Почему Москву затапливает после сильного дождя
МОСЛЕНТА узнала, кто виноват и что делатьКаждый раз, когда в Москве начинается сильный дождь, город превращается в Венецию: дороги становятся реками, тротуары — лужами. МОСЛЕНТА поговорила с начальником управления проектирования и перспективного развития ГУП «Мосводосток» Робертом Зильберманом о том, почему проливные дожди приводят к подтоплениям на московских улицах.
«Всю жизнь в Москве была такая ситуация, она и будет дальше. Сети не рассчитаны на такие сильные дожди, но ничего страшного в этом нет. Подтопление, которое длится в течение двух-трех часов, — это не потоп. Это истерика москвичей, они чересчур изнежены», — поясняет Зильберман.
По его словам, в основном подтопления в Москве во время сильных дождей происходят по трем причинам.
Деньги
Власти не хотят вкладывать средства в расширение канализаций, однако, по мнению Зильбермана, это и не нужно. Тратить деньги на создание сети, которая будет рассчитана на сильные дожди, бессмысленно, так как в Москве они бывают не так часто.
Под землей есть и другие коммуникации, поэтому поставить большие дорогостоящие коллекторы и трубы, которые принимают дождевую воду, физически не получится. По словам эксперта, такая ситуация сложилась не только в Москве — это общемировая практика.
«Расчеты при составлении СНиПов (строительные нормы и правила — прим. МОСЛЕНТЫ) делаются с учетом сильных дождей, которые выпадают раз в год, три раза в год, но не больше. Например, в Каире такие сильные дожди выпадают раз или два в год. Там установлено в четыре раза меньше дождеприемных решеток, чем в Москве. Когда проходят сильные дожди, там затапливается вся проезжая часть, но в течение трех часов все уходит.
Такая же история регулярно случается, например, в Токио или Париже, Мадриде. Если мы сделаем всю водосточную сеть, рассчитанную на сильные дожди, которые бывают максимум два раза в год, Москва разорится», — рассказывает Зильберман.
По мнению эксперта, властям если и нужно вкладывать деньги в новые канализации, то только у входов в метро или на трамвайных линиях. «В других местах, например на проезжей части, подтопления уходят в течение двух часов. Поэтому ничего страшного в том, что два-три часа будут подтоплены какие-то участки городской территории, нет. Все сделано в соответствии со СНиПом, который сегодня действует, поэтому истерика граждан неуместна в данном случае, потому что ничего не сделаешь», — добавляет представитель Мосводостока.
Он подчеркнул, что создавать новую систему водостока в Москве очень дорого и мэрия на это не пойдет. «Каждый новый московский мэр задавал один и тот же вопрос (о необходимости расширения водостоков в городе — прим. МОСЛЕНТЫ) и каждый раз получал от нас (Мосводостока) ответ о том, что другого пути нет, и все успокаивалось», — вспоминает Зильберман.
Некачественное строительство дорог
Еще одной причиной подтоплений на московских улицах может быть непрофессиональный подход к строительству дорог в городе. «Если проезжая часть в профиле сделана неровно, неправильно заасфальтирована, то, естественно, там появляются так называемые пониженные места и скапливаются лужи. Когда нам передают дороги в эксплуатацию, то поневоле приходится уже работать в таких реалиях», — сетует Зильберман.
Он добавил, что в Мосводостоке есть программа капитального ремонта сетей и коммунальщики знают, где именно чаще всего скапливается большое количество воды после дождей. «В тех местах, где наши эксплуатационные службы точно знают, что есть какие-то проблемы, там мы пытаемся либо сделать коллектор побольше, либо увеличить количество решеток», — отметил представитель Мосводостока.
Плохая уборка мусора
Подтопления иногда возникают из-за неубранного мусора на дорогах. Раньше, по словам Зильбермана, это происходило очень часто, сейчас - намного реже, но все-таки эта проблема сохраняется.
«На Даниловской площади в 2004 году прорвало трубопровод, и затопило всю площадь из-за того, что канализационная сеть не справлялась с таким потоком воды. А не справлялась она, потому что во время сильных дождей в решетки несет все, что угодно. В тот раз туда попал целлофановый пакет. Он лег поперек решетки, и ее приемная способность стала гораздо меньше. Как только мы сняли этот пакет, вода начала уходить. Нужно, чтобы мусор убирался как положено и не валялся на дороге, потому что все пакеты, ветки и так далее — все в итоге оказывается в дождеприемных решетках», — заключает Зильберман.