Почему Москва поехала
На Московском урбанистическом форуме специалисты обсудили, чего столица достигла за пять лет и куда теперь стоит стремиться. Главная цель сегодня — максимальная мобильность и доступность транспорта: на улице должно оставаться место и для пешеходов, и для инвалидов-колясочников, и для автомобилистов.
«Еще несколько лет назад Москва занимала первые места во всех рейтингах пробок, количество личных автомобилей увеличивалось, и возможности сменить этот вектор не было. Ситуация была такова, что из переполненного метро и некомфортных автобусов очень хотелось удалиться в личный транспорт», — объяснил заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов, добавив, что основные тенденции развития транспорта сегодня стоит свести к смене многолетних привычек москвичей ради того, чтобы изменить экономическую ситуацию.
Москва, наконец, поехала, хотя с 2010 года у нас появилось около миллиона новых личных автомобилей
Читайте также
Глава департамента транспорта отметил, что еще несколько лет назад москвичей можно было четко разделить на две группы. Первая — не имеющие автомобиля пешеходы, которые создавали толпу в общественном транспорте, периодически голосовали на дороге и пользовались нелегальным такси. Вторая — автомобилисты, которые ездили на своей машине куда угодно и парковали ее где угодно, в том числе на тротуаре. При этом вторая модель жизни казалась москвичам более желанной.
«Это систему нужно было переломить. Одна из наших целей — сделать так, чтобы привыкший к личному комфорту автомобилист увидел, как мимо него по выделенной полосе проезжает современный автобус с кондиционером и вай-фаем. И чтобы он задумался, стоит ли оставаться за рулем, если во время поездки можно сделать еще массу других дел», — заявил Ликсутов.
О платной парковке
«Это вынужденная мера, которая помогает нормализовать транспортную систему, ускорить движение. Главное — Москва, наконец, поехала, хотя с 2010 года у нас появилось около миллиона новых личных автомобилей», — объяснил Ликсутов. По его словам, платные парковки вынуждают москвичей пересмотреть свои привычки, однако со временем все должны оценить изменения в лучшую сторону. Эксперты в области развития городского транспорта поддерживают такую позицию.
«Проект парковочного пространства — это новая реальность для россиян и, как все новое, вызывает ряд претензий. Но важно понимать, что это естественный ход эволюции. Просто другие страны шли к этому пятьдесят лет, а мы спешим за десять. И цель этого проекта — дать дорогу общественному транспорту, повысить его популярность. Москвичи должны понимать, что после приобретения личного автомобиля плата за парковку станет такой же статьей бюджета, как плата за бензин», — объяснил МОСЛЕНТЕ Норайр Блудян, исполнительный директор Транспортной ассоциации Московской агломерации.
Конечно, происходит индивидуализация общественного транспорта. Но в то же время — социализация. Вместо того, чтобы иметь три автомобиля на семью, люди обратятся к каршеринговым машинам. А в будущем такая машина еще и вернется на станцию сама, роботом, за следующим пассажиром. И мы до этого доживем
Также специалист добавил, что параллельно с развитием платной парковки в городе внедряются разные тарифные планы на общественном транспорте. Таким образом, одинокому пассажиру выгоднее выбрать автобус, трамвай, метро. То же касается выбора между такси и аэроэкспрессом для поездки в Шереметьево или Домодедово.
Читайте также
Тем временем Михаил Блинкин, руководитель Института транспорта и транспортной экономики НИУ ВШЭ, в беседе с корреспондентом МОСЛЕНТЫ отметил, что сейчас Москва переживает очередную закономерную стадию развития — перевозку эпохи цифровых технологий.
«Конечно, происходит индивидуализация общественного транспорта. Но в то же время — социализация. Вместо того, чтобы иметь три автомобиля на семью, люди обратятся к каршеринговым машинам. А в будущем такая машина еще и вернется на станцию сама, роботом, за следующим пассажиром. И мы до этого доживем».
По его словам, главная проблема комфорта — не в самом личном автомобиле, а в необходимости добираться в плохую погоду до места назначения.
«Нужно сделать так, чтобы человек вообще не ощущал пересадок. Автобус ли, монорельс, аэроэкспресс, метро — без разницы, я должен видеть только возможность комфортно передвигаться. В Барселоне это удалось. А в Милане за последние двадцать пять лет удалось сократить количество личных машин почти вдвое. Мы тоже можем к этому прийти», — объяснил Блинкин МОСЛЕНТЕ.
Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто заметил, что для нас отказаться от поездок за рулем болезненно еще и потому, что в нашей стране люди лишь относительно недавно получили возможность купить собственный автомобиль. Поэтому агитировать за отказ от личного транспорта людей с советским прошлым, которые привыкли относиться к своей машине как к гордости и знаку престижа, не вполне гуманно.