«Все мы хотим уйти из реальности». Почему жители мегаполиса любят истории про драконов и волшебников
Про тех, кто любит читать, и старого друга
Результаты исследования показали, что больше всего россияне любят летние прогулки и отдых на природе. Об этом заявили 76 и 66 процентов участников опроса соответственно. На третьем месте — просмотр кино и сериалов. Этот вид досуга всем остальным предпочли 63 процента опрошенных.
Чтение занимает почетное четвертое место, но это не умаляет его важности. Хотя об этом говорят только 41 процент участников исследования, многие из них берут с собой книги на дачу, в поход или в туристическую поездку. Из всех, кто любит почитать в теплое время года, 70 процентов объяснили свой выбор тем, что книгу легко взять с собой в отпуск или выйти с ней на свежий воздух. Причем литература — в большей степени способ женского отдыха. Без книги не отдыхает 46 процентов участниц опроса.
«Многие люди выбирают чтение, потому что оно стало чувственным наслаждением определенного уровня, — считает семейный психолог Светлана Ладейщикова. — Это встреча со старым другом, которую иногда специально откладывают до начала отпуска, отъезда на дачу или в путешествие. Из-за ритма жизни мы читаем все меньше, тем более, если речь идет о бумажных книгах. В итоге те, кто любят читать, выделяют для этого время специально, предвкушают его. И совместить чтение с отпуском становится отличной идеей — это совмещение приятного с еще более приятным».
В конце списка любимых занятий летом — желание не делать вообще ничего, свойственное 23 процентам опрошенных, и стремление создавать что-то новое своими руками, предпочтительное для 22 процентов.
Про удовольствие, знакомое с детства
По словам психолога, читать любят те, для кого этот процесс связан с получением удовольствия с самого детства.
«Если человек, еще будучи ребенком, любил погружаться в другие миры и истории, он будет возвращаться к этому и во взрослом возрасте, — продолжает Светлана Ладейщикова. — Так он может дать волю своей фантазии, самостоятельно создать картину того, о чем читает. Это главное отличие книг от сериалов, где сценаристы, режиссеры и актеры уже создали определенные образы за зрителей».
Несмотря на то, что удовольствие от погружения в книжную реальность появилось намного раньше кино, телевидения и онлайн-кинотеатров, любящих читать людей более консервативными назвать нельзя. Нельзя назвать их и более креативными, чем те, кто любит, к примеру, комиксы.
«Все это точно связано с одним — с возрастом, — продолжает психолог. — Люди, которые выросли уже в эпоху гаджетов, в массе своей больше удовольствия получают от просмотра визуального контента. Это просто другое мышление. Они скорее всего будут выбирать сериалы, а если и книги, то электронные».
Поколение постарше больше любит печатные книги, потому что они более привычны. К тому же именно погружение в вымышленный мир через чтение было единственным способом временно уйти из окружающей реальности с ее проблемами и сложными вопросами.
«К тому же книги у молодых людей могут прямо ассоциироваться исключительно с учебниками, — подчеркивает психолог. — Это любви к литературе, как правило, не добавляет».
Про другие летние развлечения
Более половины опрошенных (54 процента) полагают, что летний отдых должен быть активным. При этом 45 процентов участников исследования не любят неожиданностей, так что стараются четко распланировать теплые месяцы. При этом к спонтанным решениям всегда готовы 21 процент респондентов, а 17 процентов предпочитают спокойный отдых, пытаясь достичь умиротворения и гармонии.
Временем для общения с семьей и друзьями лето назвали 59 процентов участников опроса, но 14 процентов уверены, что лучше посвятить эти месяцы себе.
Зато 48 процентов опрошенных оказались не готовы к отказу от получения новой информации. Не загружать мозг новыми данными хотели бы только 18 процентов опрошенных. Причем стремление к расширению кругозора в большей степени свойственно людям 25-34 лет, и это 54 процента участников исследования.
Про сказки для взрослых
Если говорить о людях, которые едут в отпуск, то читают 68 процентов из них. Причем текстовые книги остаются в приоритете — их выбирают 48 процентов против 21 процента тех, кому ближе аудиоформат.
Отказываются от чтения книг в отпуске совсем только 19 процентов опрошенных.
