Опубликовано 11 августа 2016, 08:00

Косые «зебры» на перекрёстках города

19 диагональных пешеходных переходов появятся в Москве до конца года
В нескольких районах Москвы до конца года появятся 19 диагональных пешеходных переходов. Годом ранее в качестве эксперимента на окраинах столицы нарисовали десять косых «зебр». Опыт оказался удачным — ни одной аварии. Теперь подобный эксперимент проведут уже в центре города.
Косые «зебры» на перекрёстках города
страница Александра Шумского в LiveJournal

В нескольких районах Москвы до конца года появятся 19 диагональных пешеходных переходов. Годом ранее в качестве эксперимента на окраинах столицы нарисовали десять косых «зебр». Опыт оказался удачным — ни одной аварии. Теперь подобный эксперимент проведут уже в центре города.

В то время, как Садовое кольцо облагораживают, расширяют тротуары и перекладывают плитку, по всему городу идёт операция «Разметка». В десятках мест перерисовывают разделительные полосы и меняют пешеходные переходы.

Это позволит уменьшить заторы на дорогах, уверены в аналитическом центре «Пробок.Нет». Его специалисты вместе с сотрудниками Центра организации дорожного движения (ЦОДД) выбрали 19 мест, где до конца года нанесут диагональную разметку. В свою очередь, МОСЛЕНТА составила карту этих мест, на которой синим цветом отмечены уже существующие диагональные пешеходные переходы, а серым - только запланированные.

Затянувшийся эксперимент

Первая московская диагональная «зебра» появилась в 2014 году в Марьино. Эксперимент признали успешным. В 2015 году его решили продолжить. С тех пор в Москве появилось десять «окосевших» пешеходных переходов.

Экспертный центр «Пробок.нет» изучает пожелания и предложения горожан по необходимости установки таких переходов в том или ином месте. Из более чем 200 предложенных адресов выбрали только 100. Как писал в своём блоге в LiveJournal руководитель центра Александр Шумский, отобранные места отвечают следующим критериям:

  • Преимущественно находятся в спальных районах, где количество пешеходов больше, чем машин;
  • На них работает отдельная пешеходная фаза, когда все движение транспорта останавливается;
  • Имеется не больше 4 полос для движения в обе стороны (то есть по две полосы в каждом направлении);
  • Перекрестки имеют искусственное освещение и хорошую видимость.

Теперь диагональные переходы появятся в центре столицы, например, на пересечении Гагаринского и Большого Власьевского переулков недалеко от Арбата или на перекрёстке Большого Ордынского переулка и улицы Малая Ордынка.

Тем не менее, от основных и давно сформулированных принципов специалисты отступать не планируют, а появление косых переходов для центра - редкое исключение, сообщает МОСЛЕНТЕ Александр Шумский: «Те перекрестки, которые находятся в Центральном округе, не самые оживлённые, с точки зрения дорожного движения. В центре города чуть более сложные транспортные схемы, и не на всех пешеходных переходах есть выделенная пешеходная фаза светофора, а это одно из ключевых требований к организации диагонального пешеходного перехода».

Опасные косые «зебры»

Итак, диагональные разметки пешеходных переходов наносят на перекрёстках, где существует фаза «только пешеходы», когда движение автомобилей полностью останавливается для прохода пешехода. По мнению Шумского, здесь всё логично. Раз движения нет, то ничто не мешает людям переходить перекрёсток в любом направлении, в том числе и по диагонали, что до последнего времени было запрещено ПДД.

Но кроме удобства, это несёт и опасность, уверен председатель Межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

Косые «зебры» на перекрёстках города

© страница Александра Шумского в LiveJournal

По его словам, у косых «зебр» есть два существенных недостатка. Первый заключается в том, что по диагонали перекрёсток переходить дольше, чем по перпендикуляру.

«По статистике на пешеходных переходах автомобилями сбиваются 34 из 100 пострадавших пешеходов. Чем дольше человек находится на переходе, тем большей он подвергает свою жизнь опасности. В ПДД ведь не зря есть рекомендации пересекать проезжую часть на перекрёстках перпендикулярно, чтобы как можно меньше находиться на дороге», - объясняет Соколов корреспонденту МОСЛЕНТЫ.

