Как москвичи будут сдавать валюту
С понедельника вступило в силу положение Центробанка, по которому банкам придется идентифицировать клиентов, если те меняют валюту на сумму более 15 тысяч рублей. Раньше достаточно было предъявить паспорт, а теперь надо предоставить данные, как для открытия счета. МОСЛЕНТА разобралась, как москвичи будут менять деньги.
Положение N499-П приводит работу банков в соответствие с федеральным законом о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Раньше идентификация по упрощенной схеме использовалась для обмена валюты на сумму до 600 тысяч рублей и для денежных переводов без открытия счета, теперь остались только переводы.
Читайте также
Заполнять анкету самостоятельно москвичам не придется. Эта обязанность лежит не на клиентах, а на самом банке. Сотрудники вполне могут это сделать на основании паспортных данных и информации, доступной в базах.
Конечно, это приведет к увеличению времени операции, усложнит документооборот, то есть станет дополнительной нагрузкой для сотрудников банков. Однако на клиентах новые правила скажутся вряд ли — они по-прежнему смогут покупать и продавать валюту как в банках, где у них открыты счета, так и в небольших операционных кассах, разбросанных по людным местам столицы.
Экономист Никита Кричевский пишет в своем фейсбуке, что новые правила — это шаг к минимизации серого сектора в финансовой сфере. Вместе с тем он отмечает, что положение ЦБ создает условия для того, чтобы прибыль от валютных операций в дальнейшем могли обложить подоходным налогом.
Крупные банки давно уже не меняют валюту в лифтах, подъездах или общественных туалетах. Теперь та же участь постигнет банки поменьше, славящиеся обманами с курсами или комиссиями
Кричевский уверен, что новые правила приведут к ликвидации значительной части мелких банков, размещающих сети «операционных касс» отдельно от основных офисов.
«Крупные банки давно уже не меняют валюту в лифтах, подъездах или общественных туалетах. Теперь та же участь постигнет банки поменьше, славящиеся обманами с курсами или комиссиями. И потом — мы же в рублях живем, к чему с собой тонны валютного нала таскать?», — пишет эксперт на своей страничке в социальной сети.
Экономист не исключает, что повышение нагрузки на банки может привести к росту «спрэда», торговой наценки, которую кредитные организации устанавливают на обменные операции: «Копейки на три. А может, на пять».
Ходите, ребята, в свой банк, где у вас карточка, счет, и там спокойно конвертируйте валюту
Вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт также не считает, что у москвичей возникнут сложности в связи с положением ЦБ.
«Для белого и пушистого клиента идентификация — это не проблема. Я, например, меняю валюту только в своем банке, где давно уже идентифицирован. Ни для банка, ни для меня здесь нет проблемы. А вот эта беготня за более выгодным (на три копейки) курсом… честно говоря, мне здесь людей не жалко… Ходите, ребята, в свой банк, где у вас карточка, счет, и там спокойно конвертируйте валюту», — сообщил МОСЛЕНТЕ Арт.
Эксперт полагает, что некоторые сомнительные банки до сих пор отдают сети операционных касс на аутсорс внешним компаниям.
«Они работают под прикрытием банковской лицензии и вывешивают в окошке лицензию банка, который им дал аутсорс, — на самом деле банком они не являются», — сказал МОСЛЕНТЕ Арт.
Читайте также
Он полагает, что в изменившейся ситуации эти «обменники» работать не смогут и это поспособствует очищению рынка.
Во всех остальных отношениях Арт оценивает решение негативно. «Думаю, положение ЦБ приведет к новому витку девальвации рубля. Кроме того, всегда есть риск такими мерами вовсе не привести в порядок валютный рынок, а создать элемент черного рынка. Это постановление — очередной поиск соломинок для того, чтобы набить бюджет. Неважно, что это, ограничения на обмен валюты, платные парковки в Москве или обременение дальнобойщиков каким-то новым сбором — все это явления одного порядка. Хотя понятно, что авторы будут объяснять это какими-то очень профессиональными соображениями, я здесь не вижу никакого профессионализма», — сказал эксперт в беседе с МОСЛЕНТОЙ.
