Транспорт

Куда поедет МКЖД

© Агентство городских новостей «Москва»

На схемы московского метрополитена нанесли Малое кольцо Московской железной дороги, которая начнет работать осенью этого года. МОСЛЕНТА разобралась, как будет функционировать наземное метро и откуда оно появилось.

На схемы московского метрополитена нанесли Малое кольцо Московской железной дороги, которая начнет работать осенью этого года. МОСЛЕНТА разобралась, как будет функционировать наземное метро и откуда оно появилось.

Век назад

История МКЖД началась в конце XIX века, когда Москва стала крупнейшим железнодорожным узлом Российской империи, объединяющим десять направлений железной дороги, и транзитной точкой для грузов со всех концов страны. В это время столица впервые столкнулась с транспортным коллапсом: улицы заполонили ломовые извозчики, перевозившие товары с вокзала на вокзал, в городской тесноте регулярно возникали заторы.

Идею строительства окружной железной дороги, которая связала бы радиальные направления и разгрузила столичные улицы, предлагали купцы и фабриканты, а промышленник Федор Чижов даже подсчитал, что она сможет заменить до 30 тысяч извозчиков. При поддержке министра финансов Сергея Витте в 1897 году строительство окружной железной дороги было признано желательным Николаем II.

В конкурсе на лучший проект победил вариант инженера Петра Рашевского, подразумевавший создание двухпутного железнодорожного кольца длиной около 54 километров, предназначенного как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. На титульном листе проекта император написал: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», — несмотря на то, что фактически она проходила за чертой города. В 1903 году началось строительство двухколейки, а в 1908 году по ней пустили первый поезд.

Окружная железная дорога выполнила свою главную задачу — решила проблему перевозки товаров и сырья, ускорив грузооборот в несколько раз. Она быстро обросла подъездными ветками к промышленным предприятиям, но популярностью у пассажиров не пользовалась: вначале москвичей отпугивали слишком высокие тарифы, а уже при советской власти было налажено автобусное и троллейбусное сообщение с районами, где проходила железная дорога. В 1934 году пассажирское движение по ней было закрыто.

Возобновить его собирались несколько раз еще в советские годы, о чем напоминает неработающий выход в центре станции «Ленинский проспект». Но тогда поток грузоперевозок по дороге был слишком велик, а старые мосты с низкими порталами мешали перевести ее на электрическую тягу. Теперь, когда окружная железная дорога оказалась близко к центру Москвы, большинство крупных предприятий либо закрылись, либо были переведены за границы города, а на их месте возводятся жилые дома и офисные центры, столичные власти вернулись к прежним планам. В 2011 году было решено интегрировать дорогу в транспортную сеть столицы — так и появился проект МКЖД.

Три кольца московского метро

Обновленная окружная железная дорога станет полноценным легким метро и дополнит столичную подземку. С 17 из 31 станции можно будет быстро попасть в метрополитен: они либо связаны друг с другом переходами, либо находятся в пешей доступности. Руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов обещал, что пересадка будет занимать не больше восьми минут.

Пассажиры на новой станции «Лужники» Московской кольцевой железной дороги

© Максим Блинов / РИА Новости

МКЖД должна снизить нагрузку на Кольцевую линию метрополитена на 15 процентов. Эту же задачу решает третий пересадочный контур, первый участок которого (от «Делового центра» до «Петровского парка» с переходом на «Динамо») также запустят в этом году. Так называемое большое кольцо метрополитена включит в себя короткую Каховскую линию и пройдет южнее, чем МКЖД. Вместе они образуют что-то вроде восьмерки, имеющей два пересечения — на станциях метро «Полежаевская» и «Нижегородская улица» (будущая станция новой Кожуховской линии).

Пересадка с Малого кольца железной дороги и обратно будет бесплатной — как на монорельсе. На входах на станции установят такие же турникеты, как в метрополитене, оплатить проезд можно картой «Тройка» и другими билетами, в том числе льготными.

«Легкое метро» тесно связано и с наземным транспортом: на всех станциях будут построены транспортно-пересадочные узлы. К запуску движения по МКЖД разработано более 30 новых автобусных маршрутов. Исторически обусловленные пересечения МКЖД с железнодорожной сетью позволили предусмотреть 10 пересадок на девять радиальных направлений. Это поможет снизить пассажиропоток на столичных вокзалах: у жителей Подмосковья не будет нужды доезжать до центра города, чтобы спуститься в метро. Так, Курский и Ярославский вокзалы разгрузятся на 40 процентов.

На треть быстрее

Инфраструктура МКЖД рассчитана на 300 миллионов пассажиров ежегодно. Планируется, что уже в конце года городскими электричками смогут пользоваться более 400 тысяч человек в день. Основной поток будет пересаживаться с автобусов, метро и пригородных электричек, а для нескольких миллионов москвичей МКЖД станет ближайшим к дому видом транспорта. Дизайн всех платформ типовой, за исключением четырех — «Сити», «Кутузово», «Лужники» и подземной «Площади Гагарина». Малое кольцо будут обслуживать до 100 пар поездов, состоящих из пяти вагонов. Каждый состав вмещает 1 250 пассажиров, оборудован креплениями для велосипедов, Wi-Fi, системой климат-контроля и видеонаблюдения и приспособлен для маломобильных граждан. В дальнейшем число вагонов может быть увеличено до десяти.

Малое кольцо будет работать по графику метро, но ждать поезда придется дольше — 6 минут в час пик и до 15 минут в менее загруженное время. Но даже с такими интервалами МКЖД должна уменьшить среднее время поездки по Москве на 20 минут. По словам генерального директора МКЖД Алексея Зотова, при необходимости составы будут ходить каждые две-три минуты.

В тестовом режиме движение по линии запустят в апреле, а 2 сентября по ней проедет первый поезд с пассажирами.

Мария Михалева