«Где хочешь, там и молись»
Месяц Рамадан подошел к концу. Десятки тысяч мусульман отправились в московские мечети для того, чтобы отметить праздник разговения. МОСЛЕНТА выяснила, в чем смысл праздника Ураза-байрам и как москвичам ужиться с религиозными правоверными.
###Что такое Ураза-байрам
Праздник Ураза-байрам знаменует собой окончание чрезвычайно строгого поста, который правоверные обязаны держать в месяц Рамадан. В течение 30 дней мусульмане не едят и не пьют в светлое время суток.
Так, как живут мусульмане в месяц Рамадан, довольно большое количество мусульман, да и вообще людей в нашем мире, живут каждый день
Ислам живет по лунному календарю и даты, на которые приходится месяц Рамадан, от года к году разнятся. Трудно переоценить серьезность подобного испытания, когда темного времени в сутках практически не остается.
В течение этого месяца на различных площадках в Москве были установлены специальные шатры, где проходили вечерние разговения — ифтар.
«Около 20 тысяч мусульман мы покормили», — подводит итоги член президиума Духовного управления мусульман Москвы Марат Алимов. В шатрах также проходили «мастер-классы» по чтению Корана и другие культурно-просветительские мероприятия, призванные повысить религиозную грамотность московских правоверных.
Читайте также
Старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Павел Костылев рассказал МОСЛЕНТЕ, что месяц Рамадан почитался арабами еще до пророка Мухаммеда, а в современном виде существует примерно с 624 года.
Пост имеет ряд конкретных целей, одна из которых — прочувствовать, как живут беднейшие члены мусульманской общины.
«Так, как живут мусульмане в месяц Рамадан, довольно большое количество правоверных, да и вообще людей в нашем мире, живут каждый день: без еды, денег на пропитание и каких-то особых возможностей», — пояснил специалист по исламу. По его словам, цель поста в месяц Рамадан — обуздать свою самость и пережить духовное обновление.
Завершение испытания — основной повод для праздника. Имам молельного дома в общине «Милость» в Южном Бутово Абдельмалик Насреддин подчеркивает, что дело здесь не столько в гордости, сколько в благодарности богу, без которого люди не смогли бы выдержать пост: «Всякое испытание заканчивается чувством легкости. И Ураза-байрам — это день благодарности за то, что мы в здравом уме, в здравом теле, со стойкостью перенесли этот месяц».
В этом году празднование Ураза-байрама приходится на пятницу, а для мусульман этот день так же важен, как воскресенье для христиан или суббота для иудеев. Это совпадение усиливает значение торжества.
Читайте также
Праздничный намаз с 7 до 8 утра проходил сегодня не только в четырех московских мечетях, но и на пяти дополнительных площадках — в Южном Бутово (в шатре рядом с ФОК «Изумрудный»), в парке 60-летия Октября, в «Сокольниках», в Люблино и в Бутырском районе.
35 площадок было организовано в различных муниципальных образованиях Подмосковья. Там, где еще нет мечетей, верующие провели мероприятия в Домах культуры и спортивных комплексах.
Все эти организационные усилия были направлены на предотвращение столпотворения в районе Соборной мечети на проспекте Мира. Туда обычно отправляются для совершения намаза порядка 60 тысяч мусульман.
На Ураза-байрам СМИ больше показывают нас, как людей, обращающих внимание на кулинарию. Хотя главная цель месяца Рамадан — самосовершенствование
Впрочем, за всю историю празднования Ураза-байрама в Москве беспорядков, провокаций или других эксцессов никогда не было.
«Мы активно работаем с правоохранительными структурами. Наши волонтеры помогают правоохранительным органам обеспечивать безопасность и правопорядок во время нашего праздника», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.
После окончания молитвы мусульмане обычно ходят друг к другу в гости, созваниваются с родственниками, готовят традиционные блюда, собирают и раздают бедным продукты, деньги и приветствуют друг друга фразой «Ид мубарак!», что означает «Благословенный праздник!».
«Это день единства на всех уровнях социализации», — объясняет Костылев.
«На Ураза-байрам СМИ больше показывают нас, как людей, обращающих внимание на кулинарию, — сетует Алимов. — Хотя главная цель месяца Рамадан — самосовершенствование».
По его словам, в последние 10 дней Рамадана многие даже специально берут отпуска, чтобы уединиться в мечетях, попытаться прочитать Коран полностью и проникнуться его смыслом.
Рушан Аббясов, в свою очередь, сравнивает Ураза-байрам с христианской Пасхой, которая, среди прочего, отмечает окончание Великого поста.
###Где мусульманам простираться в Москве?
Многие говорят о том, что мы живем в постсекулярную эпоху. Уже мало кто верит, что в сегодняшнем мире достижим идеал «светского общества», где религия остается исключительно частным делом. Мегаполисы давно стали ареной этнических, культурных и религиозных конфликтов: от скандалов с хиджабами в школах до массовых беспорядков, политических убийств и терактов.
Массы молящихся прямо на асфальте людей из числа не поместившихся в мечети — вполне серьезный раздражитель для определенной части москвичей. Мусульмане утверждают, что в Москве не хватает мечетей. Националисты и православные консерваторы — что Москва — христианский город. Жители спальных районов регулярно торпедируют любые планы строительства мечетей и одновременно возмущаются «скандальными» фотографиями с крупных исламских торжеств в Москве.