Клиенту это неудобно, банку это тоже не очень здорово, потому что мы нервируем клиента. Клиент же не понимает, что это требование ЦБ, он считает, что это требование конкретного кассира, сидящего напротив
Заместитель председателя правления АКБ «Ланта-Банк» Ирина Рысь отметила, что о грядущих нововведениях банки знали давно.
«Клиенту это неудобно, банку это тоже не очень здорово, потому что мы нервируем клиента. Клиент же не понимает, что это требование ЦБ, он считает, что это требование конкретного кассира, сидящего напротив. Замедляется процесс обслуживания клиента, потому что от него нужно получить ряд сведений, заполнить анкету, получить от него необходимые подписи и заверения. Это усложняет работу банков. Но требование регулятора есть, регулятор именно так его выразил, и банки именно так его будут выполнять», — сказала МОСЛЕНТЕ Рысь.
Всю недостающую информацию банк может получить с использованием своих баз данных
Она полагает, что клиенты какое-то время будут испытывать раздражение, а потом привыкнут. «В идентификации нет ничего сложного, вопрос только в том, что у клиента нужно получить ряд данных, включая паспортные данные, его планы по обороту в банке. Порой клиенты даже не понимают, чего от них хотят. Но перечень информации, которую банки запрашивают, определен, и банкам придется играть по тем правилам, которые устанавливает регулятор».
Заместитель руководителя дирекции по финансовому мониторингу и валютному контролю Московского кредитного банка Наталья Степанова напомнила МОСЛЕНТЕ, что основной документ при сделках с валютой на сумму больше 15 тысяч рублей — это паспорт, а всю недостающую информацию банк может получить с использованием своих баз данных.
«Учитывая, что основная группа физических лиц, обслуживаемых при покупке-продаже наличной иностранной валюты, несет низкий уровень риска, необходимость в получении дополнительных сведений, таких как сведения о деловой репутации, целях установления отношений с банком, их финансовом положении и источниках происхождения денежных средств, будет носить выборочный характер», — сообщила МОСЛЕНТЕ Степанова.
Думаю, что ничего хорошего не будет. Люди и так теряют много времени на оформление сделок
Между тем в пятницу, 25 декабря, во многих обменных пунктах кассиры не имели ни малейшего представления о том, как они будут действовать с понедельника.
«Мы пока ничего не знаем. Думаю, что ничего хорошего не будет. Люди и так теряют много времени на оформление сделок. Впрочем, у нас никогда не меняли суммы больше 600 тысяч рублей наличными. У нас, как правило, мелкие сделки — вообще до 15 тысяч рублей», — сообщили МОСЛЕНТЕ в ПАО АКБ «Акцент» на площади Киевского вокзала.
В операционной кассе Южного регионального банка на Ленинградском проспекте о положении Центробанка тоже узнали из новостей: «Все звонят, спрашивают, а у нас не было никаких указаний, ни от банка, ни от кого».
Читайте также
Вместе с тем кассир отметила, что для сделок на суммы свыше 600 тысяч рублей клиенты должны заполнять «декларацию». Она предполагает, что теперь то же самое придется делать всем клиентам, которые меняют больше 15 тысяч рублей.
А вот кассиры из обменного пункта банка «Континент Финанс» на 1-й Тверской-Ямской улице к переменам подготовились. «Да, мы получили все необходимые инструкции, у нас все прописано в программе. Для клиента все будет выглядеть так же, как сейчас это выглядит для клиента, который меняет деньги свыше 600 тысяч», — рассказала работница операционной кассы.
Правда, она утверждала, что анкету клиентам все-таки придется заполнять самостоятельно.