20 августа в 10:37

«Национальный характер можно отразить и в выборе цветов»

Как на ВДНХ воссоздали клумбы 1950-х
Фото: предоставлено Студией Архитектура живой формы
За три последних года на ВДНХ восстановили цветники, розарии и Сочинскую горку, посадили 68 лип и 3 пальмы. О реконструкции озеленения Выставки по классическим образцам 1950-х годов МОСЛЕНТЕ рассказала Елена Дубнова, директор студии «Архитектура живой формы», разработавшей проект реставрации цветников на ВДНХ.

Ароматный алиссум

Я на днях был на ВДНХ, и как же там сейчас пьяняще-вкусно пахнет от всех этих новых клумб!

Это алиссум. Мы его на выставке в Ганновере увидели, оценили аромат, и на ВДНХ решили посадить на переднем плане цветников. Я думала, у нас деньги экономят, но легко этот алиссум прошел. И после того как мы ввели его в проект, компании и службы, которые занимаются озеленением ВДНХ, это ежегодно теперь обязаны возобновлять. Три года уже это делается, и я думаю: «Какие же мы молодцы»!

И как долго длится это ароматное цветение?

Все лето. Простое растение, а эффект получился сумасшедший.

Расскажите о работе по восстановлению цветников и всего озеленения на территории ВДНХ по образцу 1950-х годов.

Варианта единого проекта не было в принципе. Бывают сады и цветники, устроенные именно так: пришел великий Ленотр, например, нарисовал, как что разместить в этом ландшафте, и все — этого плана будут придерживаться всегда.

Здесь такого не было: каждый год в посадки добавляли что было, а четко фиксированного единого проекта не существовало. По фотографиям мы видели, что есть розы, есть флоксы, пионы, поэтому их и использовали. Ориентировались на ассортимент той эпохи и принципы формирования цветников.

Это была большая задача для всей команды нашей студии — предложить решение для такого огромного пространства, у нас только одних цветников пять гектаров было. Мы территорию при проектировании разделили на архитекторов. Каждый делал свою часть. Конечно, было понимание общего дела, но каждый вносил свои идеи, когда делал собственный фрагмент. Потом собрали все воедино, везде алиссум включили, и вышло интересно, потому что все цветники немножко разные получились.

Интересно шла работа над проектированием клумбы с волнистым рисунком под липами. В этом году волны уже приобрели тот вид, который планировался.

Розарии тоже изначально были в нашем контракте. Первый проект был — только озеленение в рамках границ цветников. Тут — бордюр, тут — зеленая часть, в этих рамках мы и работали. Затем нам дали целиком благоустройство: и дорожки (в розариях нужно было менять плитку и бордюры), и полив, и светильники. Мы целиком выстроили розарии, так что они получились достаточно интересными. В южном — с клумбами трех или четырех цветов розы и массивами из многолетников. А в другом розарии, северном, мы решили ввести образовательную функцию. У нас родилась идея высадить розы, выведенные селекционерами из разных стран.

Reload
1 / 2

Северный розарий

Фото: предоставлено Студией Архитектура живой формы

Да, там всюду таблички с названиями.

И мы реализовали тут идею, которую я подсмотрела в одном дендрарии в Германии. Там была коллекция рододендронов, и директор только говорила об этой идее, которую еще не успела воплотить в жизнь. Она хотела собрать рододендроны из разных стран — бельгийские, французские, немецкие, английские. И мне ее мысль показалась очень интересной: проследить тенденции селекции, характерные для различных стран. Ведь национальный характер может быть отражен и в выборе цветов, их форм и оттенков.

И мы решили подобрать розы и высадить их не по принципу «эти — красные, а эти — белые» или «эти — высокие, а эти — низкие». Мы выбрали характерные розы из разных стран. Часть насаждений в этом розарии осталась еще от прежней эпохи, и они вносят небольшую сумятицу в общую картину. Где-то монопосадка — сорт розы из конкретной страны, а где-то — смесь. Мы высадили 11 абсолютно новых фрагментов, а 6 осталось старых.

У нас можно увидеть розы из Франции, Англии, Германии, Канады, США. И встал такой вопрос: а розы из России? У нас в стране только в 1950-х годах было несколько селекционеров, которые занимались розами. Большинство новых сортов появлялись в Никитском ботаническом саду. За последние десятилетия европейские компании-поставщики выиграли на рынке культурных роз. Но оказалось, что какие-то отечественные сорта все-таки сохранились. Мы нашли и высадили российскую розу В.Н. Клименко, которая называется «Золотая осень». Выведенный в 1955 году, этот сорт уступает современным по устойчивости к болезням и вредителям, но имеет очень красивые желто-оранжевые цветы с переходами от светлых до насыщенных тонов. То есть роза из России у нас там тоже есть.

Характер стран получилось таким образом передать. Потому что есть роза канадская — такая колючая, упругая, здоровая. А есть изысканная французская роза Gloria Dei, считающаяся одной из лучших роз в мире.

Конечно, 11 сортов — совсем немного. Ведь в одной только Германии сегодня существует несколько компаний, которые занимаются селекцией, и каждая — интересная.

Розарии у нас отличаются. В северном — регулярные клумбы, обрамленные невысоким бордюром из японской спиреи. Мы поменяли дорожки, и теперь они проницаемы к воде, убрали огромный бетонный бордюр, освободив место для зелени.

Южный розарий более пейзажный, там достаточно много многолетников, клематисов. Высажены шалфей и котовник, которые создают голубую и сиреневую гамму. То есть мы показываем розы в сочетании с другими яркими цветами — синим, фиолетовым, голубым, сиреневым.

