Опубликовано 20 декабря 2016, 17:50

Большое открытие Малого театра

Первым спектаклем на обновленной сцене стала постановка «Горе от ума»
Основная сцена Малого театра открылась после ремонта пьесой «Горе от ума». Работы в одном из старейших театров России продолжались по меньшей мере три года. На премьере ждали президента Владимира Путина, но он отменил вечерний выход из-за убийства российского посла в Турции Андрея Карлова.
Большое открытие Малого театра
Михаил Почуев / ТАСС

Основная сцена Малого театра открылась после ремонта пьесой «Горе от ума». Работы в одном из старейших театров России продолжались по меньшей мере три года. На премьере ждали президента РФ Владимира Путина, но он отменил вечерний выход из-за убийства российского посла в Турции Андрея Карлова.

«Президент до нас не доехал, но на премьере был министр культуры РФ Владимир Мединский. Все прошло блистательно. Артисты играли с большим воодушевлением — видимо, возвращение в свой родной дом очень сильно сказалось на их настроении», — рассказала МОСЛЕНТЕ директор театра Тамара Михайлова.

Почему театр малый

Основателем театра считается императрица Елизавета Петровна. Возглавил театр поэт и драматург Михаил Херасков, а играли в нем студенты Московского университета. Театр просуществовал недолго, но на его основе была сформирована первая постоянная труппа в будущей столице.

Несколько десятилетий московскую труппу возглавляли частные предприниматели, в их числе Майкл Медокс. В 1780 году он выстроил большой театр, получивший название Петровского (по названию площади, где находился). С 1806-го его труппа перешла на казенный счет и получила название Императорский московский театр. Но поскольку незадолго до этого события здание Петровского театра сгорело, труппа давала представления то в доме Пашкова на Моховой, то в деревянном театре у Арбатских ворот, то в доме Апраксина на Знаменке. И лишь в сезон 1824/25 годов, когда 14 октября состоялось первое представление в перестроенном архитектором Бове доме купца Варгина, драматическая часть труппы обрела постоянный дом.

Большое открытие Малого театра

© Михаил Джапаридзе / ТАСС

«Московские ведомости» тогда поместили такое объявление о первом спектакле: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»

То есть слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — оно всего лишь обозначало размер здания, которое было невелико по сравнению с соседним Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными.

Некоторое время балетно-оперная и драматическая труппы Императорского московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода, театры были соединены подземным ходом.

«Театр Островского»

Малый театр еще в 20-е годы XIX века представил несколько спектаклей по произведениям Пушкина: в 1825 году — «Руслана и Людмилу», через два года — «Бахчисарайский фонтан», еще через четыре — «Цыган». Именно здесь прошли премьеры «Мертвых душ», «Женитьбы» и «Игроков» Гоголя.

Однако главным драматургом Малого считается Николай Островский — еще при его жизни театр стали называть «Домом Островского». Например, Гончаров писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского"».

Сцена из спектакля по комедии А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" на сцене Малого театра в 1935 году.

Сцена из спектакля по комедии А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" на сцене Малого театра в 1935 году.

© Михаил Филимонов / РИА Новости

Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для этой сцены и читал их актерам сам.

В 1929 году у входа в театр был установлен памятник драматургу. И какие бы перемены ни происходили в Малом, пьесы Островского сохраняют ведущее положение. Сегодня в репертуаре числятся: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «День на день не приходится», «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок», «Бесприданница».

«Горе от ума»

Премьера первой полной постановки пьесы «Горе от ума» состоялась на сцене Малого театра в 1831 году. До того цензура допускала только отдельные сцены из знаменитого произведения Александа Грибоедова.

Автор комедии дипломат Грибоедов погиб в 1829 году в результате нападения на русское посольство в Тегеране. Фанатичная толпа ворвалась на территорию дипмиссии и вырезала ее сотрудников и укрывавшихся на территории армян.

В наши дни театр показывает этот спектакль в несколько ином виде, но с элементами ранних редакций. Роль Фамусова исполняет художественный руководитель Малого Юрий Соломин.

Большое открытие Малого театра

© Дмитрий Серебряков / ТАСС

«Это традиционное и в то же время новаторское прочтение хрестоматийного произведения — комедии Грибоедова, которая, как известно, почти вся разошлась на пословицы. В постановке Малого театра большое значение придается не только социальной остроте пьесы, но и лирической теме первой любви», — написано в анонсе спектакля на сайте театра.

Как уточнила Тарасова, «Горе от ума» стоит в программке как минимум раз в месяц.

Из пепла

Малый театр за два столетия пережил несколько пожаров. Первый произошел в 1805 году, когда сгорело недостроенное здание Петровского театра. На его месте позже появился современный Большой театр.

Второй крупный пожар случился в 1914-м. Моментально разлетелась новость, что театр сгорел, но это оказалось не совсем правдой. Все началось с помещения, где находились все декорации к балету «Жизель», огонь охватил пристройки, примыкающие к зданию Александровского пассажа. В итоге пожар уничтожил большую часть декораций Большого и Малого театров. Убытки оценили в полмиллиона рублей.

После этого было еще несколько сообщений о возгораниях, но серьезного ущерба они не нанесли.

Долгожданная реставрация

Ремонтировали театр крайне редко. Серьезными работами можно назвать только восстановление исторического облика театра в 1949 году. А вот первая масштабная реставрация началась лишь в 2011 году, при этом закрыт он был лишь с 2014-го.

Мединский во вторник, 20 декабря, заявил, что масштабную реконструкцию исторического здания Малого театра удалось завершить на два года раньше запланированного срока. «Это редчайший случай, когда нам удалось завершить реконструкцию не только дешевле, чем было запланировано, но и раньше срока», – цитирует его ТАСС.

По словам министра, на реконструкцию было направлено 7,1 миллиарда рублей, но в итоге уложились приблизительно в 7 миллиардов. По плану работы должны были завершить в декабре 2018 года. «Люди работали в три смены. Вчера было первое представление для зрителей. Билеты были проданы за несколько часов», — отметил Мединский.

В проект реконструкции входили реставрация зрительного зала, углубление подвалов, улучшение инженерных коммуникаций, перепланировка пространств, не являющихся охраняемыми, а также расширение Щепкинского фойе. По словам директора, из-за норм пожарной безопасности уменьшилось количество посадочных мест — их стало 870 вместо 1100.

Реставрацией занималась компания «БалтСтрой». В марте 2016 года на ее руководство было заведено дело по хищению госсредств, выделенных на ремонт культурных объектов: драмтеатра в Пскове, Новодевичьего монастыря в Москве и Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Однако работы по обновлению Малого театра в уголовном деле не фигурировали. В настоящее время Коченов отпущен судом под залог. ТАСС со ссылкой на источник тогда сообщал, что дирекция Малого не имеет претензий к качеству работ специалистов «БалтСтроя».