самом деле сложный комплекс. Всё СПТ производит всего не более 15 таких штук в день. Работа очень тонкая.

87% комплектующих в комплексах фото- и видеофиксации — отечественного производства, импортные — только камера и процессор. «Мы бы с удовольствием применили отечественные камеры, но, к сожалению, нет такого класса камер. Может, они и есть где-то в оборонной промышленности, но немаловажный фактор — цена», — пояснил журналистам директор производственного объединения Олег Максимович.

Лидером в производстве светочувствительных матриц для комплексов сейчас является фирма Sony. «Это не обычные камеры, которые можно увидеть в фотоаппаратах, это специальные так называемые промышленные камеры. Они работают в широком температурном диапазоне от минус 40 до плюс 50 градусов. У нас есть партнёрское соглашение с фирмой Sony, мы фактически вносим своё программное обеспечение в контроллеры, уже более настроенное под наши требования, с завода-изготовителя они не совсем им соответствуют», — уточнил он.

Чтобы поступившая на завод камера, а точнее — матрица, стала комплексом фиксации, нужно приделать объектив, блок питания, прожектор, систему вентиляции и ещё много всего. И это не просто механическая сборка. «Вот здесь создаётся избыточное давление воздуха, чтобы пыль не попадала внутрь камеры. Дело в том, что каждая пылинка вносит свою составляющую в качество распознавания», — привёл пример директор.

В конце комплексы долго тестируют и испытывают. Проверяют их, можно сказать, на живца. На территории завода есть «аллея номеров»: в два ряда установлено несколько десятков номеров, на которые направлена готовая камера. «Номера необычные. Во-первых, регион у нас под номером 100, которого, естественно, не существует. Дело в том, что номера изготовлены по той же технологии, что и обычные номера на автомобилях, поэтому нас обязали использовать несуществующий регион, — пояснил Максимович. — Во-вторых, буквы тоже нестандартные: Ч, Щ. Автомобилисты знают, что в обычных номерных знаках их не используют».

Здесь же комплекс «учат» распознавать самостоятельно изменённые номера. «Поверьте, наш комплекс видит всё — никакие плёнки не помогут», — добавил директор.

Последнее слово

Несмотря на то, что камеры ошибаются очень редко, вердикт всё равно выносит человек — постановление подписывает сотрудник ГИБДД, который и должен отличить машину от её тени и бликов от фар.

Чтобы минимизировать ошибки из-за человеческого фактора, штат будет увеличен. Об этом ранее на выездном заседании общественного совета при МВД РФ, посвящённом проблеме автофиксации нарушений ПДД заявил начальник управления ГИБДД по Москве Виктора Коваленко. По его словам, силы можно перераспределить между службами, так как сейчас на штрафах сидит всего 32 инспектора. А раньше было 63.

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

По данным ГИБДД, за 8 месяцев 2016 года вынесено 9,9 млн постановлений по делам об административных правонарушениях. А количество жалоб составляет всего 0,5%, из них курьёзные случаи — 0,001%. В бюджет от штрафов только в этом году поступило 8,5 млрд рублей. Хотя Коваленко подчеркивает, что главное — воспитание водителей, а не пополнение казны. Он даже высказывается за антирадары, потому что «они дисциплинируют — пищать в столице будут, не переставая».

Кстати, в Москве скоро появятся новейшие радары, которых нет нигде в мире. «Мы его называем 4D-радар. Он измеряет скорость объектов, дистанцию до них, определяет угол по азимуту и угол места», — уточнил Максимович.

Сегодня на улично-дорожной сети города установлено 960 комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД, из них стационарных 926 и 34 передвижных. Они фиксируют 17 видов нарушений. Пока это делают разные камеры, но в работе комплекс, который будет запрограммирован на все. Также в городе 307 муляжей. Где стоят комплексы, правоохранители не скрывают. Потому что главная цель — дисциплина. Причём не только для водителей. Ведь камере неважно, кто нарушил и сколько предлагает. По крайней мере пока техника до этого не дошла.