«Это не проект, а эволюция!» Ровно десять лет назад появилась Новая Москва. В чем ее смысл, минусы и плюсы?
Экологический резерв города
О проекте грандиозного расширения территории Москвы российские СМИ сообщили 11 июня 2011 года. В прессе он сразу же получил название Новая Москва — по аналогии с британском проектом Нового Дели, который в том году отмечал свое столетие. Сравнение было уместным, ведь благодаря этим проектам обе столицы развивались в юго-западном направлении.
Выбрано это направление было неслучайно. «Клин территорий за МКАДом к юго-западу от Москвы долгое время оставался незастроенным, — объясняет «Мосленте» архитектор Сергей Ткаченко, с 2004 по 2011 год возглавлявший НИиПИ Генплана Москвы. — С 1918 года эти территории понимались как экологический резерв города.
Юго-западные ветра в Москве — преобладающие, поэтому чем на Москву будет дуть с юго-запада, тем она и будет дышать. Это понимали уже те специалисты, которые в послереволюционные годы делали первый проектный план развития города.
И этот резерв сохранялся за территориями на юго-западе Москвы все советское время. Таким этот озелененный клин с дачами оставался до 2010-х. Ничего промышленного и никакой серьезной застройки там не было».
Три направления для расширения Москвы
Еще с 1930-х годов рассматривались разные планы и проекты развития Москвы. Прорабатывалось в основном три направления. Во-первых, реализовавшееся в итоге юго-западное. Во-вторых, оставшееся в мечтах и планах северо-западное, в сторону Ленинграда. И, в-третьих, естественное развитие на юго-восток, где к городу прирастали наиболее промышленно развитые районы.
«Когда в 2011 году дело дошло до исследований, наши специалисты на вертолете летали с большими начальниками. Рассматривались три эти направления, — вспоминает Ткаченко. — Руководство города и представители Института генплана Москвы исследовали территории для принятия управленческого решения правительства.
Северо-Запад оказался совершенно непригодным — там все давно застроено. Вдоль Ленинградского шоссе ничего уже не возьмешь. Юго-восток — Домодедовский район, в принципе, подходил, но там все уже захватила Московская область.
Поэтому выбрали юго-западное направление: свободное, где были только дачи и небольшое количество городских поселений, где все можно было застроить и привлечь туда инвестиции».
На новых территориях создали ТиНАО
«С предложением расширить границы и перевести все госучреждения за МКАД президент Дмитрий Медведев выступил на Петербургском экономическом форуме в июне 2011 года. Он предложил расширить границы Москвы и разгрузить таким образом столицу от госучреждений с выносом их на территорию Московской области, с возможным созданием столичного федерального округа. По мнению главы государства, это улучшило бы развитие московского мегаполиса, что способствовало бы созданию международного финансового центра в Москве», — рассказал «Мосленте» руководитель департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.
На протяжении 2011 года в Правительстве Москвы обсуждался список территорий, которые войдут в состав города.
выросла площадь Москвы в 2012 году за одну ночь
«1 июля 2012 года часть территорий Московской области вошла в состав Москвы, — рассказывает «Мосленте» руководитель архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александр Котенков. — На новых территориях было создано два административных округа: Троицкий и Новомосковский — ТиНАО. В их состав вошли 19 поселений и два городских округа — Троицк и Щербинка. Но я бы не говорил, что Новая Москва — это проект, который имеет начало и конец. Я бы назвал это эволюцией территориального развития нашего города».
Решение по сути было административным и укладывалось в новое представление о развитии столицы как агломерации.
«Московскую агломерацию надо рассматривать, как единый организм, — объясняет «Мосленте» историк архитектуры Александр Змеул. — Для этого организма нет никакой разницы между Коммунаркой и Химками, Жулебино и Мытищами. Просто одна территория в составе Москвы, а другая — Московской области. В 1990-е годы началось обособление Москвы и области, у субъектов были разные, иногда противоположные интересы.
МКАД, для Москвы выполняющий функцию объездной дороги, которая должна разгрузить город, Московская область воспринимала как торговую улицу, вдоль которой можно построить торговые центры.
Близко к Москве и с удобными подъездами. Конечно, агломерацию надо рассматривать, как единое целое. И когда была присоединена эта огромная территория на юго-западе, проводился конкурс на развитие именно агломерации, а не на развитие присоединенных территорий».
«При этом, — говорит Жидкин, — максимально учитывались интересы и пожелания жителей территорий».
Основные цели проекта
Когда в 2011 году на уровне правительства начались обсуждения того, что часть земель Московской области передаются Москве, главный архитектор Москвы Кузьмин объявил градостроительный конкурс. На нем было три темы: Московская агломерация, развитие Старой Москвы с Новой Москвой (которую тогда называли Большой Москвой) и новый правительственный центр в Коммунарке.
«Десять международных коллективов работали полгода, — вспоминает Сергей Ткаченко. — Я с французами образовал свой коллектив, и мы взяли две номинации из трех: лучшее решение по агломерации и лучшее решение по развитию Москвы вместе с Новой Москвой. Третье — новый правительственный центр — взяли американцы. Но делать его там так и не стали».
