МЦД: как это работает?
Для начала - о самом главном: какие бы громкие события не происходили в Москве в последние годы, как бы их не называли «прорывами», «революциями» и «шагами в будущее», ни одно из них не может сравниться по своей значимости с запуском Московских центральных диаметров. Именно они, по сравнению с обычными электричками, будут проходить через всю Москву насквозь и не будут привязаны к конкретным вокзалам. Отсутствие конечных остановок на вокзалах в разы увеличит количество новых маршрутов, как в Москве, так и по области. Все это невероятно разгрузит и метро, и пригородные электрички, и вылетные магистрали. И, самое главное, соединит Москву и область, превратив в единое транспортное пространство, комфортное как с точки зрения логистики, так и с точки зрения пользования. Однако же, как и все новое, работа МЦД вызывает целый ряд вопросов.
С чего все началось?
С метро, а точнее, с его отсутствия. Было так: некоторое время назад подмосковные власти предлагали в письме президенту Владимиру Путину продлить оранжевую линию метро до станции «Челобитьево» в Мытищах. Власти Москвы и Минтранс прогнозировали, что это приведет к «критической» загрузке подземки и выступили против строительства.
«Метро — это прежде всего внутригородской транспорт. Для связи регионов во всем мире развивают пригородный железнодорожный транспорт», — пояснили в департаменте транспорта Москвы.
Однако же было найдено компромиссное решение: развивать проект московских центральных диаметров (МЦД).
Что это вообще такое?
Московские центральные диаметры - это новые сквозные маршруты пригородных электричек, которые решено пустить прямо через центр. Для этого город достроит недостающие связи между теми вокзалами и железнодорожными направлениями, которые сейчас вообще не пересекаются. А по тем маршрутам, которые уже существуют, пустят десятки новых поездов.
Департамент транспорта планирует, что к 2025 году МЦД снимет четверть нагрузки на центральные вокзалы и 13 % — на всю транспортную систему Москвы вообще.
«Этот проект эксперты пробивали последние десять лет, но мэрия годами делала вид, что никакой агломерации не существует, а Москва заканчивается МКАДом, — отмечает урбанист Аркадий Гершман. — Все изменил грандиозный успех МЦК, власти увидели потенциал в уже существующих железнодорожных линиях, на которых нужно просто поднять качество сервиса — и тогда люди поедут. Революционное тут именно переосмысление: не обязательно тянуть дорогое метро в Подмосковье, если можно доработать то, что уже существует».
Проект этот предельно сложный, учитывая плотность московской застройки и необходимость демонтажа, переноса и реконструкции сотен километров полотна и коммуникаций. Тем не менее он попал в план реализации и находится под контролем столичных властей.
Почему именно эти направления?
Тут все просто. Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках практически готова к работе в новом режиме. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК: на метро можно будет совершить 25 пересадок, на МЦК можно будет пересесть на четырех станциях.
В дальнейшем запланировано открытие еще трех диаметров: «Зеленоград — Раменское», «Апрелевка — Железнодорожный», «Пушкино — Домодедово». Предполагается, что поезда будут ходить с интервалом в несколько минут, а не часов, как это происходит сейчас. Что касается наземных объектов, таких как станции, платформы, павильоны, то здесь основной упор делается на комфорт и удобство пользования. «Будут учтены интересы пассажиров старшего возраста, слабовидящих, пассажиров в инвалидных колясках», — говорит генеральный директор «ОСК 1520» Сергей Клевакин.
Что изменится с появлением МЦД?
Чтобы добраться сейчас из Одинцово в Лобню, требуется не меньше полутора часов. При этом интервал движения электропоездов в среднем около получаса. Еще больше времени – примерно три часа – требуется для поездки из Нахабино в Подольск. Нужно доехать до Курского вокзала и сделать там пересадку на другую электричку. Прямые рейсы есть, но ходят они редко.
С запуском МЦД пригородная железнодорожная сеть интегрируется в метро. Сделать пересадку, причем бесплатно, можно будет на разных станциях метрополитена и Московского центрального кольца в любом направлении. Интервал движения электричек сократится до 6 минут – как в метро! График работы тоже будет соответствующим – с 5.30 утра до 1.00 ночи.
В чем еще плюсы?
Вот главный вопрос всех скептиков. Но ответить на него не сложно с помощью цифр. Итак…
Суммарно МЦД «Белорусско-Савеловский» и МЦД «Курско-Рижский» — это 132 километра пути и 66 станций, с 27 из которых можно будет пересесть на метро, Московское центральное кольцо или радиальные направления железной дороги.
