МЦК глазами туристов
Поток пассажиров Московского центрального кольца (МЦК), которое открылось в субботу днём, превзошёл ожидания властей примерно в два раза. Официальные данные — 330 тысяч человек за полтора дня. Подтверждаем: в поездах не было свободных мест. Некоторые решили заранее просчитать маршрут до работы или учёбы, но большинство просто катались в своё удовольствие. МОСЛЕНТА тоже прокатилась по кругу с экскурсией «Москва глазами инженера» и сделала вывод: есть на что посмотреть.
Более подробная информация о МЦК представлена в спецпроекте МОСЛЕНТЫ.
Настоящий аттракцион
Экскурсия начинается в центре платформы «Деловой центр». Добраться до неё было решено по МЦК — от «Автозаводской», например, это всего шесть станций. На выходе из метро стало немного не по себе: куда идти — непонятно. Но мы оказались не одни такие — пожилая пара и мама с двумя детьми тоже искали указатели. Группу озадаченных лиц заметили сотрудники МЦК в красных куртках (это цвет нового кольца) и всё нам объяснили. Работники в такой же униформе встретились между подземкой и МЦК, а также на входе. Турникеты, как и было обещано, открыты.
Проехать по волшебному кольцу, где «всё самое-самое», хотелось давно. А так как обещали, что на раскатку понадобится по меньшей мере полгода — сомнений, что удастся занять место у окошка, не было. Но... слышали про это, видимо, все. Ни одного свободного кресла — москвичи катаются целыми семьями, а некоторые даже захватили бутерброды. И они оказались правы — в МЦК есть на что посмотреть. Если в двух словах: напоминает аэроэкспресс. Дойдя до бумажных полотенец в туалете, вспомнили про экскурсию.
— Ничего страшного. Все едут по МЦК, поэтому опаздывают, — успокоила по телефону девушка.
Да, по МЦК «Ласточки» летают совсем не так, как между Москвой и Питером. Хоть заявленная максимальная скорость — 160 км/ч, средняя — всего 50. А так как едут, или скорее — плывут, они совершенно бесшумно, кажется, что и того медленнее. Но для тех, кто расстроился, напомним: средняя скорость автомобильного движения в столице — лишь 35 км/ч.
Впрочем, в салоне никто не нервничал. Выходной, спешить некуда. Отдыхаем, смотрим в огромные окна.
Вокруг столицы за полтора часа
84 минуты, по подсчётам специалистов, понадобится на всё кольцо. Хотя это совсем и не кольцо, а груша, заметил Айрат Багаутдинов, основатель проекта «Москва глазами инженера», автор цикла документальных фильмов «Дело техника», историк инженерии.
Если кто-то ещё не знает, МЦК уже больше ста лет. Называлось оно раньше Московской окружной железной дорогой (МОЖД), которая в основном была грузовой. В 1907 году она соединила около 500 столичных фабрик, освободив город для общественного транспорта.
Решение о строительстве железной дороги не могли принять долго — до весомого слова самого Николая II. Лучшим был признан проект инженера Петра Рашевского. Он, кстати, сразу предлагал запустить параллельно полноценное пассажирское движение, но его не услышали и сэкономили. «Несмотря на то что по последнему варианту предусмотрено только два пути, отчуждаться земля будет с расчётом на четыре. При этом мы постараемся обойти те участки, что будут слишком дороги. Всё будет сделано так, что, когда появится необходимость для остальных двух путей, придётся только уложить рельсы. Расширение потребуется в очень недалёком будущем», — писал инженер. «Будущее» получилось всё-таки довольно далёким.
Интересная особенность — все пассажирские здания, построенные по индивидуальному творческому замыслу, расположены внутри кольца, со стороны центра города, а товарные платформы, пакгаузы, станционные пути — с внешней стороны. По словам архитектора Петра Рашевского, «дорога, разумеется, должна служить к украшению Москвы, а не безобразить её».
Часть этих «украшений» можно увидеть и сейчас. Например, вокзалы эпохи модерна «Пресня», «Канатчиково», «Лихоборы». Последняя станция вообще изначально проектировалась как центральная, поэтому там много старых построек. Особенно интересен дом начальника участка тяги. Он выбивается из общего ряда построек МОЖД и имеет выраженные черты как модерна, так и русского стиля. Украшает его металлическая фигурка совы, поэтому он имеет и второе имя – «дом с совой». К сожалению, уже много лет дом пустует.