Reload
1 / 2

Южный розарий

Фото: предоставлено Студией Архитектура живой формы

Сочинская горка

Не только центральные клумбы и аллеи приводились в порядок. После того как убрали палатки и прочие нагромождения, надо было оформить окружающую территорию — посадить деревья, кустарники, устроить цветники.

Нас пригласили, и мы пришли на территорию за павильоном «Цветоводство». Обнаружили там интересный объект — морские звезды из гальки, старые обрушенные подпорные стенки. До 1954 года там была Крымская горка. Потом разрушилась стоявшая на ней деревянная ротонда, и на этом месте образовалась груда мусора.

К Олимпиаде 1980 года ВДНХ переживал очередной этап развития и реконструкции. Тогда вообще был такой период: из разных регионов страны специалисты помогали приводить ВДНХ в порядок. Давали куски под разные скверы: грузинской, белорусской, прибалтийским республикам. Они помогали сделать доступной информацию о том, как наша страна выглядит.

И эти скверы сохранились?

Да, сейчас их восстанавливают.

С грудой мусора на Крымской горке тоже надо было что-то делать, и пригласили специалиста, который занимался озеленением города Сочи — Сергея Ильича Венчагова.

Reload
1 / 4

Сочинская горка, 1960-е годы

Фото: предоставлено Студией Архитектура живой формы

Он со своими сотрудниками приезжал три сезона, привозил растения и декоративные материалы из Сочи. Он был агрономом, а не ландшафтным архитектором, но сделал интересный проект в сочинском стиле: подпорные стенки террас с волнообразными контурами, декоративные композиции морских животных из гальки.

Но к этому в 1980-х отнеслись прохладно: стенки какие-то, южные растения… Ротонды к тому времени там уже не было, новая композиция на этом месте смотрелась непривычно. Со временем все посадки были утрачены.

Мы решили взяться за восстановление этого участка. Стали искать среди объектов сохраняемого культурного наследия, нашли под названием «Сочинская горка». Пошли в Департамент культурного наследия и задали вопрос, что можно делать, что сохранять. Принесли и показали фотографии того периода, когда горка была «Крымской», времен Венчагова и современные снимки. В итоге была одобрена реконструкция Сочинской горки Венчагова. Ее решили объединить со стоявшей здесь раньше ротондой.

Когда начали обследовать территорию, нашли много интересного, сохранились остатки старых конструкций, камни. После встреч с пенсионерами, работавшими в 80-х годах с Венчаговым, выяснили, какие использовали растения, откуда их брали. И в итоге объединили в проекте восстановленную на прежнем месте ротонду с проектом Венчагова.

Потом два года никто не мог этот проект воплотить. Но вот наконец в этом году мы Сочинскую горку восстановили, и она стоит открытая, и даже все светильники на ней работают. Только из-за ремонта соседних павильонов, которые сейчас стоят в лесах, подойти сложно. Но белоснежная ротонда на возвышении в любом случае притягивает взгляды, и многие идут к ней.

Да, это в какой-то степени китч, многие на даче так делают. Но был такой период в ландшафтном озеленении, и на ВДНХ он может быть представлен. Так что мы делаем сейчас и сверхсовременные розарии, и сюжеты из прошлых времен — Сочинскую горку.

Reload
1 / 6

Сочинская горка после реконструкции

Фото: предоставлено Студией Архитектура живой формы

Спиленные деревья

Полный цикл работ по восстановлению озеленения образца 1950-х на ВДНХ занял больше трех лет. Можете хотя бы коротко рассказать о первом этапе, когда вы вырубали иссушенные или некрасиво разросшиеся старые елки и березы, высаживали аллеи немецких лип?

Сколько елок вырублено, столько и посажено. Они теперь конические, метра четыре по высоте будут держать, и ВДНХ будет их стричь. Мы досадили каштаны и поменяли старые березы на молодые на двух круглых клумбах сразу после входа. Подняли архивы: когда к открытию 1954 года озеленение ВДНХ делали, незаполненными остались первые две клумбы. И их засадили чем было — молодыми березками. Получился такой символичный образ России на входе. Теперь мы его восстановили. Посадили там травы, злаки, ромашки.

Самое интересное впечатление было, когда мы убрали елки, посадили липы. Открылись фасады зданий. Многие мелкие детали на павильонах из-за разросшихся елок до этого были не видны.

Так что мы расчистили пространство, оставили традиционные для ВДНХ розы и добавили больше цветочных растений, которые создают ощущение праздника: тюльпаны, нарциссы, лилии, пионы, флоксы.

Вы такую же расчистку делали и у фонтана «Дружба народов».

Да, там тоже старые большие елки росли, половину вида закрывали. А изначально была композиция — фонтан и сирень, искривленные старые ели эту картину нарушали. Композиция хорошая, просто ее надо было почистить и добавить ярких акцентов.

Так же и ближе к фонтану «Каменный цветок»: в 1990-х и начале 2000-х вокруг него подсадили где можжевельник, где какие-то кусты, которые нарушали целостность, общий ритм пространства. Когда посадили квадратные липы — их там всего 68, — мы этот ритм создали.

Вы же вернули на ВДНХ пальмы, три штуки. Как они зимуют эти три года?

На зиму их относят в павильон администрации, а весной ставят в центре большой клумбы между фонтанами «Дружба народов» и «Каменный цветок».

Reload
1 / 4

Цветники центральной аллеи

Фото: предоставлено Студией Архитектура живой формы