Действительно, через месяц после подведения итогов конкурса перенос федерального центра на присоединенные территории был отменен...
Эпоха новой градостроительной политики
С 2012 года и по настоящее время Новая Москва активно развивается в социальной и транспортной сферах, в образовании и медицине, в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В ТиНАО построены сотни километров дорог, открыты восемь станций метро. Отвечая на вопрос, зачем проект Новой Москвы был нужен городу, Александр Котенков объясняет: «Начиналась эпоха новой градостроительной политики, и Новая Москва смогла стать для нее идеальной площадкой. В отличие от застроенных территорий в пределах МКАД, у ТиНАО есть возможность осуществить принципиально иные подходы к территориальному развитию. В настоящее время там реализуются проекты, отвечающие актуальным требованиям современной городской среды».
составил объем вложений в развитие Новой Москвы
Развитие Новой Москвы ведется комплексно: возведено более 100 объектов образования, 18 медицинских объектов. С 2012 года там обустроены 23 парковые зоны. Все это делает Новую Москву привлекательной и комфортной для жизни, и с каждым годом все больше молодых семей покупает квартиры в ТиНАО.
человек проживало в момент присоединения Новой Москвы на ее территориях
В 2022 году, по информации Департамента развития новых территорий города Москвы, их было уже более 630 тысяч. По прогнозам, население Новой Москвы превысит миллион человек уже к 2035 году.
Плюсы и минусы Новой Москвы
«Плюсы проекта в том, что с нуля можно было проектировать в чистом поле новые районы, не повторяя ошибки, совершенные до этого, — рассказывает Александр Змеул. — Создать качественную среду в отдельных моментах там удалось. Например в ТиНАО есть жилой комплекс «Скандинавия» с прекрасным ландшафтным парком. Есть достойные попытки говорить на языке современной архитектуры: это больница и административно-деловой центр в Коммунарке — прекрасные модернистские здания Владимира Плоткина, современные станции метро»...
Обсуждению этого мегапроекта посвящены сотни публикаций. В присоединении Новой Москвы эксперты выделяют как положительные, так и отрицательные моменты.
«В каком-то смысле этим территориям повезло, — говорит Сергей Ткаченко, — туда и метро дотянулось. Ведь в Москве значительно выше бюджет, чем в Московской области. Но на сегодня по дешевому жилью Московская область привлекательнее, чем Новая Москва. Это было с самого начала и сохранилось до сих пор. Потому что все-таки в Новой Москве цены выше, а качество то же самое».
В данный момент можно наблюдать, что идеи, выдвинутые десять лет назад на конкурсе по Московской агломерации, реализуются. Правда, происходит это медленнее, чем было заявлено в начале проекта.
«Плюсом проекта стало повышение уровня жизни людей, проживающих на присоединенных территориях, — говорит Александр Котенков. — В сельских поселениях, которые вошли в состав Москвы, появились все блага большого города: современная инженерная инфраструктура, удобный, доступный транспорт, в том числе метрополитен. И сегодня, спустя десять лет, уже отчетливо видно, сколько построено станций метро, автодорог, сколько территорий благоустроено. Произошел качественный скачок в развитии, был изменен сам вектор градостроительной политики».
«Новая Москва, — утверждает Владимир Жидкин, — является объектом интереса у людей, приобретающих квартиры. Уже сегодня более 70 процентов горожан выбирают именно это место. Например, свыше 50 процентов молодых семей в возрасте 26 лет с детьми выбирают ТиНАО как место для постоянной жизни».
— столько жителей насчитывается в ТиНАО сегодня
Представители Стройкомплекса на критику Новой Москвы уверенно отвечают, что есть, конечно, определенные неудобства, которые неизбежно влечет за собой любое строительство такого уровня и масштаба. Но стройки — на время, а дороги, благоустроенные парки и качественная городская застройка останутся навсегда.
«Развитие инфраструктуры Новой Москвы требует немалых затрат, строгого планирования бюджета, — объясняет Александр Котенков. — Думаю, это вызов для руководства города. Но десять лет территория развивается очень успешно. И, судя по отзывам жителей, оно того стоит, и все это делается не зря».
Одна из главных претензий к Новой Москве касается плотности застройки.
«Во всем мире был уже опыт строительства дешевого жилья с таким переуплотнением, которое в итоге превращается в гетто, — говорит Сергей Ткаченко. — У нас нет национальных гетто, у нас они социальные. Мы сразу строим такие районы. А все остальное там, с моей точки зрения, нормально.
Я не вижу сегодня минусов в развитии и перспективах Новой Москвы. Это новые, постепенно разрастающиеся урбанизированные территории, где создается нормальная транспортно-инженерная инфраструктура.
Когда-то все это сомкнется, и при нормальном серьезном скоростном транспорте, который явно появится в обозримом будущем, это будет линейный город Москва — Калуга. Но сразу ничего не бывает. Как говорится, Москва не сразу строилась».