Второй недостаток новых зебр в том, что ни водители, ни сами пешеходы к нововведениям пока не готовы. «На перекрёстках разрешён поворот налево в центре. Если пешеход не успел пересечь пешеходный переход, он должен остановиться на полосе, разделяющей полосы движения», - рассказывает Владимир Соколов, добавляя, что в случае с диагональным переходом непонятно, где должен встать замешкавшийся пешеход и как его будут объезжать машины.

По словам защитника пешеходов, особенно опасны косые «зебры» будут в осенне-зимний период. В темноте водитель, впервые оказавшийся на диагональном переходе, может сразу не разобраться, что перед ним переход необычной конструкции. «Он видит знакомый знак, потому что знаки для пешеходных переходов после введения диагональных не разделили, и не ожидает там увидеть пешехода», - поясняет Соколов.

Обещание устанавливать пешеходные переходы на улицах, где не больше двух полос движения в каждом направлении, Владимира Соколова тоже не радует. «По правилам на две полосы получается шесть-семь метров ширина проезжей части в каждую сторону. Умножаем на два — 12-13 метров. Это уже целая площадь».

Самый известный диагональный пешеходный переход находится в Токио

Однако в ЦОДД настаивают, что все перекрёстки, где скоро появятся диагональные переходы, полностью отвечают требованиям безопасности.

«Среди критериев, по которым выбирали точки: длина перехода, отсутствие физических препятствий, геометрические параметры перекрёстка, отсутствие ДТП, связанных с наездом на пешеходов на данном перекрёстке», — сообщает руководитель ЦОДД Вадим Юрьев.

Шумский также отметает аргументы Соколова. По мнению руководителя экспертного центра «Пробок.Нет», такие переходы если и влияют на безопасность дорожного движения, то «только с положительной стороны».

«Если говорить в общем о невнимательности водителей и нежелании пропускать пешеходов, небрежный водитель может не заметить и красный свет. А пропускать, на мой взгляд, стали практически везде. Но нельзя невнимательностью водителей прикрывать неудобство пешеходов», - настаивает он.

Настройка светофоров

После появления новой разметки, которую, кстати, наносят не краской, а термопластиком, в выбранных местах поменяют и светофоры, и фазы их переключения, увеличив пешеходную зону. Шумский, тем не менее, уверяет, что для водителей на этих перекрестках ничего не изменится: «Мы добавили максимум 3-4 секунды в пешеходную фазу, а пешеходам станет удобнее».

Формулу, по которой рассчитывают длительность пешеходных фаз светофора, на примере первой косой «зебры» в Марьино, приводит в своём блоге в LiveJournal советник руководителя ЦОДД Андрей Мухортиков:

— В общем случае минимальное время фазы с пешеходным переходом рассчитывается по формуле Т = D / 1,3 + 5. T – минимальное время пешеходной фазы (в секундах), D - расстояние перехода по длинной стороне перехода (в метрах), 1,3 м/с - расчётная скорость движения пешехода, 5 секунд - запас на всякий случай для маломобильных, неторопливых и опоздавших.

В случае, когда фаза полностью пешеходная, а переходов несколько, длительность обычно рассчитывается по длине стороны самого протяжённого перехода. То есть берётся максимальное значение D.

Косые «зебры» на перекрёстках города

© страница Андрея Мухортикова в LiveJournal

Получается, что сторона самого длинного «классического» перехода здесь равна 20 метров. Исходя из формулы, пешеходной фазе полагалось быть 21 сек. (20/1,3+5). А после введения «диагоналок» самый протяжённый переход теперь имеет длину 35 метров, и ему по формуле положено уже 32 секунды (35/1,3+5). Итак, к фазе нужно добавить 10-11 секунд. Что сотрудники ЦОДД и сделали.

Шувалов разрешил

Шумский убеждён, что успешный эксперимент с диагональными переходами удастся продолжить и в будущем — у проекта есть влиятельный сторонник. Как писал в своём блоге руководитель экспертного центра «Пробок.Нет», подобную затею в принципе удалось «протолкнуть» после обращения к первому вице-премьеру Игорю Шувалову, руководившему федеральной комиссией по безопасности дорожного движения. Он-то и дал поручение в течение нескольких месяцев изучить эффективность диагональных переходов и принять решение о необходимости их дальнейшего внедрения в ПДД. Произошло это ещё летом 2014 года. С тех пор количество косых переходов заметно выросло. Их число будет увеличиваться и дальше.