Город

Искусство, согревающее город

В Историческом музее состоялось открытие выставочного проекта «Москва согревающая»

© Олег Фочкин

15 сентября в Государственном Историческом музее состоялось выставочного проекта «Москва согревающая», который проходит в столице уже второй раз. Инсталляции проекта разместились на Красной площади и в её окрестностях, а после 20 сентября координаторы обещают открыть еще два объекта в особняке Рябушинского.

15 сентября в Государственном Историческом музее состоялось открытие выставочного проекта «Москва согревающая», который проходит в столице уже второй раз. Инсталляции проекта разместились на Красной площади и в её окрестностях, а после 20 сентября координаторы обещают открыть еще два объекта в особняке Рябушинского. Корреспондент МОСЛЕНТЫ вместе с авторами работ и кураторами проекта прошёлся по всем арт-объектам.

Сами организаторы позиционируют проект как выставку современного искусства и дизайна, посвящённого московским музеям. В чём это выражается? Вы проходите по залам ГИМа и внезапно останавливаетесь перед фигурой огромного белого кота, явно не имеющего отношения к той исторической эпохе, которой посвящена экспозиция зала. Но что удивительно, его присутствие не вызывает отторжения, хотя и несколько удивляет.

Наверное, если бы не было смотрителей, посетители даже посидели бы на кошачьей спине. Но, к счастью, смотритель есть, иначе бы это было весьма мимолётным искусством: все фигуры сделаны из пенополистирола, а он хоть и долговечен, но хрупок.

Не меньшее удивление вызывает и божья коровка рядом с памятником Минину и Пожарскому. Она выглядывает из травы, упираясь взглядом в Лобное место.

Наверное, консерваторы будут возмущаться и требовать убрать разноцветные геометрические фигуры и прочие непонятности из музеев и исторических мест. Хорошо хоть, что Хрущёв не будет стучать ботинком и давить бульдозером новое искусство.

Всё ли мне понравилось? Наверное, нет. Хотя координатору проекта Наталье Риздвенко я отвечал на вопросительное «Ну как?» весьма уклончиво. Главное — понравилось детям. Они с удовольствием подбегали к этим странным штукам и фотографировались, раскачивали их, обнимали и не хотели уходить. И наши детишки, и китайские, и итальянские. Они в современном искусстве понимают больше нас и не зашорены устоями и шаблонами. А таким зрителям доверяешь больше, чем себе. Их не обманешь.

«Выставка-конкурс «Москва согревающая. Второй сезон» — художественный проект, посвящённый большим и маленьким музеям. В фокусе внимания — традиционные музейные экспозиции Москвы, осмысленные через призму тепла, душевности и открытости; музей как контекст, c которым взаимодействует художник. Прийти в музей и найти в музейной экспозиции, которой по меньшей мере несколько десятков лет, место для своего арт-объекта — для художника сегодня вполне актуальная задача. Подобные арт-эксперименты всегда очень интересны. Скоро мы увидим результаты размышлений художников на тему московских музеев», — рассказала МОСЛЕНТЕ Наталья Риздвенко.

В рамках конкурса молодым художникам и дизайнерам предложено создать проекты для московских музеев: найти метафору, связывающую единым творческим решением музейный контекст, тему тепла. И помогает в этом пенополистирол — экологичный теплоизоляционный энергоэффективный материал, нашедший широкое применение в творчестве современных художников благодаря своей пластичности, лёгкости и выразительности.

Первые арт-объекты в рамках выставки «Москва согревающая. Второй сезон» появились 9 сентября во дворе Музея Москвы. А всего в выставке участвует 11 музейных площадок: Исторический музей и его структурные подразделения (Покровский собор, Музей Отечественной войны 1812 года, Артиллерийский дворик, Палаты бояр Романовых), Музей Тропинина, филиалы Театрального музея имени Бахрушина (Мемориальный дом-музей Ермолаевой и Дом-музей Щепкина), Музей Москвы, Дом-музей Горького, Дом-музей Голубкиной (отдел Третьяковской галереи).

В рамках проекта также пройдёт арт-квест: горожанам будет предложено посетить все музеи, участвующие в нём, по специально разработанной карте.

Кстати, первый сезон проекта «Городские метаморфозы. Москва согревающая» был успешно проведён в 2014–2015 годах, несмотря на 26-градусный мороз в день открытия. В нем приняли участие 57 художников из России и Германии. Завершающая конкурс выставка была включена в программу фестиваля «Лучший город зимы». Представленные в рамках проекта объекты городской скульптуры и паблик-арта были призваны не только создать тёплую и праздничную атмосферу на улицах в преддверии Нового года и Рождества, но и показать, как искусство может изменить городское пространство. Лучшие работы были представлены на Кузнецком Мосту и Рождественке, а также в Центре современного искусства «Винзавод».

Олег Фочкин