Среда обитания5 мин.

«Кто рисует, кто печет, кто рыбу засаливает». Как выживает столичная изостудия, открытая между барами и синагогой?

© Фото: предоставлено арт-школой «Пушкин»

Устав от коммерческих заказов и капризных клиентов, 15 лет тому назад супружеская пара московских художников Александр Дорохов и Полина Друскинас основала в самом центре Москвы арт-студию «Пушкин». Как Александр и Полина исполнили свою мечту жить в центре и работать рядом с домом? Зачем их взрослым ученикам копировать классиков и писать натюрморты? Об этом и многом другом они рассказали «Мосленте».

Про молодежь, иудеев и аренду

Большой Спасоглинищевский переулок резво сбегает от Маросейки к Солянскому проезду. Тут как в сказке: налево посмотришь — увидишь вереницу баров, вечно забитых гуляющей молодежью, направо глянешь — заметишь колоннаду Хоральной синагоги, на ступеньках которой то и дело останавливаются сказать друг другу «шалом!» тихие столичные иудеи.

Где найти местечко, в котором разместилась творческая студия? И зачем она тут вообще?

Самому набрести на студию «Пушкин» непросто. Даже зная ее точный адрес, надо постараться, чтобы найти в арке нужную металлическую дверь. Рядом со звонком стильная табличка «Пушкин. Студия, где рисуют дети и взрослые» и окно с видом на завешанные картинами стены.

Это одна из самых дорогих московских локаций, и чтобы не прогореть, всем здешним приходится много работать. «Пушкин» делит первый этаж с тремя барбершопами, салоном красоты, магазином «Все стулья» и частным медицинским центром. Первая мысль, которая приходит, когда видишь художественное заведение в таком окружении: как вообще возможно отбить здесь аренду?!

Про семейный подход, абсурд и сайт на коленке

И Александр, и Полина уверены: успеха они добились исключительно благодаря серьезному отношению к обучению искусству. Чем, кстати, ни один из них изначально не планировал заниматься.

«У нас мастерская в центре была, в Малом Харитоньевском переулке, — рассказывает Александр. — Мы там работали, много чего делали, брали проекты на заказ — в основном, живопись. Но в какой-то момент от всего этого очень сильно устали. Заказчики-то все идут со своими требованиями и мировоззрением, а нам сложно стало под всех подстраиваться. Тут-то Полина однажды и произнесла фразу: "А не открыть ли нам школу? Ты не будешь себе изменять, будешь заниматься работой, учить людей рисунку и живописи". А я подумал: "Какой абсурд!”. Но мы все обсудили и решили попробовать».

Полина с Александром начали с нуля, совершенно не представляя себе, как устроен такой бизнес. Случайно вышли на помещение на Патриарших прудах, договорились с владельцем, недорого сняли пространство площадью 70 квадратных метров, буквально на коленке сделали сайт и запустили рекламу.

Про первого ученика, высокие сапоги и переезд

«Я даже помню, как к нам вошел первый человек, — рассказывает Александр. — Это был очень модный мужчина в высоких сапогах. Следом пошли другие люди. А потом, что мне больше всего понравилось, пришли семьи с соседних улиц и сказали: "А почему у вас нет детских отделений?" И мы их открыли. Короче, начиналось все весело. Но потом, когда там у нас договор аренды закончился, мы переехали на Китай-город. Зачем? Нам тут было удобнее — мы рядом жили и по сей день живем».

Про стоимость обучения, кайф и смыслы

Месячный абонемент на восемь занятий в студии стоит 9000 рублей. Для жителей центра деньги вполне подъемные. Однако дело не только в деньгах, но и в мотивации. Понятно, почему в художественную студию ходят дети и подростки: перед поступлением в художественные школы и вузы их туда отвели родители. Понятно, почему приходят заниматься начинающие взрослые — им по кайфу научиться рисовать. Сложнее понять, зачем сюда продолжают ходить люди, уже обучившиеся азам мастерства.

«Мы стараемся, чтобы это было сообщество, комьюнити, — объясняет «Мосленте» Полина. — Чтобы у людей было чувство, что они оказались в нужном месте. Не поверите, но у нас есть группа, которая пришла, когда мы только открылись, и так до сих пор и занимается. Пятнадцать лет уже. Для них это клуб. Они общаются, обсуждают творческие проекты, участие в выставках. Очень душевно празднуют на занятиях все свои дни рождения и Новый год…».

Про друзей, любовь и соленую скумбрию

Ученики, которые ходят к Александру с Полиной по много лет, объясняют это практически одинаково: здесь хорошо и уютно заниматься любимым делом.

«Кто постарше, ходит для общения, чтобы отдохнуть от трудовых будней, от работы, — объясняет Роман Косинов, посещающий студию уже 12 лет. — Мы худшколой это место называем. Вот, допустим, тяжелый день у тебя. Но, если ты найдешь в себе силы и до худшколы дойдешь, то сразу станет легче. И силы появляются, и головная боль исчезает. В худшколе можно найти друзей — прям таких, настоящих. Я даже знаю немало историй, когда не только друга, но и любимого человека себе здесь находили-встречали. Опять же, такие приятные посиделки у нас бывают на праздники. Мы все приносим, что можем: кто печет, кто рыбу засаливает. Скумбрию, например, у нас одна девушка очень вкусно засаливала. Сейчас она уже не ходит, к сожалению».

Про новый взгляд, окружающую среду и гармонию

Главный эффект, о котором рассказывают все ученики студии — новый взгляд на мир, открывающийся после серьезных занятий живописью.

«Я по образованию инженер-строитель, очень много занимаюсь стройкой и проектирую жилые дома и административные здания, — рассказывает архитектор Иван Ефремов, который ходит в студию «Пушкин» уже четыре года. — Был случай, когда я защищал застройку в Главархитектуре Московской области, и мне сказали, что это никуда не годится, потому что ей, комиссии, хотелось бы видеть что-то более изящное, гармоничное и эстетичное. И я подумал, что, наверное, что-то пропускаю в этой жизни. А сейчас, придя к тому пониманию живописи, которое мне открылось благодаря занятиям, я по-новому все вижу. Я бы сейчас ни за что не пытался протащить по согласованиям те решения, которые делал десять лет назад. Я создавал бы более красивые здания, которые хорошо вписываются в окружающую среду, гармонируют друг с другом».

Про упорство, гудящую голову и поиск себя

Удивительно, но не получившие высшего художественного образования ученики студии, набравшись опыта, начинают жить полноценной художественной жизнью. Они ездят на пленэры, участвуют в выставках, которые проводят различные галереи Москвы, и вступают в Союз художников России. Как выясняется, практически каждый может это сделать во взрослом возрасте, было бы упорство.

«В рисунке есть свод правил и логика, — говорит Александр. — Размышляя, анализируя, ты можешь приобрести навык. Любой человек может научиться рисовать. Нужно только желание».

Учиться бывает непросто. Роман Косинов рассказывает, что после занятий голова у него гудит, как мышцы после спортзала. Но когда от занятия к занятию ты растешь, понимаешь ошибки и обретаешь уверенность в себе, как художник, это меняет всю жизнь и мироощущение. Ведь что такое живопись? Поиск самого себя при помощи холста и краски.