Работа под прикрытием
МОСЛЕНТА продолжает серию публикаций о Москве мусульманской. Мы пообщались с женщинами, корни веры которых уходят в семейную историю, и с представительницами ислама, принявшими его недавно. Они по-разному видят жизнь в столице и по-своему строят отношения с жителями города.
«Ранним утром я расплакалась от того, что азан звучал очень красиво»
22-летняя Эльмира улыбается в ответ на вопрос "Как вы пришли в мусульманство" и начинает рассказ о деревушке в Нижегородской области, где три мечети стоят совсем недалеко друг от друга. Каждые пять минут звучит азан. Спустя 15 минут он прокатывается по деревне уже многоголосьем.
Читайте также
«Четыре года назад я приехала туда погостить, — говорит она. — Мне тогда совсем не хотелось ехать в деревню в свои 18-ть. Каждое утро я злилась, потому что просыпалась под звук азана – не нравилось, что будят слишком рано. В один из дней ранним утром я расплакалась. Правда, от того, что азан звучал очень красиво. Тогда поняла, что без этого не могу. Пошла на базар, купила платок. Приехала в Москву и потеряла всех своих знакомых, почти всю жизнь. Я была типичным подростком, любила погулять. Все думали, что это перегорит».
Сейчас она заглядывается на платки и химары в ТЦ «Радуга», где работает продавцом. Эльмира объясняет, что продажи мусульманской одежды — сезонные, но она работой довольна, в частности зарплатой и тем, что от покупателя до покупателя есть свободное время.
На рабочем столике Эльмиры религиозная литература. Она показывает страничку с именами пророков согласно иудейской, христианской и исламской традициям. «Видишь, у нас много похожего», — говорит она.
Хотя в 2016-м Эльмира окончила университет «Синергия» и утверждает, что знает основы менеджмента и управления персоналом, по специальности она не работала еще ни разу. От сестер девушка слышала, что устроиться с оглядкой на ее диплом почти невозможно, если носишь традиционную для мусульманки одежду. Да и получить образование в таком облачении — уже полоса препятствий.
Читайте также
«В нескольких вузах запретили носить одежду, которая показывает отношение к религии. В университете имени Сеченова еще пару лет назад не разрешали совершать намаз. Есть случаи, когда студенты из-за таких правил просто отчислялись», — рассказывает собеседница МОСЛЕНТЫ.
О таком запрете в Сеченовке говорили еще в 2013-м. В другом медвузе — национальном исследовательском медицинском университете им. Н.Н. Пирогова – в 2014 году ректором был издан приказ № 274 с пунктом 2.3.: «Недопустимы: одежда, указывающая на принадлежность к той или иной национальности или религии (в том числе национальные головные уборы)».
И если в РНИМУ им. Н.И. Пирогова этот приказ «о внешнем виде студентов» подкрепляется внутренним этическим кодексом (его статья 4, п.8 «не одобряется явное демонстрирование своей религиозной принадлежности, открытое ношение религиозных знаков и символов»), то в МГМУ им.И.М.Сеченова ссылаются на федеральное законодательство.
«В нашем университете обучаются студенты более чем из 80 стран мира. Вероисповедание и форма проведения религиозных обрядов является личным делом каждого, если это не приводит к нарушению прав и свобод других граждан, - ответил МОСЛЕНТЕ декан по работе с иностранными студентам Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Олег Глазачев. – В соответствии с Законом РФ «Об образовании» деятельность любых религиозных организаций на территории вузов, а также совершение публичных религиозных обрядов запрещены. Студенты могут совершать религиозные обряды в местах проживания – к этому нет никаких препятствий».
Правда, в законе «Об образовании в РФ» прямого запрета на совершение религиозных обрядов в стенах вузов нет. А вот в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» указано: «Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов» (ст.16,п.3). О том, действует ли до сих пор запрет на совершение намаза в Первом МГМУ им. И.М.Сеченова нам так и не рассказали.