Читайте также
Известная проблема состоит в том, что недостаток объектов религиозной инфраструктуры рождает спрос на импровизированные «молельные дома» и «молельные комнаты», где духовная жизнь зачастую принимает тревожные формы. В камерной обстановке особенно любят проповедовать адепты радикального ислама.
Какую стратегию избрать городским властям в том, что касается инфраструктуры исламской религиозной жизни в Москве? Кажется, внятного ответа пока нет ни у кого.
Исламовед Костылев полагает, что в последнее время город делает для мусульман достаточно много. Он напоминает о частичном ограничении движения в местах, связанных с Соборной мечетью и даже временном закрытии станции метро «Проспект Мира».
«Инициатива с удалением рекламных щитов, демонстрирующих полуобнаженные тела, в тех местах, где будут молиться мусульмане, кажется, как минимум, разумной», — отметил Павел Костылев в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.
Мечети необходимы, потому что то, что творится в этих молельных домах, а раньше на рынках — это не приведи Господь
Он критикует то понимание «светского общества», которое загоняет религию в «секулярное гетто», как это было в советское время: «Мы живем в светском обществе, но «светское» не значит «нерелигиозное». У религии и, в том числе, у ислама есть своя область действия. Никто ведь не запрещает крестные ходы. Тогда нелепо было бы запрещать и празднование Ураза-байрама и Курбан-байрама».
По оценке ученого, московские власти предпринимают довольно много усилий в целях обеспечения религиозной свободы в столице. По словам религиоведа, ситуация сегодня значительно улучшилась по сравнению с девяностыми и началом нулевых: «Появилась какая-то гармония».
Читайте также
Костылев не видит проблемы в том, что большинство мусульман молятся не в мечетях, а в импровизированных «молельных домах», которые обустраиваются везде, вплоть до вагончиков-бытовок на рынках: «В исламе принято ходить в мечеть в пятницу для дневного намаза. Но, строго говоря, если у вас есть закрытое помещение, где нет ничего нечистого, формально оно в течение какого-то времени может исполнять функции мечети».
На этот факт обращает внимание и политолог Игорь Малашенко: «Правоверный может молиться где угодно. По-арабски слово «месджит» означает «место, где ты простираешься». Коврик, на котором ты это делаешь, по-арабски называется «саджада». А «месджит» — это просто место. Где хочешь, там и молись».
В 90-е мы и подумать не могли, что халяльную еду можно будет купить в обычных сетевых магазинах
Из этого вовсе не следует, что мечети не нужны. Эксперт уверен, что там, где их достаточно, меньше всего эксцессов, связанных с религиозными противоречиями: «Мечети необходимы, потому что то, что творится в этих молельных домах, а раньше на рынках — это не приведи Господь».
Марат Алимов из Духовного управления мусульман Москвы также видит позитивные тенденции в политике столичных властей: «В последнее время и правительство Москвы, и российское государство в целом повернулись лицом к мусульманам».
Он отметил, что правоверным предоставляют площадки, оплачивают установку шатров, дают субсидии на проведение праздников. В Москве работает Исламский университет, в аэропортах открываются молельные комнаты.
«В 90-е мы и подумать не могли, что халяльную еду можно будет купить в обычных сетевых магазинах», — вспоминает муфтий.
###Коренные москвичи не страдают исламофобией
С чем же связана антипатия некоторых москвичей к мусульманам, которая выплескивается на страницы социальных сетей после крупных исламских праздников? Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль уверен, что как недостаток мечетей, так и агрессивное неприятие исламской религиозности со стороны части москвичей связаны вовсе не с объективными, а с политическими причинами.
«В XVII веке иностранцы с трудом различали православных и мусульман», — напоминает философ. Он подчеркивает, что мировоззренческая «матрица» коренных москвичей не предполагает никакого отторжения ислама, хотя бы потому, что культурный облик столицы столетиями определялся, в том числе, исламскими народами. По словам Джемаля, к исламофобии склонны преимущественно люди, ставшие жертвами злонамеренной пропаганды и не имеющие серьезного культурного бэкграунда в Москве.
Мусульмане не производят массовых жертвоприношений в городе. Это неудобно, и никто так не делает. Есть мясные фермы на окраинах города и в Подмосковье — все ездят туда
«Проблема не с мусульманским сообществом, а с москвичами, которые не понимают, что в Москве живет колоссальная — больше миллиона человек — исламская община», — сказал МОСЛЕНТЕ Костылев. Он напомнил, что значительная часть прихожан столичных мечетей — коренные москвичи, хотя основную массу составляют «гости столицы, работающие над благоустройством нашего города, за что им, конечно, надо сказать большое спасибо».
Мусульмане отмечают, что скандалы обычно связаны не с Ураза-байрамом, а с Курбан-байрамом, но и они, в основном, надуманны. Заместитель муфтия Москвы по культурно-просветительским программам Рашид-хазрат Акказиев утверждает, что большинство фоторепортажей, якобы фиксирующих кровавые гекатомбы на улицах Москвы, — постановочные.
«Мусульмане не производят массовых жертвоприношений в городе. Это неудобно, и никто так не делает. Есть мясные фермы на окраинах города и в Подмосковье — все ездят туда. Горожане же не будут сами разделывать мясо. Все ездят на мясобойни. Заказывают там животное, покупают, разделывают, привозят мясо в город, и там уже его раздают», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель муфтия.