Новые символы Москвы
Чилиец Дэвид Басульто — один из создателей и главный редактор Archdaily.com, самого популярного в мире ресурса, посвященного архитектуре. На протяжении последних пяти лет он регулярно приезжает в Москву в качестве гостя Московского урбанистического форума. Корреспондент МОСЛЕНТЫ узнал у Дэвида, как Москва смотрится на фоне Дубая и является ли она одной из мировых столиц нашего времени.
Любимое в Москве
Какой ваш личный «Топ-5» архитектурных символов Москвы?
Для меня это Красная площадь с собором Василия Блаженного, сталинские высотки, ВДНХ, титановый монумент «Покорители космоса» с музеем космонавтики и здание фабрики «Красный Октябрь» как символ возрождения и «перезапуска» старых промышленных зданий Москвы.
Будучи главным редактором Archdaily.com, вы легко справитесь с ролью городского критика. Сколько звёзд дадите Москве? Интересно, из чего и как у вас складывалось представление о городе, его архитектуре?
Читайте также
Перед тем, как я впервые оказался в вашем городе, конечно, при упоминании Москвы у меня перед глазами появлялись картинки Красной площади, собора Василия Блаженного. Поэтому, когда я в первый раз сюда прилетел, то в 7 утра был в аэропорту, а в 8 — уже на Красной площади. Меня тогда поразил огромный пустырь напротив собора Василия Блаженного — сейчас там на месте гостиницы Россия создают парк «Зарядье». Кроме того, я хорошо знал по иллюстрациям русский авангард 1920-30-х, который занял целую главу в истории мировой архитектуры XX века. Так что, когда я оказался в Москве впервые, то главной моей мечтой было увидеть дом-мастерскую Мельникова с окнами-сотами. И мне представилась такая счастливая возможность.
Удалось побывать внутри?
Это оказалось непросто, но — да. И это фантастика!
Кроме Красной площади и дома Мельникова вас в Москве тогда ничего не интересовало?
Нет, были ещё определенные ожидания. Когда я готовился к поездке и читал о России, то обратил внимание на то, что у вас сейчас зарождается новая школа городской архитектуры и медиа. А такое нечасто происходит, и было очень любопытно увидеть, как это.
Как город менялся на глазах
Какие архитектурные и градостроительные процессы вы разглядели тогда и в следующие 5 лет своим намётанным глазом главреда архитектурного сайта?
Читайте также
Я увидел, с одной стороны, город, который веками, эпоху за эпохой аккумулировал в себе культуру страны, стал её отражением. Ведь культура стоит за каждым элементом города, за каждым его зданием, даже за некрасивым, потому что и его кто-то проектировал соответственно нормам и представлениям своего времени. И в момент, когда я здесь впервые оказался, было ясно, что Москва стоит на перекрестке, потому что Россия после социалистической эпохи стала меняться. В новых условиях развития экономики в город пришло много денег, отчего в Москве стали много строить.
Всё это привело к тому, что у вас в городе сложился уникальный для современного мира сценарий развития. С одной стороны ресурсы, с другой — очень значимый город с огромным культурным наследием и очень образованным населением. У вас же очень высокий процент населения с высшим образованием по сравнению с остальными городами мира, а это тоже влияет на то, как строится и растет город.
Какие изменения в Москве происходили на ваших глазах?
Приезжая в Москву из года в год, я наблюдал многие процессы, тенденции в развитии, начиная с момента их зарождения. Например, за последние 5 лет можно было видеть, как сначала была объявлена, а затем воплотилась в жизнь программа по очистке улиц центра от припаркованных автомобилей. Общественный транспорт развивается очень быстро: построены и строятся десятки станций метро, в этом году запускают Московское центральное кольцо с современными электропоездами. И изменения у вас происходят очень быстро.
Из года в год я наблюдал такой процесс: на Московском урбанистическом форуме объявляют программу, например, по развитию набережных, парков. На следующий год приезжаешь и видишь, что эти программы уже вовсю реализуются, невооружённым глазом видно, как много изменилось.
В Москве, я считаю, сложилась очень интересная комбинация, когда видение проблем и программ их решения транслируются руководством города и очень быстро переходят к реализации. В этом году, приехав, я увидел в центре множество реконструированных улиц. Понятно, что горожанам такой массированный ремонт доставляет много неудобств, но результат, который уже можно видеть, колоссальный. В других странах подобные работы растянулись бы на десять лет, а здесь вы за год получаете целый список из реконструированных улиц с очень хорошим качеством общественных пространств.