Чуть дальше по Пакгаузному шоссе стоит водонапорная башня, снабжавшая водой все станционные постройки, паровозное депо и сами паровозы. В её архитектуре (2-й Лихачевский пер., д. 6, стр. 3) заметны готические нотки, а ещё воднонапорка эта остаётся одной из двух уцелевших башен на МОЖД.
Читайте также
Город контрастов
Один из первых машинистов П.А.Рыжков вспоминал: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога Окружная — опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да ещё какие! — Ведёшь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается — такое безлюдье кругом».
Сейчас, кончено, лесов поменьше. Но на северо-востоке и востоке кажется, что выехал за пределы города. Самая «немосковская» станция — «Белокаменная». Она затеряна среди лесов Лосиного острова, вдали от жилых районов и крупных транспортных магистралей. Небольшой вокзал, два жилых дома, несколько поздних служебных построек — вот, пожалуй, и всё, что на ней есть. А кругом — только лес. Впечатление усиливают несколько полуразобранных путей с брошенными на них старыми вагонами.
Одноэтажный вокзал «Белокаменной» построен по типовому проекту, такие же здания стоят на «Черкизово» и «Кожухово». Они самые маленькие на МОЖД. Под крышей здания сохранилось название станции, написанное шрифтом в стиле «Модерн». Сейчас попасть со станции МЦК можно только в частные бани — ребятам повезло. Обустроенного выхода в парк «Лосиный остров» нет.
Очень изменилась станция «Черкизово». Ещё в начале ХХ века на этом месте было грязное село, состоявшее из нескольких улиц, и все они назывались Черкизовскими. И только одна — Большая Черкизовская — освещалась керосиновыми фонарями. Слева на пяти улицах жили крестьяне, а по правую сторону земля принадлежала заводчику Гусарёву, и все, кто на ней жил, работали на его кирпичном заводе. Грамотных людей в Черкизове можно было пересчитать по пальцам, потому что была только одна трёхклассная школа. Да и в ней учились не все: нужда гнала работать даже детей. Грустно, но это всё очень напоминает эпоху Черкизовского рынка.
В 1990-е годы почти все исторические постройки станции Черкизово были поглощены огромным вещевым рынком. Ближе к концу 90-х здесь можно было наблюдать любопытную картину: среди бесконечных торговых рядов неожиданно открывался кусочек кирпичного фасада с какой-нибудь любопытной деталью и тут же вновь скрывался под слоями одежды, обуви и прочей рыночной продукции. Сфотографировать его было невозможно из-за полумрака, невероятно узких проходов и активности торговцев, искренне не понимавших, что может быть интересного в какой-то кирпичной стене.
После сноса рынка в 2013 году оказалось, что большая часть станционных построек сгинула в его недрах, уцелели лишь надстроенное вторым этажом здание вокзала и отдельно стоящая казарма (без адреса), перекрашенная в нелепый голубой цвет, до которой рынок просто не дотянулся. Впрочем, стоявший так же отдельно от рынка один из постов централизации это не спасло: к концу 90-х от него оставался лишь фундамент, исчезнувший при «благоустройстве» Окружной к юбилею 2008 года.
На юге дорога пересекает более знакомый глазам пейзажи: промышленные в юго-восточной части и урбанистические — в юго-западной.
Туристический потенциал
Первые путеводители по железнодорожному кольцу появились в 1909 году. В одном из изданий сказано: «Московская Окружная железная дорога, являясь одним из грандиозных и красивейших сооружений России, огибает Москву на протяжении 50 верст и проходит по окрестностям Москвы, богатым как историческими памятниками, так и торгово-промышленными вооружениями, причём со многих пунктов дороги открывается прекрасный вид на Москву». Этот путеводитель рекомендовался не только каждому русскому человеку, но и туристу-иностранцу, а также «воспитанникам учебных заведений России в смысле ознакомления с прошлым и настоящим Москвы и окрестностей».
Возможно, скоро появятся и более актуальные путеводители. Судя по первым дням, потребность в этом есть. «Когда-нибудь нефть закончится. И Москва поймёт, что туризм — это стратегически важная часть экономики. Случится то, что сейчас делается во многих городках Франции, Германии... Они выжимают по максимуму. Когда-нибудь выжмут максимум и из МЦК», — заключил Багаутдинов.
Конечно, далеко не вся дорога — картинки с открыток. Много заброшенных промышленных зданий, каких-то гаражей, строящихся комплексов. Но в них есть своя романтика. Это другая Москва, которая стала ближе, как гласит слоган МЦК.
P.S. Подключиться к бесплатному Wi-Fi не получилось. И хорошо — за окном интереснее.