Город

Москва продолжает досматриваться

Эксперты о последствиях отмены проверки пассажиров в столичных аэропортах

© Sergei Karpukhin / Reuters

Генеральный директор Международного совета аэропортов в Европе предложил премьер-министру России Дмитрию Медведеву отменить досмотр пассажиров и багажа на входах в аэровокзалы, поскольку образующиеся из-за этого очереди могут стать мишенью для террористов. МОСЛЕНТА спросила экспертов, чем грозит отмена досмотров в аэровокзалах.

Гендиректор Международного совета аэропортов в Европе Оливье Янковек 28 апреля отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором призвал российские власти отказаться от проведения досмотра на входах в аэропорты, а также переложить ответственность за безопасность в зонах общего доступа с операторов аэропортов на силовые структуры.

В письме сообщается, что по результатам изучения терактов, произошедших в воздушных гаванях по всему миру, в том числе недавних взрывов в аэропорту Брюсселя и произошедшего в 2011 году теракта в столичном «Домодедово», эксперты пришли к выводу, что сплошной контроль в аэропортах неэффективен с точки зрения террористической безопасности.

© Денис Новиков / PhotoXPress.ru

По мнению специалистов, перед рамками на входах в здание в часы-пик образуются большие очереди, которые могут стать мишенью для злоумышленников. В пример Янковек приводит систему безопасности аэропорта Тель-Авива, в котором нет досмотровых пунктов. Вместо этого власти Израиля используют комплексный подход в борьбе с террористами, включающий в себя использование камер видеонаблюдения, сбор разведданных, распознавание номеров автомобилей, патрулирование территории и анализ поведения пассажиров.

Столичные аэропорты заняли глухую оборону и не дают комментариев в отношении поступившего предложения. В то же время опрошенные МОСЛЕНТОЙ эксперты пояснили, что досмотр пассажиров нужно не отменять, а, наоборот, усиливать.

Виталий Ефимов, первый зампред комитета Госдумы по транспорту, в 1991-1996 годах министр транспорта России

© Юрий Пирогов / PhotoXPress.ru

Если мы хотим остаться в живых, отменять досмотр пассажиров нельзя ни в грязной, ни в чистой зонах. Его, наоборот, нужно усиливать. Я летаю каждый месяц, и для меня не проблема раздеться, разуться и показать свою ручную кладь. Для всех нормальных людей это тоже не проблема. Зачем же от этого отказываться? Кому станет легче? Разве что террористам.

Впрочем, с ними бороться нужно не только и не столько в зоне досмотра, сколько на подходах к аэропорту – для этого нужно лучше контролировать территорию вокруг аэроузлов и доверять спецслужбам, а не мешать им работать.

Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР

© Евгения Гусева / Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Весь мир сейчас озабочен решением проблемы, связанной с терроризмом. Террористы взрывают аэропорты, уничтожают пассажиров в воздухе, и на земле. Такие случаи всегда становятся примером ожесточенного спора, а у нас еще и поиском крайнего.

После взрыва в «Домодедово», например, у нас нашли виноватого и совершенно незаконно посадили под домашний арест владельца аэропорта. В европейских головах даже мысли не возникает привлечь к ответственности за теракт владельца аэровокзала.

Дело в том, что в «Домодедово» была совершенно неувязанная между собой система террористической безопасности. Не было четко обозначено, кто и за что несет ответственность.

У нас по Конституции за безопасность граждан отвечает государство. Для того чтобы выполнять это требование, оно имеет специальные органы, обладающие правами и функциями, которые не предусмотрено иметь владельцам аэровокзалов. Ни один владелец не несет ответственность за теракты, так как он просто не имеет права заниматься террористической безопасностью.

В США и Израиле спецслужбы начинают проводить проверку каждого, кто купил билет на самолет, выясняя его связи и род деятельности. Но этим имеют право заниматься исключительно спецслужбы, если же изучать подноготную пассажиров начнут владельцы вокзалов или аэропортов, они автоматически нарушат законодательство.

Скорее всего, Международный совет аэропортов в Европе, написав письмо в наше правительство, между строк указал: «Ребята, что вы делаете? Выпустите владельца Домодедово, он не имел права заниматься слежкой и борьбой с терроризмом, он ни в чем не виноват!»

А что касается отмены досмотров в принципе, то их действительно давно пора отменить. Мы сами создаем массовое скопление людей, чему террористы радуются и аплодируют.

Государство должно потенциального террориста просто не допустить в аэропорт. Его надо отследить и взять за сутки до вылета на подходах. Сейчас же власть свою работу и свою ответственность возложила на владельцев аэропортов, а сама сидит, практически сложа руки.

Игорь Дельдюжов, президент Шереметьвского профсоюза летного состава

© Николай Дудукин / PhotoXPress.ru

Досмотры надо обязательно оставить. Мы все еще помним горький пример «Домодедово». Все пассажиры, встречающие, провожающие должны быть тщательно досмотрены.

Уверен, такая рекомендации появилась лишь из-за возможных жалоб пассажиров, вынужденных приезжать в аэропорт заранее. Конечно, досмотр требует времени, но безопасность все же важнее. Аэропорты – это то место, где всегда находится много людей, и затесаться среди них террористу не составляет труда.

Кстати, наши пассажиры к таким досмотрам давно привыкли, так что на неудобства скорее всего пожаловались европейские путешественники.

© Артем Коротаев / ТАСС

Сплошной досмотр пассажиров и багажа на входах в аэропорты был введен после теракта в столичном аэропорту «Домодедово», который произошел 24 января 2011 года. Террорист взорвал бомбу в зале прилета аэровокзала, в результате чего погибли 37 и были ранены 172 человека.

По факту происшествия были возбуждены два уголовных дела, а также уволены начальник управления МВД на транспорте по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев и начальник линейного отдела внутренних дел «Домодедово», а также его заместители.

В феврале 2016 года суд оставил под домашним арестом владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, которого вместе с другими управляющими воздушной гавани обвиняют во введении новой системы досмотра, благодаря которой в здание аэровокзала смог проникнуть террорист.

В 2004 году на бортах лайнеров Ту-154 и Ту-134, вылетевших из «Домодедово» в Сочи и Волгоград террористки-смертницы привели в действие взрывные устройства. Оба самолета разбились. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Число жертв катастрофы составило 90 человек.

Следователям удалось выяснить, что билеты террористкам продал перекупщик Армен Арутюнян и милиционер Михаил Артамонов. Сотрудник авиакомпании «Сибирь» Николай Коренков провел смертниц на борт без досмотра за одну тысячу рублей.

В 2003 году на летном поле Тушинского аэродрома во время проведения рок-фестиваля Крылья произошел ряд взрывов, в результате которого погибли 16 и были ранены более 40 человек. По данным следствия, взрывные устройства на мероприятия пронесли смертницы.