Экономика

Москва уходит в финансовый отрыв

Собянин рассказал, как увеличивается разрыв между столицей и другими регионами

© Сергей Бобылев / ТАСС

Разрыв между Москвой и другими регионами России стремительно увеличивается почти по всем показателям. Столица поднимается в рейтингах по качеству образования, доступности медицинской помощи, количеству общественного транспорта и не только. И сокращать расходы бюджета на эти сферы город не собирается — в следующем году власти намерены потратить 1,9 трлн рублей, да ещё и закрыть все оставшиеся долги. О результатах деятельности городского правительства в 2015-2016 годах и основных параметрах проекта бюджета на 2017-й доложил в среду, 26 октября, мэр Сергей Собянин на заседании Мосгордумы.

Разрыв между Москвой и другими регионами России стремительно увеличивается почти по всем показателям. Столица поднимается в рейтингах по качеству образования, доступности медицинской помощи, количеству общественного транспорта и не только. И сокращать расходы бюджета на эти сферы город не собирается — в следующем году власти намерены потратить 1,9 трлн рублей, да ещё и закрыть все оставшиеся долги. О результатах деятельности городского правительства в 2015-2016 годах и основных параметрах проекта бюджета на 2017-й доложил в среду, 26 октября, мэр Сергей Собянин на заседании Мосгордумы.

Фиктивный дефицит

Дефицит бюджета Москвы в следующем году может составить рекордные при Собянине 217,9 млрд рублей — это 11% доходов и на 46 млрд больше плана этого года. Однако, по словам мэра, он останется только на бумагах.

«Ничего трагичного в жизни Москвы, несмотря на кризис, не происходит. Бюджет у нас сбалансирован. Экономические показатели, в принципе, неплохие. <…> С бюджетом, несмотря на увеличенный дефицит, всё достаточно спокойно. Он, скорее, носит технический характер», — пояснил градоначальник журналистам накануне своего выступления с докладом.

Доходы бюджета, по плану, достугнут 1758,6 млрд рублей, а расходы — 1976,5 млрд, что немного больше показателя этого года. «Для примера скажу, что если бы мы серьёзно повышали текущие расходы, как это делается во всей стране (а по регионам расходы в среднем выросли на 37%), то имели бы сегодня не бумажный, а реальный дефицит в 300-400 млрд рублей, чего не произошло», — добавил глава города.

Московский финансовый форум.

© сайт www.mos.ru

Стабильность в статье расходов позволит Москве рассчитаться по долгам, которые шесть лет назад составляли почти 300 млрд рублей. За последние годы эту цифру удалось сократить до 61,9 млрд. «В ближайшие годы занимать средства на рынке мы не собираемся. Более того, будем гасить долги. <…> В течение 2017 года мы выйдем практически в ноль по долгам, что является рекордом для страны и субъектов. Связано это с жёсткой политикой правительства Москвы, оптимизацией текущих расходов, повышением эффективности капительных вложений», — заметил мэр.

Налоговые доходы в бюджет стабильно растут, а доля нефтегазовых поступлений находится на самом минимуме за всю историю Москвы — около 4% казны. «Мы прошли зону турбулентности и чувствуем себя достаточно уверенно, поэтому можем нарастить расходы. В прошлом году мы их зажали очень серьёзно — сократили, по сути, на 5%, но при этом получили рост на 5%. Таким образом, сделали достаточно серьёзный задел», — разъяснил Собянин.

Приоритет транспорту

Самый большой кусок бюджета достанется в следующем году транспортному блоку — 434,4 млрд рублей. «Это строительство ещё около 300 км дорог, огромного количества инженерных сооружений, эстакад, развязок, тоннелей, интенсивное строительство метрополитена — около 30 станций, дальнейшая интеграция МЦК в наземную городскую сеть и метрополитена. Большие инвестиции будут в замену подвижного состава всех видов», — уточнил мэр Москвы.

Огромные инвестиции в траспортную систему уже дали заметные результаты. Количество мест в общественном транспорте увеличилось с 76 до 100 тысяч, а средний возраст подвижного состава снизился с девяти лет до одного года. При этом стоимость проезда фактически уменьшилась, как бы противоречиво это ни звучало.

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

«Мы стараемся тарифную политику сделать приемлемой для москвичей. За последние годы в сопоставимых цифрах цены стали на 30% меньше, чем в 2010 году. Дело в том, что мы тарифы повышаем в два раза ниже, чем инфляция. Таким образом, реальная стоимость проезда не увеличилась, а уменьшилась», — объяснил градоначальник.

