«Я просто сделал сайт с девочками и товаром». Как открыть свой интернет-магазин и заработать на любимом напитке
Про фанатский путь в бизнесе
В интернет-продажах есть две категории людей, одни — фанаты своего товара, другие могут хладнокровно продавать что угодно. Я за фанатский путь. Работать лучше с тем, что любишь и в чем разбираешься, чтобы ты сам был своим первым клиентом.
Это очень важный психологический момент — если делать бизнес на том, к чему равнодушен, легко перегореть и забить. Я видел кучу историй про то, как люди вкладывались и прогорали именно из-за того, что не были в теме. А когда ты погружен в вопрос, знаешь нюансы, тонкости, цены, то всегда придумаешь, как вырулить.
У меня все сложилось именно так — я стал продавать то, что очень люблю. Первый раз попробовал мате, когда мне было 20, сразу же в этот напиток влюбился и с тех пор пью его каждый день уже 13 лет. Делается он из листа падуба парагвайского, его народное название йерба, и он очень популярен в Латинской Америке. Долгое время я просто рассказывал про мате знакомым и подписчикам как энтузиаст и фанат своего дела, а потом нашел поставщика и открыл свой магазин.
Про открытие магазина
Когда с помощью знакомых я нашел европейскую площадку, где были очень хорошие цены на йерба мате, мне пришла мысль, что можно самому торговать им в Москве. К тому времени я занимался бизнесом уже не первый год, так что у меня был необходимый опыт, чтобы взвесить все риски.
В итоге я решил продавать напиток и аксессуары к нему. Нашел поставщика и сделал не магазин с огромным ассортиментом типа «что-нибудь, да купят», а вайбовый, точечный матеиновый магазин
Во всем мире самая популярная история — это уругвайская йерба, бренд Canarias. Открываешь аргентинских или уругвайских блогеров, звезд — Месси, Суареса, страницу сборной Аргентины по футболу — и видишь, что они пьют именно это. И я решил сделать выжимку — продавать пять-шесть топовых сортов йербы и аксессуары, которые выглядят эстетично и ярко.
Про расчет и оформление
Начиная бизнес-проект надо высчитать всю экономику предстоящего процесса, причем с запасом. Стоит понимать, что при некоторых схемах первые три месяца нормально будет работать в минус.
Рассчитывая риски и прибыльность бизнеса, люди на старте почему-то часто не считают налоги и издержки, а без этого нельзя. Надо закладывать комиссию на оплату перевозок и хранения. Маркетплейсам, а почти все продажи сегодня идут через них, надо отдавать большую комиссию и учитывать, что, заходя к ним, ты подключаешься к их системе акций и скидок.
По поводу оформления индивидуального предпринимателя все просто — подаешь заявку на «Госуслугах», потом один раз идешь в налоговую и выбираешь там род деятельности, которым занимаешься. Будьте готовы к тому, что сразу надо делать и электронную подпись. В целом на это уйдет около месяца.
Про первую партию
Первая партия товара была небольшой — на 50 тысяч рублей. Оформил покупку и мне пришла посылка из Европы, до ковида и санкций все это было просто. К тому времени я уже создал аккаунт в соцсетях. Как только пришел товар, поехал в фотостудию, отснял все позиции.
По сути продажи пошли сразу после того, как я сделал и запустил сайт с девочками и товаром
Как только я выложил фотографии и цены, все это репостнул мой хороший товарищ, который ведет блог о мате в России. И первый же клиент ко мне пришел звездный — бывший вратарь хоккейной сборной России Эмиль Гарипов, сейчас он играет за клуб «Нефтехимик». Тогда Эмиль был с командой в Подмосковье на сборах.
Я приехал на машине, сам вручил товар. Хоккеистов было трое, и они взяли чуть ли не половину первой партии. То, что осталось, ушло за неделю, потому что я стал грузить контент — снимать и выкладывать видео, как правильно готовить уругвайскую йербу.
Про рекламу и закупки
Люди начали подписываться, стало ясно, что проект пошел, и я сделал сайт Маэстро Мате. Решает контент, поэтому я взял моделей, мы пофоткались с девочками и товаром, поснимали видео, и все это я загрузил на сайт. Сделал рекламу в соцсетях и через «ЯндексДирект» — платил за это где-то по десять тысяч в неделю. Заказы были каждый день.
Сам я ни в Аргентине, ни в Уругвае пока не бывал, и моя следующая цель — съездить туда в ближайшее время. Но с партнерами оттуда я уже не первый год работаю, познакомился с ними через соцсети. Поначалу аксессуары, которые я привозил из Европы, были не такого высокого уровня, как мне хотелось, нужен был другой поставщик. Я стал общаться с русскими подписчиками, которые переехали в Уругвай, и они нашли мне производителя, а также рынок, где все это можно закупать. Мы скорректировали цену, и первая поставка у нас была на 100 тысяч рублей.
