Замороженные менестрели
Новый пилотный проект запускают в Москве, в рамках которого власти выделили уличным музыкантам 14 открытых площадок в центре города для легальных акустических концертов. Проект реализуется в рамках фестиваля «Уличный музыкант», он продлится до 1 февраля. Регистрация любителей попеть и поиграть началась 26 октября.
МОСЛЕНТА выяснила, не грозят ли участникам фестиваля аресты за «проведение несанкционированных митингов» (ст. 20.2 Коап РФ), и почему для уличных концертов выбрали такое неправильное время года.
Очень странный фестиваль
Читайте также
Никто даже не обратил внимания, а ведь городские власти впервые предложили музыкантам в Москве внятные условия легальных выступлений на уличных площадках. До сих пор официально играть можно было только в парках и в метро (для этого нужно подать заявку и пройти конкурс). И вот 26 октября на сайте мэра Москвы появилась страница фестиваля «Уличный музыкант», где всем желающим предлагается забронировать время выступления на одной из 14 площадок в ЦАО и заполнить простую анкету. Никакого отбора — играют все заявители, при регистрации даже не обязательно прикреплять ссылку на аудио или видеозапись выступления.
Разрешенный формат — акустика, то есть — никаких микрофонов, комбиков и электрогитар. За день на каждой площадке можно играть только раз и не более двух часов подряд, с 10:00 до 22:00.
Выступления не должны содержать ненормативную лексику, призывы к экстремизму, насилию, употреблению наркотиков и алкоголя, а также «не должны противоречить принятым нормам общественной морали». Кроме того, концерты не могут носить политического характера. В случае нарушения правил выступления музыкант попадает в черный список и больше не сможет выступать на городских площадках.
Три ошибки
Читайте также
Оказывается, мы живем в городе отважных людей: первые 120 музыкантов уже зарегистрировались, а самые отчаянные из них, несмотря на чудовищную погоду, начали играть на московских улицах. Из 14 заявленных площадок выступления пока состоялись на первых шести: на Арбате, у домов 27 и 55, на Пятницкой улице, дом 21, на Мясницкой, 26, Комсомольском проспекте, 28 и рядом с метро «Улица 1905 года». Однако претендентов, готовых играть в такую погоду, пока совсем немного, и на выступление на остальных восьми площадках из списка заявок пока никто не подавал.
На странице фестиваля в соцсетях музыканты задают три животрепещущих вопроса. Во-первых, почему с 1 ноября по 1 февраля? На улицах играют и поют обычно в теплое время года, а осенью и зимой музыканты держатся поближе к теплу, уходят в электрички, подземные переходы или метро. Организаторы хотят, чтобы уличное музыкальное братство отморозилось и самоустранилось? Места выступлений не оборудованы ни крышами, ни подмостками, на которых было бы теплее стоять, и вообще они никак не выделяются из окружающего ландшафта, нет даже разметки на мостовой. Понять, где находится площадка, можно только, зайдя на страницу фестиваля, на которой размещены фотографии московских улиц с красными прямоугольниками виртуальной разметки.
Во-вторых, без подключения, в акустике, на шумных улицах музыку и пение будет плохо слышно. И в-третьих, полицейские не знают о фестивале и по старой привычке забирают музыкантов с мест выступлений.
Кто все так придумал
Фестиваль проводится по инициативе департамента культуры Москвы, а в качестве непосредственного организатора выступает одна из его подведомственных организаций — Московский продюсерский центр (МПЦ). Именно МПЦ этой весной проводил конкурс, в ходе которого были отобраны музыканты, выступающие теперь на специально выделенных площадках в московском метро (дальнейшая судьба этого проекта решится до конца года в ходе голосования на портале «Активный гражданин»).
Заместитель руководителя центра Юлия Молодова объясняет, что «Уличный музыкант» — фестиваль экспериментальный. Проводится он, чтобы, оценив результаты координационной работы через интернет-портал, городские власти смогли решить, оставлять такой режим легализации выступлений уличных музыкантов или прорабатывать другой. Дело в том, что предложенный москвичам вольный режим регистрации для выступления на улице в других городах не практикуется: везде либо проводят конкурсы и отборы музыкантов, либо предлагают им покупать лицензии.
К тому же, после окончания фестиваля станет ясно, стоит ли открывать другие площадки по всему городу, или хватит 14 на центральных улицах. Выбраны они были по итогам опросов уличных музыкантов. «Нет задачи места эти выделить, — говорит Юлия, — есть задача обозначить площадки, на которых традиционно выступают уличные музыканты».
Бодрящая перспектива
Основной сезон уличных выступлений — весной и летом, тогда же планируется и самый большой наплыв заявок на участие. Если «обкатанная» на фестивале система регистрации и взаимодействия с музыкантами будет одобрена, то МПЦ со временем будет готов обработать заявки большого количества желающих.
Формат данного проекта — открытые выступления на улицах города, что не подразумевает наличия оборудованных площадок. Участие в фестивале — дело добровольное, и стоит ли выходить играть в такую погоду, решают сами музыканты. Так что ответственность за состояние здоровья и инструментов лежит на самих выступающих, отмечают в МПЦ.
Правила проекта не допускают выступления с использованием звукоусиливающего оборудования. Рядом с площадками находятся жилые дома и надо учитывать пожелания их обитателей, которые не рады громкой музыке. Насколько приемлемы акустические выступления, станет ясно весной, когда проведут опрос москвичей. Варианты организации площадок, на которых можно будет играть с усилением, сейчас прорабатываются. В ближайшее время городским музыкантам предоставят возможность сыграть «в электричестве» на сценах фестиваля «Путешествие в Рождество».
Что касается задержаний музыкантов, играющих на площадках фестиваля, то организаторы обязуются в ближайшее время исключить саму возможность подобных происшествий. «Есть определенные сложности в структуре передачи информации полиции, — признает Юлия. — Структуры большие, мы прорабатываем сейчас, как донести информацию непосредственно до рядовых сотрудников, которые ходят по этим точкам. Вопрос будет решен быстро. В теории музыкантов, играющих на площадках фестиваля, не должны останавливать или арестовывать, кроме случаев, когда в ходе выступления они нарушают закон. Если это не какие-то пьяные песни, которые мешают окружающим».
Читайте также
В целом вся эта ситуация сильно напоминает анекдот, в котором врач говорит пациентам психбольницы: «Воду в бассейн нальем, когда плавать научитесь». Невозможно понять ни организаторов фестиваля, которые не оповестили заранее рядовых полицейских о его проведении, ни музыкантов, которые готовы играть в предложенных условиях. Дождемся весны и посмотрим, во что все это выльется. Очень хотелось бы надеяться, что городу удастся найти общий язык с музыкантами, не переморозив их всех в процессе обкатки тестового режима взаимодействия.