В целом он считает, что за год была введена совершенно новая система наземного транспорта. Кардинальные изменения произошли в пределах Садового кольца благодаря новой маршрутной сети «Магистраль», которая увеличила объём перевозок в центре на 30%. «Конечно, определённые сбои могут быть, но они вызваны, скорее всего, не нехваткой транспорта, а сбоями на улично-дорожной сети, связанные с пробками и авариями», — допустил Собянин.

Борьба с пробками

Последние исследования показали, что в столичных пробках виноваты вовсе не москвичи. «Половина машин на дорогах Москвы — это Подмосковье или другие регионы. Подавляющее число москвичей пользуется городским транспортом», — заявил Собянин.

Заметно разгрузить дороги помогли платные парковки. Средняя скорость на дорогах, где они появились, выросла на 12%. Опыт признан удачным и будет распространён, но в «щадящем и локальном» режиме, потому что «других рецептов не существует». Вместе с тем не исключено, что стоимость парковки в пределах Бульварного кольца вырастет.

Автомобили сервиса московского каршеринга Делимобиль.

© Евгений Самарин / РИА Новости

«Регулирование идёт таким образом: устанавливается цена, проходит какой-то период и начинается мониторинг. Если парковка заполнена в среднем на 80%, требуется повышение цены. Если заполнение ниже, то повышать бессмысленно и не нужно», — пояснил мэр, согласившись, что люди не должны нарезать круги в поисках места.

Власти продолжат поддерживать сервисы такси и каршеринг. «Инвесторы опробовали свои проекты, которые показали экономическую эффективность. Количество таких операторов будет увеличиваться параллельно с такси, которое становится дешевле», — добавил глава города.

Прыжок в образовании

Критика реформы школьного образования в Москве, по мнению Собянина, была несправедливой. Объективные показатели говорят о повышении уровня образованности столичных школьников. Ну, или понижении его у остальных.

«Мы просто оторвались от других регионов по качеству образования, — сказал мэр, основываясь на результатах ЕГЭ и олимпиад. — Например, по участию во всероссийских школьных олимпиадах мы обогнали следующие за нами четыре региона вместе взятые».

Высокий уровень образованности московских школьников подтвердило и тотальное тестирование девятиклассников по стандартам The Programme for International Student Assesment (PISA). «Они признали, что Москва входит в десятку лучших образовательных систем мира. Впереди ни одной европейской страны за исключением Финляндии», — заметил градоначальник.

На образование в 2017 году уйдёт порядка 276,1 млрд рублей из бюджета — на 12 млрд больше прошлогоднего. За год число дошкольников увеличилось почти вдвое. Сейчас все московские дети от 2 лет и 8 месяцев обеспечены местами в детских садах. А средняя зарплата учителей выросла за шесть лет с 39 до 74,4 тысячи рублей.

На здоровье

Финансирование сферы здравоохранения в следующем году увеличится и достигнет 369 млрд рублей. Как уточнил мэр, это связано отчасти с расширением перечня льготных лекарств и их подорожанием. Эти медикаменты в основном импортные.

Значительную часть бюджета съест стройка. «Это и Морозовская больница, 67-я больница, основные расходы на которую придутся на 2017 год, около 30 различных объектов — поликлиник по всему городу за три года. Начинаем строительство Коммунарки — огромного многофункционального больничного комплекса, какие не строились лет 40 (сейчас идёт проектирование, на реализацию понадобится минимум пять лет — ред.)», — сказал Собянин.

Мэр Москвы Сергей Собянин перед началом совещания по вопросу создания и деятельности университетских клиник в Москве.

© Денис Гришкин / РИА Новости

Кроме того, в 10 крупнейших клиниках Москвы построят приёмные отделения — это будут большие корпуса со всем необходимым диагностическим оборудованием. А в Сколково появится клинико-диагностический центр в рамках медицинского кластера.

Модернизация сферы здравоохранения позволила за шесть лет снизить смертность в среднем на 30%, увеличить продолжительность жизни с 74,2 до 77 лет.

«Несмотря на то, что мы серьёзно оптимизировали коечность, количество лежачих больных увеличивается. Потому что приток иногородних увеличивается, давая дополнительный финансовый поток», — добавил мэр. В итоге из 34 крупных центров убыточными остаются только четыре, хотя раньше этот показатель был на уровне 60%.


В целом бюджет Москвы остаётся социально ориентированным — доля социальных расходов составляет 54%.