Читайте также
«Пока я училась в «Синергии», никто не запрещал молиться или носить химар, сейчас все могло измениться. С проблемами в обучении я столкнулась только в автошколе при МАМИ, — уверяет Эльмира, любимая одежда которой — темный химар-никаб с угольной юбкой в пол. — Оплатила занятия, но меня просили приходить на учебу пораньше, пока открыт черный ход. Решила отказаться от таких услуг. Приехала забрать деньги, но меня долго не пускали в автошколу. В итоге, конечно, все утряслось, но было обидно».
- Ну что, террористки, вы болтать закончили, - прерывает нас охранник и смеется, перебиваясь на «Ну, я же шучу, девочки».
Эльмира говорит, что к юмору охраны торгового центра привыкла, но хмурит брови и на мужчину в черной форме смотрит неодобрительно.
«Я также была православной христианкой, но в этом себя не нашла»
Сотрудница соседнего магазина – Марьяна, 24 года – как и Эльмира, просит меня не фотографировать лицо. Она еще не замужем, но даже небольшая «публичность» — дурной тон как для замужних, так и для еще свободных мусульманок. Селфи и прочие фотозабавы чаще всего делаются «без головы» или вовсе становятся лишними, даже в Москве.
«Когда я стала мусульманкой, мне было 18, я училась в Москве на экономическом. Не сказала бы, что у меня тогда было много знакомых мусульман. Просто начала изучать религию и поняла, что это истина. Мне было интересно узнать, зачем мы, какая цель у нас, поэтому читала религиозную литературу. Я также была православной христианкой, но в этом себя не нашла», — объясняет Марьяна.
Девушка с детства живет в столице. Рассказывает, что в ее семье нет глубоко верующих. Как и Эльмира, она утверждает, что пришла в ислам сама, без давления со стороны. Чувство причастности к вере возникло почти стихийно.
Читайте также
«Мои родители придерживаются собственных норм и традиций. Однако у меня теперь должна быть семья, в которой будут исповедовать ислам. Мужа здесь в основном встречают через знакомых мусульман», — поясняет девушка.
Повседневность, по словам Марьяны, с ее переходом в ислам почти не изменилась. Сама она заметила только новые атрибуты одежды и продукты питания на ежедневном столе. Духовную жизнь мусульманки она принимала постепенно, а к чему-то привыкает до сих пор. Например, в мечети бывает всего несколько раз в год.
«Если к нам придет не мусульманка, то без проблем все сделаем»
«Если в Ингушетии, откуда я приехала, кто-то перейдет в другую веру, то его или грохнут где-нибудь или будет изгоем общества», - 26-летняя Ириза улыбается, потому что в Ингушетии видела подобное всего раз за несколько лет, тогда «бывший мусульманин» потерял семью.
Ириза – хозяйка двух московских салонов красоты «по-мусульмански». В ее «Sisters Beauty Lounge» заходят только женщины. Правда, эта культура исламского мира красоты доступна представительницам любой религии. «Если к нам придет не мусульманка, то без проблем все сделаем. Просто у нас такая территория, где нет мужчин, то есть можно снять платок и ходить», — отмечает наша собеседница.
Иризу перебивает соседка по торговой площадке, извиняется и спрашивает, найдутся ли перчатки и спирт. Хозяйка салона вежливо предлагает зайти и взять все, что нужно. «Здесь все вместе, никто не раздражается на такие просьбы», — поворачивается она ко мне. Атмосфера тут и правда дружелюбная, цвета мебели, платьев и стен вокруг нежные — бежевые, светло-голубой, никаких черных никабов.
Читайте также
«В Москве можно быть мусульманином, не привлекая внимания других. Сейчас уже все стараются и одеваться спокойно и молятся аккуратно. Не нужно об этом кричать, иначе – причина для раздражения», — подмечает Ириза, перебирая бумаги за рабочим столиком.
26-летняя девушка уверяет, что привыкла выходить на работу каждый день. Первый салон Ириза открыла несколько лет назад. До создания собственного бизнеса она работала стоматологом в Перово – по специальности. По словам Иризы, многие из знакомых ей мусульманок ищут работу в столице сразу после приезда, дома сидят только в первый год после свадьбы. Дальше обязательно трудятся. Конечно, если отпускает муж.
На прощание Ириза зазывает меня в салон уже в качестве клиента, дает листовку со скидкой и лучезарно улыбается — настоящая бизнес-вумен.