«Все сильно напуганы»: что мусульмане думают о закрытии мечетей
«Ничего не было, а праздник — был!»
Асламбек Лулуев:
«Конечно, Ураза-байрам этого года запомнится всем надолго — уж больно он не похож на остальные. Но лично для меня самые-самые праздники были в детстве, когда ты бегаешь с целлофановым пакетом по соседям и родственникам, поздравляешь всех, а они дают тебе какие-то конфетки. А вечером ты с друзьями, извиняюсь, меряешься, у кого пакет больше. Еще помню, как, уже взрослые, мы — с дядями, тетями, двоюродными братьями — на Ураза-байрам садились в машины и толпой ездили по всей Чечне несколько дней, чтобы повидаться с многочисленной родней и кунаками. И, как правило, кого-то непременно забывали навестить, из-за чего начинались обиды: мол, во-о-от, к Магомеду вы заехали, а ко мне — нет! Но сильнее всего, конечно, я помню, как мы отмечали Ураза-байрам в Грозном во время первой чеченской войны. Тогда вообще все было… В тот день, когда в Чечню официально ввели войска — 11 декабря 1994 года, мне исполнилось 17 лет. Я до сих пор считаю, что у меня украли самые прекрасные годы жизни, когда ты уже не подросток, но еще и не взрослый. У меня не было ни выпускного, ничего. А праздник Ураза-байрам все равно был! Мы выходили из домов, встречались друг с другом на улицах, через каждые несколько сотен метров проходя блокпосты…
На этот раз я буду отмечать праздник дома, в кругу семьи — с родителями, супругой и нашими тремя детьми. Я с папой и мамой живу по соседству, так что нам это очень удобно. Заодно и детей повидаю: они с самого начала самоизоляции у дедушки с бабушкой остались, чтобы им не было скучно. Отец с матерью у меня пожилые, им на улицу нельзя, так что мы сами к ним пойдем, вот только жена еды всякой наготовит — мясо, птицу, салаты разные… Посидим, поедим, разойдемся, а потом я сяду в кресло, возьму телефонную книгу и стану обзванивать всех своих друзей — поздравлять. Что еще мне остается…»
«Не маленькие мы уже!»
Магомед Магомедов
«Я уже много лет хожу в мечеть у метро Павелецкая — в Большом Татарском переулке. Мне это удобно чисто территориально, я неподалеку живу, но есть большой минус: эта мечеть очень маленькая, она меньше всех остальных в Москве, поэтому даже обычные пятничные молитвы там приходится проводить на улице — хоть летом, хоть зимой, хоть в самый сильный дождь. Внутри этой мечети я был всего пару раз, когда приезжал сильно заранее. Но тогда возникала другая проблема: выйти из мечети на улицу…
К чему это я? К тому, что для меня отмена праздничного утреннего намаза на Ураза-байрам, конечно, неприятна, но не очень. Я в принципе посещал его не каждый год, к своему стыду. Это плохо, это нарушает каноны, понимаю, но…
Больше скажу: среди моих земляков отмена намаза на Ураза-байрам особого недовольства не вызвала. Люди хорошо понимают, какая сейчас ситуация в стране, да и во всем мире — по сравнению с тем, сколько человек сейчас болеет и умирает от коронавируса, отмена намаза куда менее значительна, а потому отходит на второй план. Да и не маленькие мы уже! Это в детстве Ураза-байрам ждешь целый год, чтобы ходить по соседям с пакетиком, куда тебе кладут конфетки и другие сладости. А сейчас мне сладкое и нельзя уже особо кушать…»
«Многие сильно напуганы»
Али Акаев:
«Расскажу про один момент: в моем окружении праздничный намаз совершает примерно один человек из десяти, потому что для всех нас куда важнее обычная еженедельная пятничная молитва. Вот на нее мы ходим в мечеть постоянно. Почему? Сложно сказать. Но совершенно точно одна из причин заключается в том, что в Москве на праздничных молитвах в мечетях очень неудобно: слишком много людей со всего мира в них собирается, а места там очень мало. То ли дело на родине…
Ну и, конечно, коронавирус. Да, многие люди с Северного Кавказа долго время относились к нему, скажем так, пофигистически. А сейчас все сильно напуганы… Нет-нет, дело совсем не в новости, будто вирусом заболел Рамзан Кадыров! Этот момент еще толком никто не успел обсудить, а некоторые уверены, что информация про его госпитализацию — утка, фейк. Просто у многих болеют уже самые близкие люди. Какой уж тут праздник…
Читайте также
Но нам повезло, что мы в Москве, потому что в Чечне сейчас нет вообще никакого праздничного настроения, как мне кажется. Там вообще запретили передвижение кого бы то ни было по любому маршруту, а Ураза-байрам — это же и обязательные походы в гости. Да, понимаю, что в гости сейчас не пойдешь и тут, но есть большая разница. Одно дело — сидеть дома по собственному решению, а совсем другое — когда тебя заставляют это делать. Скажем, у меня есть старший брат, к которому я всегда хожу в гости на Уразу — так положено: сначала идти к соседям, а следом — к ближайшим родственникам. А в этот раз не пойду, потому что волнуюсь. Но я так решил сам! Это — важно».
«Люди хотят почувствовать праздник»
Муса Раджабов:
«Я живу в Москве уже 22 года, из которых восемь лет стабильно хожу в мечеть на Поклонке — как, впрочем, многие выходцы Северного Кавказа. Не потому, что московские мечети каким-то образом поделены между мусульманами, а… Как-то так получилось, что выходцы с Кавказа — не только чеченцы, но и ингуши, и представители разных национальностей Дагестана — более компактно проживают в Западном административном округе. И им куда удобнее ездить на Поклонную гору, чем на проспект Мира.
Обидно ли мне, что в этом году праздничный намаз отменен? Смотрите, какое дело: из-за ситуации с этим непонятным то ли карантином, то ли самоизоляцией пятничные молитвы в мечетях не ведутся уже два месяца. Ведь суть пятничной молитвы как раз в том и состоит, чтобы собраться всем вместе, а это сейчас запрещено. Так что всем заранее было понятно, что запретят и намаз на Ураза-байрам. Восприняли это люди по-разному, но большинство, конечно, с пониманием. А куда нам деваться-то, если за запретом стоят и федеральные власти, и муниципальные власти. Плюс еще хадисы от Пророка (мир ему и благословение), говорящие, что та ситуация, в которой мы сейчас оказались, требует от нас осторожности. К примеру, пойду я сегодня куда-нибудь — но я же не знаю, заражен я уже или нет…
Вы, наверное, слышали, как раньше, в СССР, когда религия была запрещена, многие верующие тайно собирались в домашних мечетях. Так и сейчас может быть. Меня, скажем, друзья уже позвали встретить с ними Ураза-байрам в одном частном загородном доме под Москвой… Я отказался. Объяснил им ситуацию. Сказал, что и им не рекомендую, но… Нет, это не религиозный фанатизм, как может кто-то подумать, и не безрассудство. Просто люди устали за эти два месяца изоляции, им хочется посидеть хоть каким-то узким кругом, почувствовать праздник, почувствовать окончание Священного месяца».