Урбанистика5 мин.

Они хотели научить людей любить новую архитектуру. Что осталось в столице от советского модернизма

© Фото: Дмитрий Ермаков / «Лента.ру»

В послевоенные годы он пришел в Советский Союз уже на правах главного архитектурного направления эпохи. Модернизм во время хрущевской оттепели стал по-настоящему актуален благодаря масштабным геометрическим формам и кажущейся простоте. В сознании большинства людей именно он стал той самой настоящей советской архитектурой, заметно отличающейся от роскошного сталинского ампира. «Мослента» решила вспомнить самые известные модернистские здания столицы. И первыми стали Дворец пионеров на Воробьевых горах, 2-й медицинский институт имени Н.И. Пирогова и Театр на Таганке.

Дворец пионеров

Московский Дворец пионеров — один из знаковых и самых известных примеров советского архитектурного модернизма. Здание было построено в 1958-1961 годах. Проект не доверили одному архитектору, так что над Дворцом работал целый коллектив авторов — Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй и Михаил Хажакян.

Композиция здания — своеобразная расческа. Оно состоит из пяти корпусов, соединенных единой осью коридора. Отдельно стоящий концертный зал также соединен с этой осью переходом. Противоположностью и своего рода противовесом этой конструкции стала стела, облицованная нержавеющей сталью и расположенная напротив дворца со стороны улицы Косыгина.

На примере этого здания, по выражению главного архитектора Москвы того времени Иосифа Ловейко, представителей советской власти и весь советский народ нужно было научить понимать новую архитектуру.

В корпусах Дворца пионеров расположены залы для массовых мероприятий, клуб занимательной науки, планетарий, пионерское кафе, кружки, лаборатории, театральная студия. В отдельно стоящем корпусе — концертный и актовый залы. Павильонная и горизонтальная композиция здания — отличительная черта модернизма. Также для этого архитектурного направления характерно и большое количество стекла.

Пешеходные дорожки на площади около здания, как и 55-метровая стела, добавляют зданию динамики и наводят на мысль, что его главная идея — движение.

Группа художников, вместе с архитекторами работавшая над дворцом, попыталась создать новое модернистское монументальное искусство. Так, у главного входа появилось панно «Юные ленинцы» художника Евгения Аблина, где были использованы самые разные материалы, например, смальта и колотая керамическая плитка. Также художник создавал и барельефы из белого цемента.

В деталях оформления дворца — множество отсылок к зарубежному модернизму. Например, обшитый деревом потолок в зрительном зале обращается к финскому архитектору Алвару Аалто, который был одной из фигур первой величины для советских коллег того времени. Также в деталях дворца можно увидеть отсылку к Американской национальной выставке, прошедшей в 1959 году в Сокольниках, — это фонари в форме геодезических куполов.

Присутствующий на открытии дворца в 1962 году Никита Хрущев произнес яркую похвальную речь. Таким образом модернистской архитектуре в СССР дали дорогу на высочайшем уровне. А сам Дворец пионеров стал не только одним из первых зданий в этом стиле, но и его образцом.

2-й медицинский институт имени Н.И. Пирогова

На юго-западе Москвы в начале 1980-х появилось еще одно здание, признанное памятником советского модернизма. Речь идет о корпусе 2-го медицинского института имени Н.И. Пирогова. На его строительство ушло семь лет — оно началось в 1974 году, а завершилось в 1981-м. Над проектом и последующим возведением корпуса работала группа архитекторов под руководством Владимира Фурсова.

Научная библиотека института стала самым ярким зданием получившегося комплекса. Она расположена по адресу: улица Островитянова, дом 1, строение 5. Это квадратное здание, в плане имеющее две глухие стены. Библиотека была открыта за два года до завершения остального строительства — в 1979 году.

Отличительная черта библиотеки — мозаики на наружных стенах. Над их созданием работали приглашенные Фурсовым художники — супруги Леонид Полищук и Светлана Щербинина. Они также известны благодаря созданным ими витражам Института океанологии на Нахимовском проспекте. Они же были авторами витражей в гостинице «Интурист», но увидеть эту работу теперь можно только на фотографиях. Гостиница была снесена.

Для мозаик на стенах библиотеки 2-го медицинского художники выбрали вечные темы — «Рождение», «Спасение», «Надежда» и «Исцеление». При этом изображения получились яркими, необычными и близкими по стилистике магическому реализму. Мозаики были размещены не только на самих стенах библиотеки, но и на углах здания. Художники вдохновлялись реальными историями людей — только что родившей ребенка женщины, солдата, получившего травму, человека, перенесшего операцию на головном мозге.

Полищук и Щербинина создали для 2-го медицинского института еще одно большое панно — «Консилиум Великих Врачей Мира». Оно украшает фойе главного корпуса. Художники собрали воедино всех известных докторов разных времен. На панно можно увидеть врачей от Гиппократа до самого Пирогова. Но центральная фигура — Мадонна с младенцем. Как говорят студенты, это панно в шутку здесь называют «Кто отец?»

Театр на Таганке

Новый зал Театра на Таганке, ставший одним из символов столичного модернизма 1970-1980-х, был открыт 22 апреля 1980 года. Это случилось за три месяца до смерти его, наверное, самой яркой звезды — Владимира Высоцкого.

Здание строилось семь лет — с декабря 1973 года. До его появления Театр на Таганке занимал несколько небольших строений, которые некогда были жилыми домами, кинотеатром, банком, гаражом.

Авторами проекта нового здания стали архитекторы Александр Анисимов, Юрий Гнедовский и Борис Таранцев. Новые несущие конструкции было решено поставить над уже существующим старым зданием театра, а также сделать к нему пристройку — корпус с большим зрительным залом на 770 мест.

При этом, по требованию режиссера Юрия Любимова, зал в старом здании был сохранен, хотя по изначальному проекту должен был превратиться в фойе. Он стал второй сценой театра. В итоге получилось три зала — на 770, 500 и 100 мест.

В театре появились и новые сценические эффекты. Так, например, одна из стен поднималась, и декорацией к спектаклю становилось Садовое кольцо с летящими по нему машинами. А первые ряды кресел могли быть убраны, чтобы преобразовать пространство в арену, со всех сторон окруженную зрителями. Для актеров были созданы удобные гримерные, а постановщики получили бутафорский цех.

Театр на Таганке — уникальный проект в духе советского модернизма. Другой подобной сцены в Москве нет. Архитекторы, создавшие комплекс, были выдвинуты на соискание Государственной премии СССР. А на архитектурном квадринале в Праге удостоились серебряной медали.