Очень интересно наблюдать за преобразованиями в Москве. Потому что такие высокие темпы, скорость реализации проектов можно видеть в наши дни в развитых азиатских странах, но там за этой скоростью не стоит такой качественный результат, как здесь, у вас. Я за этот год второй раз приезжаю в Москву, и каждый раз — вау, город всё красивее, всё качественнее становятся пространства улиц.
Сейчас на этот счет много критики, но когда программа «Моя улица» будет реализована целиком, это станет всем очевидно. Может быть, у меня такой оптимистический взгляд, потому что я наблюдаю эти перемены со стороны, раз-два за год оказываясь в Москве, а вам приходится с этим ремонтом на улицах жить изо дня в день. Но, знаете, москвич скажет то же самое, что и я, если на несколько месяцев уедет из города и оценит свежим взглядом, как много за это время изменилось.
Чем Москва отличается от Китая и ОАЭ
В ОАЭ, Китае, Юго-Восточной Азии градостроительные процессы сейчас тоже идут на больших оборотах, но у них всё выглядит иначе. Каким вы видите на их фоне «портрет» современной Москвы?
В Юго-Восточной Азии, в Эмиратах города растут вверх, и главное, что мы там видим — это появляющиеся в разных районах высотные здания, никак между собой не связанные. А в Москве ведётся работа по созданию урбанистической среды, в которой все элементы города связаны и начинают лучше работать как звенья одной системы.
Читайте также
В Дубае, например, вы такого не увидите, только отдельные здания, штучные проекты, а не среда, единая ткань города. У вас тоже возводятся отдельные здания, но при этом очень много делается для развития городской среды.
А чего Москве не хватает?
Я бы поставил вопрос чуть иначе: что уже существует, но требует дополнительного развития. Например, открытые архитектурные конкурсы. Это отличная практика — таким образом вы впускаете в город идеи многих талантливых людей, которые ценят такую возможность и «выкладываются по полной». У себя, в Латинской Америке, мы видели это на примерах городов Медельин и Богота в Колумбии, в которых сильна архитектурная традиция, но в наши дни они выглядят современно только благодаря системе открытых архитектурных конкурсов. Поддерживая и развивая традицию их проведения в Москве, вы в итоге улучшите город.
Я помню дискуссии на Московском урбанистическом форуме о том, как превращать обсуждения, результаты исследований в конкретные городские программы. Мне запомнились такие исследования о состоянии Москвы-реки и «Археология периферии», которые на моих глазах быстро легли в основу крупных городских программ. Например, строительства и запуска новых станций метро и железнодорожного Московского центрального кольца, призванного наладить связь с периферийными районами, и программу развития набережных Москвы-реки с проектами реконструкции промзон вроде ЗИЛа.
Так что мне трудно сказать, что чего-то в Москве не хватает. Но есть тенденции, которые надо развить, и это пойдёт на благо городу. Например, наладить канал взаимодействия между теми, кто проводит академические исследования, представителями городских властей и девелоперов.
Новая эпоха — новые символы
Как по-вашему, Москва является одной из мировых столиц нашего времени или только претендует на такой статус?
Читайте также
Чтобы быть одной из мировых столиц, город должен производить, создавать примеры авангардного мышления, авангардных решений в самых разных областях и обеспечивать их экспорт во внешний мир. И я вижу, как Москву начинают узнавать во всём мире благодаря вашим графическим дизайнерам, архитекторам, модельерам. Если сравнивать с прежним, изолированным состоянием столицы социалистической России, то вы добились уникального результата. Простой пример: Moscow Fashion Week теперь заметное событие в международной индустрии моды, например. А в советские годы никому и в голову не пришло бы назвать Москву одной из столиц мировой моды.
Вы выделяете какие-нибудь символы новой Москвы, которая, как вы говорите, формируется у вас на глазах?
Башни Сити, например. Я сегодня пил кофе, и на картонном стаканчике была стилизованная панорама Москвы с профилями самых узнаваемых зданий, среди которых художник изобразил и Сити. Так что де-факто эти небоскребы уже не для меня одного стали символом города.
Новое здание музея современного искусства «Гараж» для меня является ещё одним таким символом, да и весь Парк Горького тоже. Достаточно в 8 часов вечера посмотреть на Пушкинскую набережную, где тысячи людей прогуливаются, занимаются бегом, катаются на велосипедах и скейтах. Это тоже визуализация нового облика Москвы — появившихся здесь открытых общественных пространств, на которых горожане входят с городом в контакт, налаживают с ним взаимодействие. Потому что современный мегаполис — это не только здания, это ещё и общественные пространства, на которых ты и получаешь «урбанистический» опыт от общения с городом.