При этом в разных регионах могут быть свои литературные предпочтения. Так, например, москвичи больше, чем жители других городов и республик, любят читать фэнтези — 30 процентов против 22 процентов соответственно.
«Дело в том, что нам очень хочется оторваться от реальности, — говорит Светлана Ладейщикова. — В тех мирах, которые нам предлагают авторы фэнтези, постоянно происходят различные чудеса, которых нет в нашей жизни. Это завораживает. Очень хочется если и не поверить во все это, то хотя бы какое-то время пожить в тех мирах».
Особенно это может быть свойственно людям, живущим в очень динамичном социуме и ситуациях, которые постоянно связаны с высоким напряжением. Любой мегаполис — генератор подобных жизненных условий. Возможно, именно поэтому в больших городах выше концентрация людей, которые любят сказки в любом возрасте.
«Опять же, многое идет из нашего детства, — продолжает психолог. — Если человек в очень юном возрасте любил истории про драконов и волшебников, нет ничего удивительного, что он любит их и после, например, 30 лет. Это его дом родной, где понятны все законы и правила. Каким бы ни был сюжет, что бы там ни происходило, для такого читателя это безопасное место, в которое можно уйти и немного передохнуть. Например, хотя серия о Гарри Поттере — это вроде бы не совсем каноничное фэнтези, а сколько людей хотело учиться в Хогвартсе и до сих пор шутит о том, что сова с приглашением просто где-то заблудилась?»
Про то, о чем читать не хочется
А вот о чем не хотят читать жители столицы, так это о здоровье. Эти книги выбирают для летнего чтения всего семь процентов москвичей. В целом по России этот показатель ненамного выше — 13 процентов.
Причем в городах с населением до 500 тысяч человек книги про ЗОЖ пользуются большей популярностью — их выбирают 18 процентов опрошенных.
Молодые люди любят комиксы. Они популярны у участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет. Причем в столице любителей графических историй больше — 18 процентов против 7 процентов в среднем по России.
Про книжки о любви
Прошедший опрос показал, что сохраняются и некоторые традиционные предпочтения читателей. Так, романтические истории чаще выбирают женщины — 35 процентов в столице и 24 процента в среднем по стране. Мужчины к романтике более равнодушны. Только 12 процентов из них также любят истории про любовь.
«Здесь тоже все в большей степени зависит от воспитания, — говорит Светлана Ладейщикова. — Девочек и сейчас воспитывают так, что отношения для них — это самое главное. Их растят для того, чтобы создать семью. Любовь здесь становится абсолютной ценностью. Мальчикам же с самого начала внушают, что самое важное для них — это дело, которым они будут заниматься. То, что в нас регулярно поддерживают, то и расцветает».
При этом, по словам психолога, женщины от природы, в силу, в том числе, гормонального фона более чувствительны.
«Отсюда те же томления, слезы и страдания в подростковом возрасте, — поясняет специалист. — Девушки ждут любви. Когда судьбоносная встреча не происходит, книга становится своего рода спасением. И невероятно популярными становятся истории любви. Например, давно ли на пике была серия романов об обычной девочке и вампире “Сумерки”? Некоторые застревают в этих фантазиях. Это особенно свойственно женщинам, чья личная жизнь не складывается. Пространство воображения позволяет им проживать то, чего в их реальности нет».
Про легкие книги и запутанные истории
Читатели предпочтение отдают легким историям и сюжетам — сложностей не любит 41 процент участников исследования. К закрученным сюжетам тянутся только 23 процента читателей, причем большинству из них меньше 35 лет. К тому же объемные книги на 700-800 страниц выбирает каждый пятый — 21 процент опрошенных.
«Любовь человека к сложным сюжетным переплетениям во многом зависит от его психологического состояния в момент, когда он берет в руки книгу, — говорит психолог. Если у него нет ресурса погружаться в какие-то запутанные истории или философские глубины, он не станет этого делать, а если попробует, удовольствия не получит».
С другой стороны, по словам специалиста, многое зависит и от интеллектуального уровня читателя. Один и тот же сюжет для кого-то может показаться сложным и нудным, а другой будет думать, что это простая задачка, а чтение этой книги — обман ожиданий и потеря времени.