00:00, 06 февраля 2017

Ученье — свет и интернет

Как столичные школы осваивают новые технологии
За этот год все школы столицы планируется присоединить к проекту «Московская электронная школа». Его главные составляющие – электронный журнал и дневник, а также библиотека электронных материалов. Проект предполагает, что в столичных школах также появится современное оборудование, например, планшеты и интерактивные доски. МОСЛЕНТА пообщалась с директорами московских школ и выяснила, почему на самом деле «электронная школа» почти не отличается от обычной столичной
Ученье — свет и интернет
Сергей Киселев / Агентство «Москва»

За этот год все школы столицы планируется присоединить к проекту «Московская электронная школа». Его главные составляющие – электронный журнал и дневник, а также библиотека электронных материалов. Проект предполагает, что в столичных школах также появится современное оборудование, например, планшеты и интерактивные доски. МОСЛЕНТА пообщалась с директорами московских школ и выяснила, что технологии уже вовсю осваиваются и без проекта.

Что такое электронная школа

Как поясняли ранее в департаменте образования, при обучении по такой системе используется электронная библиотека сценариев уроков. С начала работы проекта в шести пилотных школах в 2016 году туда уже было загружено более 3,5 тысяч программ занятий, которыми воспользовались на 16 тысячах уроках.

Читайте на тему:

«Воспользоваться готовым сценарием или создать собственный может любой педагог. Ученики скачивают приложение uchebnik.mos.ru на планшет или компьютер, когда преподаватель запускает урок, школьники автоматически присоединяются к его сценарию», — говорится в сообщении. Урок можно заново открыть и дома, чтобы повторить материал.

К библиотеке прилагаются электронные дневники: там отображаются темы занятий со ссылкой на домашнее задание. Оценки ставятся в электронный журнал.

В библиотеку «Московской электронной школы» уже загружены 32 электронных учебных пособия по биологии, информатике, химии, физике, ОБЖ и истории для 5–11-х классов, а также шесть томов межпредметной хрестоматии. Разрабатывали их учителя, участвующие в программе. Библиотека будет постоянно пополняться.

Электронный журнал и дневник

Платформой электронного журнала и дневника московские школы пользуются уже несколько лет. За это время она не раз дополнялась новыми опциями и теперь предлагает информацию об оценках, школьных заданиях, а также о присутствии учеников. Все доступно как для учителя, так и для ребенка и родителей.

«Лет 5 мы пользуемся электронным журналом. За это время он изменился не кардинально, а просто опционально. Стало больше возможностей», — отмечает директор школы номер 149 Алексей Ларин. Его школа в программу не вошла, однако это не мешает учителям вовсю заниматься разработкой сценариев уроков. Занимает это до нескольких часов.

Ученье — свет и интернет

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

«Первые создавались несколько дней. Сейчас это может быть даже час времени, у кого-то больше. Специализированной подготовки педагогов не нужно. Все зависит от того, насколько учитель готов использовать материалы из электронной библиотеки», — объясняет заместитель директора лицея номер 1571 Мария Яшина. Ее лицей уже вошел в программу и вовсю использует новшества.

Планшеты

Лицей 1517 с сентября прошлого года получил новые планшеты с сентября. Правда, девайсы закупили только для части учеников. Директор Марина Варгамян подмечает, что получать в большом количестве необходимости нет: у ребят 8-11 классов есть свои гаджеты, разве что только у 50-ти учеников они не приспособлены для работы с общей школьной IT-системой.

Читайте на тему:

Планшеты нужны не на всех школьных уроках. Часть урока английского языка 6-ки лицея уже проводят опустив глаза в экраны, а не в тетради. Некоторые, конечно, имеют некоторые проблемы, в основном технические. Работа на планшете много времени на уроке не занимает, учитель быстро переключает внимание детей на книги. «Пользоваться или нет – выбирает учитель, - объясняет Марина Варгамян. — Дети не забудут, как писаться тетрадях, потому что есть разные этапы урока».

Закупка планшетов для школьников – один из пунктов программы «Московская электронная школа». Но и те, кому гаджеты по программе еще не привезли,уже активно ими пользуются. «У нас школа не топовая, - признается Ларин. – В среднем все ходят с планшетами и телефонами. На уроках 50 на 50: кто-то использует, кто-то нет».

О том, что решение заданий на планшетах давно стало частью учебного процесса, и в среднем в классах около половины детей имеют гаджеты для учебы, рассказали и в школе номер 1374 (учреждение также не вошло в программу).

«Есть классы, где наличие планшетов – 50 на 50, есть где процент имеющих планшеты меньше. Если брать в целом всех учеников с 1 по 11-ый — пока девайсы есть у меньшей половины», — отметила директор Маргарита Бриткевич.

Интерактивные доски

Интерактивные доски тоже успели стать обыденностью даже в тех школах, которые в проект «Московская электронная школа» еще не вошли. Доска представляет собой большой сенсорный экран, который выводит на стену информацию из поисковика и позволяет за секунду стирать с доски решенную задачку.

Читайте на тему:

«У нас есть замечательный преподаватель математики – Астхик Карленовна. У нее интерактивная доска, и весь урок построен на новых технологиях. Вообще такими досками у нас оборудована половина аудиторий», — рассказывает Ларин.

В образовательном учреждении Бриткевич пользуются таким же оборудованием. «У нас расписание составляется так, чтобы можно было провести урок в кабинете, где есть интерактивная доска», — объясняет директор.

Интерактивные панели тоже вошли в число оборудования, на закупку которого в начале года был объявлен аукцион: на 3,37 миллиарда рублей московские власти планируют купить еще 7634 панели.

Ученье — свет и интернет

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Wi-Fi

Обеспечить школы Wi-Fi – другая идея программы «Московская электронная школа». В январе московские власти объявили аукцион на закупку школьного оборудования и установку 20 600 точек WiFi-доступа в школах: на это власти готовы потратить около 442 млн рублей.

Читайте на тему:

Правда, некоторые учебные заведения столицы подключили Wi-Fi самостоятельно еще несколько лет назад. «С 2014 года мы сами сделали зоны с точками доступа Wi-Fi для использования на уроках, например, работы с интерактивной доской», — объясняет Ларин.

Средняя скорость интернета – 100 мегабит в секунду – достаточно, чтобы свободно просматривать видео, найденное в поисковике и открывать спутниковые карты. Правда, свободный доступ к сети иногда мешает ребятам учиться.

«Wi-Fi мы отключить не можем, так как надо, чтобы онлайн ресурс всегда был доступен. Ребенок может открыть учебное задание, но при этом в параллельном окне играть или вести переписку. У некоторых еще не сформировано осознание того, что гаджет – инструмент познания мира. Конечно, придет время, они к этому будут относиться спокойнее», — комментирует Алексей Ларин.

В то же время, согласно результатам исследования Института образования НИУ ВШЭ (имеются в распоряжении МОСЛЕНТЫ), интернет учебе не помеха, пусть и бесконтрольный.

85 процентов опрошенных учеников рассказали, что в их школе нельзя пользоваться мобильными устройствами на уроках. Половина подростков отметили, что чаще выходят в сеть через личные устройства. Еще 25 процентов одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер. 70 процентов респондентов признались, что они во время урока используют смартфоны для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70 процентов — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент.

Партнерские материалы