Город

Как вернуть билеты в кино или театр

Эксперт из Росконтроля объясняет, на что может рассчитывать покупатель

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Билеты куплены, а пойти на концерт или сеанс в кино не получается - неприятная ситуация. Особенно когда мелким шрифтом указано "Обмену и возврату не подлежит". Часто организаторы уверяют, что стоимость билетов может быть компенсирована только в случае отмены или переноса мероприятия. Законно ли это, МОСЛЕНТА спросила сопредседателя Союза потребителей "Росконтроль", юриста Александра Борисова.

Билеты куплены, а пойти на концерт или сеанс в кино не получается - неприятная ситуация. Особенно когда мелким шрифтом указано «Обмену и возврату не подлежит». Часто организаторы уверяют, что стоимость билетов может быть компенсирована только в случае отмены или переноса мероприятия. Поэтому МОСЛЕНТА решила провести небольшое расследование. Для начала хотели бы узнать у вас, сталкивались ли вы с подобной проблемой.

Итоги голосования мы проведём через несколько дней. А пока МОСЛЕНТА спросила сопредседателя Союза потребителей «Росконтроль», юриста Александра Борисова, насколько законно упорное нежелание вернуть ваши деньги и что с этим делать.

Закон в помощь

Покупка билета — это, по сути, заключение договора на предоставление услуги. Чтобы его расторгнуть, нужно понимать, какими законодательными нормами регулируется возврат. По словам Борисова, их три.

1. Публичная оферта. Обычно на сайте компании-продавца есть правила продажи, возврата и обмена билетов, которые являются публичной офертой. «Согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ, оферта — адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать все существенные условия договора, а также желательно иные необходимые для наиболее полного информирования контрагента условия договора», — уточнил представитель Росконтроля. То есть, приобретая билет, покупатель автоматически соглашается с условиями продажи билета, заявленными продавцом.

Важный момент — условия продажи и возврата/обмена должны быть доступны для покупателей. Например, они могут быть опубликованы на сайте. Либо с ними можно ознакомиться, попросив печатный вариант у кассира.

Получается: с одной стороны, покупатель, соглашаясь на покупку билета, принимает все условия продавца, с другой — не каждый продавец действует на законных основаниях.

© Евгения Новоженина / РИА Новости

2. Гражданский Кодекс. «Согласно п.1 ст. 782 ГК РФ, заказчик (покупатель — ред.) вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов. А исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков», — сказал Борисов.

3. Закон о защите прав потребителей. Здесь примерно то же самое — в силу ст. 32 закона потребитель может отказаться от услуг «в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору» (например, затраты на печать самого билета и т.п.).

В чём нарушение

Наш эксперт выделил три основных случая, когда продавец точно не прав.

1. Вас уверяют, что билет обмену и возврату не подлежит. Это прямое нарушение закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса.

«Условия договора, исключающие возможность вернуть проданный билет в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, ущемляют права потребителей. Если на билете или в условиях продажи/обмена и возврата билетов имеется сообщение о том, обратно они не принимаются, это незаконно. Отказ продавца принять обратно билеты (до начала мероприятия) также незаконен!» - пояснил юрист.

Зачастую организаторы кинопоказов, концертов, спектаклей, отказывая в сдаче билетов и возврате денег, руководствуются Правилами по киновидеообслуживанию населения. Согласно п.24 этого документа, зрители имеют право на возмещение стоимости в случае:

  • отмены просмотра;
  • замены фильма;
  • некачественной демонстрации по вине киновидеозрелищного предприятия;
  • в случае непредоставления информации о возрастных ограничениях на просмотр фильма и отказа зрителя в этом случае от просмотра.

Но! В данном пункте отсутствует упоминание, что это полный перечень всех возможных случаев возмещения стоимости билета. А согласно решению Верховного Суда РФ от 16 апреля 2009 г. N ГКПИ09-339, этот пункт распространяется только на случаи неисполнения компанией обязанностей по договору на киновидеообслуживание и предусматривает возмещение стоимости билета без каких-либо условий.

