Опубликовано 05 июля 2015, 14:02

«Не нужно загонять нас в резервации»

Московские художники о том, чего они ждут от города
Молодые, но уже известные художники и артисты рассказали МОСЛЕНТЕ, чего им не хватает в Москве: системы грантов, бесплатного жилья и мастерских, свободных пространств для граффити или хотя бы простых и понятных правил и законов.
«Не нужно загонять нас в резервации»
Страница Дмитрия Аске в Facebook

Молодые, но уже известные художники и артисты рассказали МОСЛЕНТЕ, чего им не хватает в Москве: системы грантов, бесплатного жилья и мастерских, свободных пространств для граффити или хотя бы простых и понятных правил и законов.

Дмитрий Аске

Граффити-художник

Сейчас мне комфортно работать в Москве. Иногда я ощущаю нехватку мастерской, но, думаю, когда в ней возникнет острая необходимость, я решу этот вопрос. Пока я создаю свои произведения дома, а иногда меня выручают друзья, у которых есть помещения, где можно использовать аэрозольную краску.

Продажей своих работ я начал заниматься только в прошлом году. Пока динамика положительная. Часть произведений купили на выставках, в которых я участвовал в Москве в прошлом году. В минувшем феврале я принял участие в групповой выставке в Лондоне, а в апреле - на аукционе #Проект64, который проходил на ВДНХ: своих хозяев нашли все мои работы, выставленные на торги.

В последнее время интерес к работам уличных художников стал очень заметным, и я надеюсь, что впереди нас всех ждет много хорошего. Но важно отличать уличное искусство от казенного оформления и рисованной рекламы, которую сейчас часто можно увидеть на стенах города. В рамках фестиваля «Лучший город Земли» в 2013-2014 годах в столице появилось много работ талантливых художников из России, Европы и Латинской Америки. А в этом году городские деньги пошли на патриотическое оформление ко Дню Победы. К сожалению, качество росписей, созданных в рамках подобных проектов, практически всегда оставляет желать лучшего. Это печально, потому что при участии грамотного куратора можно было бы создать достойные художественные работы, а не топорное оформление.

Куратор — это посредник между художником и чиновником. Этот человек должен быть погружен в художественную среду и четко понимать, что и как нужно делать, чтобы работы художников обогащали городскую среду, а не «замусоривали» ее. Проекты должны организовывать профессионалы, а не те, кто видит в этом исключительно источник дохода.

Причем организовать это не так сложно: у нас достаточно заборов и других поверхностей, которые смело можно было бы превратить в места для искусства. Это помогло бы направить часть молодежи на творческий путь и отвлечь ее от надписей на заборах

Райтерам и художникам нужны легальные пространства для рисования, чтобы они могли заниматься творчеством на улице, не опасаясь проблем с правоохранительными органами. Причем организовать это не так сложно: у нас достаточно заборов и других поверхностей, которые смело можно превратить в места для самовыражения. Это помогло бы направить часть молодежи на творческий путь и отвлечь ее от надписей на заборах.

Алексей Рюмин

Мультимедиа-дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, член Союза московских архитекторов

«Не нужно загонять нас в резервации»

© из личного архива Алексея Рюмина

Начинал я с того, что делал работы и выкладывал их в интернет. Таким образом познакомился с людьми, с которыми начал сотрудничать офлайн. Одним из моих последних крупных проектов была одиннадцатиметровая елка-лабиринт в Парке искусств МУЗЕОН. Горожане очень восприимчивы к таким объектам: им хочется все трогать, взаимодействовать с инсталляцией. По «елке» можно было побродить, поэтому отклик публики был хороший.

Другая важная городская проблема – это жилплощадь

В Москве внедряется множество классных решений, заимствованных из западных стран. Только они пришли к своему опыту органично, а мы зачастую берем его и как шапку надеваем — вот, у нас тоже есть. По этой причине многие вещи работают не так, как задумано, или диковато смотрятся в окружающем контексте. Городская среда в результате чрезвычайно неоднородна, но в этом есть и положительный момент: Москва очень щедра на визуальные впечатления.

Другая важная городская проблема — это жилплощадь. Я не снимаю квартиру, поэтому в какие-то моменты жизни мог почти не работать, занимаясь персональными проектами, что сильно продвинуло меня в профессиональном плане. У большинства людей такой возможности нет. Но это вопрос развитых институций, которые могли бы решать проблемы, — гранты, условия труда и тому подобное. В итоге все сводится к недостаточной осознанности, ответственности и коммуникабельности горожан. В остальном у меня запросы как у обычного москвича: хочется нормальной экологии, отсутствия тополиного пуха и дымящих торфяников, например.

Гера Спичкин

Солист уличного театра «Огненные люди»

Театру «Огненные люди» в июне будет десять лет. Наше главное детище — это «Искреннее шоу», в котором задействованы 18 человек, постоянная труппа. У нас разная палитра проектов: мы открывали Пятницкую улицу, выступали на Дне города, на выпускных балах в парке Горького, на ярмарках и так далее.

Для уличных театров был хороший взлет активности в то время, когда столичным департаментом культуры управлял Сергей Капков. У него была хорошая команда, они искали спектакли, театры и проекты, которые сделаны современно и стильно. В «лужковскую эпоху» на День города выделяли по пять рублей на «чебурашку», а при Капкове старались искать что-то интересное. Надо сказать, горожане привыкли к хорошим и качественным развлечениям на улицах. Мои друзья из Белоруссии, которые занимаются пантомимой, очень хвалили московскую публику за отзывчивость и готовность импровизировать.

Уличный театр оживляет улицы и вносит в повседневность фантастические моменты. Не нужно загонять нас в резервации

О проблемах. В «Искреннем шоу» жонглер бросает три факела, и часто бывает так, что мы не можем показать этот номер: огонь запрещен. Хотя это профессиональное исполнение, а реквизит и материалы соответствуют всем требованиям безопасности. Нет никаких регулирующих процедур на использование огня.

Еще один момент: нужно упростить процедуру согласования выступлений на центральных площадях. Возможно, изменения произошли, я точно не знаю. Вот, например, у Летней Школы Союза Театральных Деятелей есть ежегодный уличный проект. В прошлом году площадками были Столешников и Камергерский переулки, а в этом году его перенесли на ВДНХ, где меньше зрителей. Уличный театр оживляет улицы и вносит в повседневность фантастические моменты. Не нужно загонять нас в резервации.

Но мы не сидим сложа руки: для решения проблем создана Ассоциация уличных театров. Очень хотим провести фестиваль, в котором могли бы принять участие представители всех поколений уличного искусства, — это помогло бы передать опыт молодым и сохранить традиции уличных театров. Это инвестиция в будущее, и хорошо бы, чтобы власти пошли нам навстречу.

Виктория Сальникова