Первая партия пришла и улетела мгновенно. Очень много клиентов появилось из сборной России по футболу, из Премьер-лиги. Я стал делать гравировку на мате — персональный номер игрока либо его инициалы. Эта фишка тоже хорошо пошла.
Потом начали заказывать звезды из других видов спорта — боец-тяжеловес из UFC Саша Волков, Рамазан Исмаилов — брат и тренер бойца ММА Магомеда Исмаилова, вратарь «Автомобилиста» Евгений Аликин. Среди спортсменов пошло сарафанное радио. Так что в целом сейчас аудитория у моего бизнеса — 20 плюс, в основном это ребята, которые занимаются спортом и бизнесом, хотят энергии и концентрации.
Про маркетплейсы и доставку
Дальше уже начали работать маркетплейсы — больше всего Ozon. Следующие партии аксессуаров мы с партнером стали закупать на 300, на 500 тысяч рублей. Полностью ушли с «ЯндексДирект» и начали развиваться через Ozon, где теперь тоже продается наш товар. Сначала грузили туда на 100, на 200 тысяч. Видим — идет, есть продажи — делаем новую закупку. Всегда и везде начинали с небольших сумм, а потом постепенно прибавляли.
Когда появился выход на оптовый канал с аргентинской йербой, мы сделали новый магазин. Так что у нас теперь на Ozon два магазина — с уругвайским и аргентинским мате. Также продаемся и на Wildberries, и на Яндекс, и на СберМегаМаркет.
Про обороты и прибыль
Оборот одного магазина на Ozon сейчас — около 300 тысяч в месяц. Чистая прибыль может варьироваться — где-то десять процентов, где-то 15-20. В среднем по йербе это около десяти процентов. С сайта доход больше, потому что маркетплейс в среднем сжирает 20 процентов от продажной цены. У сайта оборот 200-300 тысяч, но там прибыль уже 20 процентов.
То есть с одного магазина на маркетплейсе 40-50 тысяч, с другого 30-40, с сайта 40-50 — так и образуется ежемесячная прибыль. Каждый магазин приносит немного, так что их нужно делать побольше.
Мы вышли и на розничную торговлю — в магазине «Белые облака» в самом центре Москвы, на Покровке. В отделе чай у нас там своя полка, а в кафе на третьем этаже мы открыли мате-бар.
Про хранение и маркировку
Изначально я хранил товар дома. С этого начинают все предприниматели, которые торгуют онлайн, — ну какая там аренда склада для 40 пачек мате?
На следующем этапе все обращаются в конторы, которые делают так называемый фулфилмент, то есть весь комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки.
Когда ты выходишь на маркетплейсы, фишечка в том, что каждый товар должен быть специальным образом упакован в соответствующий пакет и на нем должна быть наклейка с штрих-кодом. Самим лучше этого не делать, потому что вы чокнетесь
Я вначале начал сам распечатывать штрих-коды на принтере, но потом понял, что это требует слишком много энергии и демотивирует. И нашел нормальный фулфилмент, который одновременно решает вопросы хранения и упаковки. Отдаешь товар ребятам, а они уже дальше всем занимаются.
Конечно, если у вас есть партнер, который может этим заниматься, можно арендовать склад, что порождает в проекте дополнительных людей на зарплате. Я выбрал адекватный вариант фулфилмента, и теперь эти ребята отправляют все для сайта, готовят и отвозят товар для маркетплейсов.
Про сложности на старте
Сложности были разные. Например, юридически-технические — при открытии компании оказалось, что очень сложно сделать электронную подпись. Сейчас оформление происходит через «Госуслуги», а раньше для этого надо было по неудобной схеме ездить из одной организации в другую.
Были проблемы с доставкой. Логистика очень долгая, что-то билось и портилось по дороге, потому что коробки кидали, переворачивали, сплющивали.
И очень много денег вначале уходило на раскрутку. Чтобы найти рабочую схему и построить правильную модель рекламы, я потратил около 200 тысяч рублей.
Были сложности, когда конкуренты стали подкладывать свинью. Мы успешно развиваемся, и вдруг с какого-то момента мне и моему партнеру по этому бизнесу начинают звонить гастарбайтеры, которые думают, что звонят проститутке.
Кто-то залил наши контакты на ресурс, где гастарбайтеры ищут и заказывают себе подруг. Это, наверное, была самая неприятная история.
Про заработок и перспективы
От месяца к месяцу заработок от проекта колеблется: бывает 80 тысяч рублей, а бывает до 200 тысяч. Это зависит от многого, начиная с того, заполнен склад или пуст.
За последние полтора года бизнес серьезно поменялся. Часть клиентов уехала, на некоторых этапах нарушилась логистика, вырос доллар. Стало посложнее, но в целом все нормально, я выруливаю.