Следовательно, любимый кассирами пункт правил не играет роли, когда покупатель решает вернуть билет сам, по личным причинам.

2. Вас просят оставить билет на реализацию, и деньги вы получаете только в том случае, если к началу мероприятия его удаётся продать.

3. Вам компенсируют лишь незначительную часть стоимости билета. Бывает, что продавец возвращает только крохи, 10-20% от потраченной суммы, без объяснения причин. Да, покупатель должен компенсировать продавцу фактически понесённые расходы. Но всегда ли продавец честен в том, сколько именно он потерял?

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

«При возврате денежных средств владелец билета имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах исполнителя, понесённых им в интересах конкретного лица — стороны расторгнутого договора. Непредоставление такой информации, равно как и предоставление недостоверной информации — нарушение прав потребителя», - добавил Борисов.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ, все расходы должны быть обязательно обоснованы и документально подтверждены. Если организатор подтвердит документами понесённые расходы, вы сможете получить только часть суммы.

На что можно рассчитывать

При покупке билета в кассе, возврат денег возможен в размере, предусмотренном условиями публичной оферты. Если, конечно, они не противоречат законодательству.

Если вы брали билет через перекупщиков или сайт-агрегатор, скорее всего, при возврате из уплаченной суммы вычтут сервисный сбор и стоимость доставки. Потому что по закону «О защите прав потребителей», расходы на доставку в случае отказа от товара надлежащего качества покупатель должен возместить продавцу.

При этом важно понимать, что чем ближе дата мероприятия, тем меньше шансов у организатора продать билет повторно. «Поэтому обычно в условиях возврата продавец указывает соответственное уменьшение суммы, которая может быть вам возвращена, в зависимости от количества оставшихся до мероприятия дней. Если вы не согласны с условиями публичной оферты и считаете, что вам должны выплатить гораздо больше, вы можете написать продавцу претензию. Ведь по закону вы обязаны возмещать продавцу только фактически понесённые расходы», — заметил эксперт.

Ваши действия

Требовать возврата денег можно только до начала мероприятия. И для начала нужно попытаться решить вопрос о возврате денег мирным путём.

«Попробуйте сначала обратиться в кассу, где вы купили билет и попросите вернуть деньги. Если там отказываются это делать, поинтересуйтесь у них об организаторе концертного мероприятия и найдите его юридический адрес», — посоветовал юрист.

© Максим Блинов / РИА Новости

На адрес организатора нужно написать заявление с просьбой вернуть деньги в связи с невозможностью посетить мероприятие. При этом уточнить, что вы ждёте от организатора документального обоснования его расходов. Обязательно указываются номер и серия билета, прилагается оригинал (копию оставьте у себя).

«Вручите один экземпляр документов главному лицу организации, отвечающей за проведение мероприятия. На втором заявлении он должен поставить свою подпись о получении», — уточнил Борисов.

При отказе в приёме заявления, его нужно отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Если в ответе информация о фактически понесённых расходах организатора не представлена после устной и письменной просьб, это нарушение прав потребителя, за которое предусмотрена административная ответственность.

Деньги обязаны вернуть по истечении 30 дней. «Если этого не произошло, отправляйте претензию в местный комитет по культуре. Опишите ситуацию и приложите копию врученного заявления о возврате денег. К претензии приложите копию кассового чека за покупку билетов, копию заявления на возврат билетов. В случае оставления претензии без ответа обращайтесь в суд», — подытожил эксперт.

Минимизируйте риски

Специалисты советуют страховать риски, если есть вероятность не попасть на мероприятие. Тогда деньги точно вернут. Подобная опция есть у крупных интернет-агрегаторов.

Второй совет Росконтроля — интересоваться условиями возврата сразу, при покупке. Вообще многие театральные компании, например, сейчас идут навстречу покупателю: в случае невозможности прийти на спектакль в день, указанный в билете, предлагают выбрать другую дату или постановку.

Ну, а если, кассиры, администраторы и даже охранники всё же пытаются сбить вас с толку, надеясь на юридическую неграмотность и расточительность, придётся проявить настойчивость.