Благодаря МЦД общественный транспорт станет доступнее для 3,7 миллиона пассажиров, проживающих в более чем 45 районах Москвы и шести городах Московской области.
В поездах появится более 900 тысяч новых пассажирских мест.
Но это - далеко не все! «В долгосрочной перспективе МЦД можно рассматривать как инструмент изменения баланса землепользования в Москве. Почему, например, сейчас центр города перегружен деловыми функциями? Да потому, что, например, жителям Мытищ и Подольска, если они хотят что-то вместе сделать, проще всего встретиться в центре Москвы. Причем не важно, каким видом транспорта они пользуются. С запуском МЦД появляется еще одна зона «универсальной транспортной доступности» где-то в срединной части города, как раз в точках пересечения МЦД, МЦК, новой Большой кольцевой линии метрополитена. Таким образом, благодаря своему устройству транспортная система будет стимулировать развитие новых деловых центров, что постепенно повлияет на переток пассажиров в срединную часть города, освобождая центр», - уверен директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ «Высшая школа экономики» Константин Трофименко.
«Создание еще одного каркаса притяжения деловых пассажиров, до которого будет достаточно удобно добираться из любой части города, позволит оживить промзоны, которые традиционно сконцентрированы вокруг железнодорожных путей, - считает он. - Совершенно очевидно, что одного «Сити» для такой крупной агломерации, как Москва, совершенно недостаточно: городу нужно еще несколько таких «сити» поменьше».
Для кого это делается?
В первую очередь, для жителей районов Лианозово, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Марфино, Тимирязевский, Тверской, Бутырский, Савеловский, Отрадное, Алтуфьевский, Пресненский, Беговой, Дорогомилово, Кунцево, Фили-Давыдково, Можайский, Митино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Щукино, Войковский, Аэропорт, Марьина Роща, Мещанский, Красносельский, Басманный, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Чертаново Южное, Лефортово, Люблино, Марьино, Нижегородский, Южное Бутово, а также города Щербинки.
Удобнее станет ездить из Подмосковья — из Сколкова, Лобни, Долгопрудного, Одинцова, Красногорска, Подольска и Нахабина.
Как найти станции МЦД?
С помощью новой навигации.
«Изначально мы планировали обновить около 60 тысяч навигации, но в итоге мы решили увеличить это количество до 100 тысяч штук, - рассказал начальник дирекции МЦД Департамента транспорта Москвы Андрей Акимов. - Это сделано для того, чтобы упростить путь нашего пассажира, сделать все, чтобы с первых дней он знал о новых пересадках на МЦД и мог пользоваться новым наземным метро, строя удобные альтернативные маршруты с помощью диаметров».
Читайте также
Кстати, вот еще что важно помнить: работать диаметры будут с 05.30 до 01.00 — то есть точно так же, как и подземка. Интервалы движения поездов в часы пик не превысят пяти-шести минут.
Что нас повезет?
Вместе с обычными пригородными электричками на диаметрах будет 39 поездов «Иволга». Постепенно число последних будет увеличиваться.
«Электропоезда «Иволга» оптимальны для перевозок по МЦД. Маршруты первых диаметров разработаны таким образом, что у пассажиров будет много возможностей пересесть на метро, МЦК или другой общественный транспорт. Вагоны спроектированы с учетом того, что люди будут часто входить и выходить на станциях. Для этого увеличена ширина дверных проемов и нет тамбуров — даже в часы пик можно свободно зайти внутрь и пройти по салону в обе стороны поезда», - говорит генеральный директор перевозчика Максим Дьяконов.
В зависимости от пассажиропотока и времени дня (учитываются часы пик) в «Иволгах» будет от пяти до 12 вагонов.
Во-вторых, эти поезда оборудованы креплениями для велосипедов и местами для багажа, в салоне есть комфортные зоны для маломобильных пассажиров и родителей с маленькими детьми, USB-розетки и маршрутное табло. В туалетах установлены пеленальные столики, сенсорные краны и автоматические сушилки для рук.
Ну, и, наконец, в составах также работают Wi-Fi, системы поддержания микроклимата и обеззараживания воздуха, ведется автоматический мониторинг содержания углекислого газа. Кроме того, для обеспечения безопасности установлены системы видеонаблюдения и контроля бдительности машиниста.
Сколько это стоит?
