Историк рассказал об эволюции московских автобусов за сто лет
Руководитель научно-исследовательской службы Музея Транспорта Москвы Дмитрий Дашко в беседе с «Мослентой» рассказал об эволюции московских автобусов за последние сто лет.
В начале 20 века первым автобусом московского производства считался электромобиль «Омнибус». Машина с открытым водительским местом и огромными деревянными колесами скорее напоминала дилижанс. Примерно в это же время на московских дорогах появился и «Даймлер» — на шасси грузовика размещалась платформа с бортами и продольными лавками, а роль крыши выполнял тент.
К 1924 году жители столицы смогли передвигаться на первом комфортабельном автобусе «Leyland GH6», на узком шасси которого располагался закрытый деревянный кузов с опускающимися окнами и поручнями для пассажиров, которые едут стоя. А к 1938 году автомобильный завод имени И.В.Сталина разработал первый отечественный автобус ЗИС-16 с обтекаемым аэродинамическим кузовом, что позволяло снизить расход топлива и увеличить максимальную скорость машины.
К середине 20 века москвичи пересели на ЗИС-154 — послевоенный городской бескапотный автобус. Мотор у транспорта был смещен назад, кузова стали легче, деревянный каркас уступил место металлическому, несущему, а тяжелая рама была исключена. В 60-х в Москве появились уже так называемые автобусы-гармошки — «Ikarus 180». В них увеличилась пассажировмещаемость, а соединение прицепа с тягачом осуществлялось с помощью гибких и подвижных элементов.
Позднее в столице появились автобусы «ЛиАЗ-677» — это была прогрессивная модель транспорта с пневматической подвеской, за счет которой уменьшалась высота кузова. В современной Москве все также ходят «ЛиАЗы», но уже 5292-й улучшенной серии с широким и ровным полом основной площадки.
Ранее директор столичного музея Транспорта Оксана Бондаренко раскрыла маршрут самого первого московского автобуса.