«Кошка надоест — поменяем»
На наших глазах меняется принцип устройства школ: новые образовательные комплексы часто объединяют более десятка зданий. Отходит в прошлое старая схема организации классов — три ряда парт по два ученика за каждой. Как совместить сегодняшние московские реалии с новыми методиками преподавания и как для этого преобразовать существующие школьные здания?
Директор Первого московского образовательного комплекса Юрий Мироненко
Наш Первый московский образовательный комплекс имеет статус «Учебное заведение будущего», мы его получили несколько лет назад. У нас есть и профессиональное образование, и школы, и детские садики — всего 17 зданий: есть 2014-го, 2015 годов постройки, а есть 1932-го и 1937-го. Мы активно переделываем старые корпуса — ломаем аудиторную архитектонику, не ломая капитальных стен. Ставим стеклянные двери, чтобы пространство выглядело открытым. На месте коридоров и рекреаций создаем образовательную среду: у кабинета иностранного языка это «английская зона», у кабинета истории — открытый музей «Война и вера». На этаже, где кабинет русского языка и литературы и библиотека, оборудовали «литературную гостиную» — все красиво оформлено, камин, книги. Атмосфера совершенно иная, чем в классе, и педагог уже может проводить там занятия нового формата. Мы создавали все эти пространства с участием детей, они приносили фотографии, книги, поэтому и относятся ко всему бережно. Все можно потрогать, посмотреть, нажать на кнопки, — у нас много интерактива.
В нашем комплексе мы организовали много пространств для практических занятий: фотостудию, кулинарную студию, видеопавильон. Есть учебная зона с информационными досками, камерами на потолке, чтобы можно было видеть, что делает шеф-повар или модельер, когда они приезжают давать мастер-классы. Все, что они делают руками, можно увеличить, подать в хорошем разрешении.
Читайте также
Мы вместе с ребятами придумываем, как оформить новые здания, чтобы им там нравилось. Например, в здании новой школы недавно сделали для детей буфет «Переменка». Оформляя его, вырезали из дерева и закрепили на стене большую кошку. Я наблюдал, как это пространство открывалось: идут классы младшей школы, и каждый ребенок, проходя мимо, эту кошечку погладил. Значит, получилось, работает, есть интерактив, детям нравится. Кошка надоест — поменяем ее. Сделаем другого симпатичного зверя.
Директор лицея №1560 Ирина Жданова
Конечно, сегодня в школе нужны мобильные классы-трансформеры, потому что сейчас уже отходит в прошлое старая схема: три ряда парт по два ученика за каждой. Сейчас учителя так организуют образовательное пространство, что можно работать и в группах, и индивидуально, и целым потоком, устраивая лекционные занятия.
Мне очень нравится планировка учебных заведений с прозрачными стенами и дверями — так, например, устроены школы в Финляндии. Это дает ощущение простора и исключает необходимость всюду устанавливать камеры, как родители предлагают это делать сейчас. Надо оборудовать школы лабораториями для практической работы. Наша школа выиграла конкурс «школа новых технологий», и теперь у нас один этаж — это единое образовательное пространство, заходя в которое ребенок может беспрепятственно перемещаться из мира музыки в мир естествознания, робототехники. Это позволяет выстроить учебный день таким образом, что, оставаясь в одном большом пространстве, одну проблему на протяжении дня класс рассматривает с точки зрения разных дисциплин. Учитель становится модератором, который направляет внимание аудитории, расставляет акценты, приглашает подключиться к интерактивному обучению.
Председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заслуженный учитель России Марина Иванова
Буквально на прошлой неделе я была в командировке в Сингапуре, где видела много школ. Первое и главное, что там бросается в глаза, — это простор, много свободного пространства. Здания уникальны, индивидуальны. Помещения трансформируются из маленьких и средних в большие лекционные залы за счет современных передвижных перегородок. Если учитывать масштабы создаваемых сейчас образовательных комплексов и большое количество учащихся в параллели, именно такие помещения очень актуальны сегодня для московских школ.
Сейчас в школах не хватает трансформируемых спортивных залов. В сегодняшней ситуации в одном зале, разгороженном временными перегородками, зачастую занимается два-три класса сразу. При проектировании современных школ недоучитывается, я считаю, практическая направленность: не хватает лабораторных помещений маленьких и средних размеров. Кроме того, очень важно, чтобы были помещения для релаксации и отдыха — и для учеников, и для учителей.
И еще школа — это место, где сосуществуют ученики и учителя. И в советскую эпоху, да и сейчас мало внимания обращается на то, как организовано пространство для педагогов. Наш учитель всю работу выполняет в своем классе: не только ведет занятия, но и готовится к урокам, занимается методической работой. При этом понятно, что класс — не лучшее рабочее место. В Сингапуре я видела в каждой школе специально оборудованные учительские, в которых есть то, что они называют teacher’s work station — рабочее место для учителей. Такое место позволяет педагогу перенастроиться и работать в другой среде. Это очень важно.