На диаметрах будет три зоны: «Центральная», «Пригород», «Дальняя».
«Центральная» зона будет работать в пределах МКАДа и чуть выходить за его пределы (от Волоколамской до Остафьево и от Марка до Сетуни). Здесь будет действовать московское билетное меню со всеми абонементами.
Пересадка на метро, другие диаметры и МЦК бесплатная в течение 90 минут от первой валидации.
Пересадка на наземный транспорт идёт как отдельный проход в проездных на определённое количество проходов, с доплатой в ₽21 и включением тарифа 90 минут на электронных кошельках, либо бесплатная при безлимитных проездных .
Можно будет оплатить PayPass/PayWave и Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. Проехать можно будет и по билетам для электричек, но тогда все пересадки платные. Бумажные билеты «Единый» работать не будут.
«Пригород» пройдёт по Подмосковью от «Центральной» до «Дальней» зоны. Конечные станции «Пригорода» — конечные станции МЦД. Стоимость проезда ₽45, бесплатная пересадка на МЦК, метро и другие диаметры в течение 90 минут по электронному кошельку «Тройки».
На Тройку или Стрелку доступны безлимиты на 1 сутки (285 рублей), 3 суток (545 рублей), 30 дней (2570 рублей), 90 дней (6940 рублей) и 365 дней (24450 рублей).
Если у вас есть абонементы на «Центральную» зону, то всё равно придётся покупать полный разовый билет. Для выезда в «Дальнюю» зону необходимо будет приобретать существующий пригородный абонемент у жд операторов или оплачивать всю поездку электронным кошельком.
«Дальняя» — ₽45 по умолчанию + ₽23 за каждую зону от/до «Пригородной» зоны. Бесплатная пересадка на МЦК, метро и другие диаметры по Тройке здесь будет в течение 90 минут от момента въезда в границы МЦД.
«Дороговато!» - может сказать кто-то. Однако же абонементы МЦД будут значительно выгоднее железнодорожных. Например, месяц проезда от станции Долгопрудная с учетом абонемента на метро на 30 суток сейчас стоит 3720 рублей, а на МЦД будет стоить 2570 рублей. То есть экономия составит более 30 процентов.
И, да: чтобы записать проездной билет на «Тройку», пассажиры смогут пользоваться автоматами по продаже билетов в метро и на МЦК. Также пополнить «Кошелек» карты «Тройка» или записать билеты для поездки на МЦД можно будет в автоматах на станциях Московских центральных диаметров.
Кто сможет ездить бесплатно?
Список категории жителей Московской области, которые смогут бесплатно ездить на МЦД, метро и МЦК, довольно велик. Он включает:
-
Жителей, получающих пенсию в соответствии с российским законодательством и не достигших возраста 60 лет. За исключением тех, у кого в соответствии с законодательством Московской области есть право на меры соцподдержки по бесплатному проезду в Москве.
-
Одного опекуна (попечителя), приемного родителя или патронатного воспитателя, воспитывающего ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
-
Одного из родителей инвалида с детства, который учится очно по основным программам в образовательных организациях, — до окончания им обучения, но не дольше, чем до достижения им возраста 23 лет.
-
Граждан предпенсионного возраста 60 и 55 лет (мужчин и женщин соответственно), имеющих страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с российским законодательством. За исключением тех, кто в соответствии с законодательством Московской области имеет право на меры социальной поддержки по бесплатному проезду в Москве.
Повлияет ли МЦД на работу «Аэроэкспрессов»?
Да. Поезда «Аэроэкспресса» до Шереметьева поедут совершенно иначе.
Поезда будут ехать от Одинцова до Белорусского вокзала со всеми остановками по тарифам МЦД. Между вокзалом и аэропортом сохранится режим экспресса с добавлением Савеловского вокзала, остановка на Окружной сохранится, цена будет уже «Аэроэкспресса». В работу выйдут двухэтажные Штадлеры.
Время в пути между Одинцово и Шереметьево сейчас составляет 90 минут, от Белорусского до Шереметьево поезда будут ехать 50 минут. Отправления с вокзала будут в 05 и 35 минут каждого часа.
С июля этого года поезда «Аэроэкспресса» отправляются из Одинцова в тестовом режиме. После открытия МЦД маршрут до аэропорта станет частью городской транспортной сети. Между Одинцовом и Белорусским вокзалом «Аэроэкспресс» будет следовать со всеми остановками. Стоимость билета на экспресс будет соответствовать тарифам МЦД (около 50 рублей).