Опубликовано 27 сентября 2016, 10:07

От шоколада до порнографии

Как конфетная фабрика «Красный октябрь» превратилась в арт-квартал
К югу от Кремля, на правом берегу Москвы-реки, расположена узкая полоска земли, иногда называемая островом. Сейчас это жутко модное место — арт-квартал «Красный октябрь», предпринимающий попытки переплюнуть славу первой русской шоколадной фабрики. Конфет тут уже не делают, но арендаторы до сих пор играют на сладеньком: например, прежде известный лишь в узких кругах центр имени братьев Люмьер приобрёл наконец-то почти всероссийскую известность, выставив работы фотографа, специализирующегося на нудистах всех возрастов.
От шоколада до порнографии
Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

К югу от Кремля, на правом берегу Москвы-реки, расположена узкая полоска земли, иногда называемая островом. Сейчас это жутко модное место — арт-квартал «Красный октябрь», предпринимающий попытки переплюнуть славу первой русской шоколадной фабрики. Конфет тут уже не делают, но арендаторы до сих пор играют на сладеньком: например, прежде известный лишь в узких кругах центр имени братьев Люмьер приобрёл наконец-то почти всероссийскую известность, выставив работы фотографа, специализирующегося на нудистах всех возрастов.

МОСЛЕНТА побывала на «Красном октябре» с экскурсией «Москва глазами инженера» в воскресенье, буквально за час до скандала в галерее, базирующейся в здании бывшей фабрики.

Остров невезения

Как ни странно, у острова, который находится в самом центре столицы между Водоотводным каналом и Москвой-рекой, нет официального названия. В народе ходят разные варианты — Балчуг и Садовники, Болотный, Кремлёвский и даже Безымянный остров. Но выбрать и зафиксировать какое-то одно никто не может или не считает нужным. В общем, не везёт.

От шоколада до порнографии

© Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

А началось всё с того, что этого острова вообще не должно было быть. Он искусственный. Дело в том, что в том месте Москва-река очень часто выходила из берегов, заболачивая территорию и доставляя неудобство жителям. В итоге в 1768 году был прорыт Водоотводной канал, закольцевавший около сотни гектаров земли. Этим воспользовались промышленники, которым близость к воде нужна была для паровых машин и использования грузовых барж.

Самый большой кусок, в 5 га, достался конфетной фабрике, которую сейчас все знают как «Красный октябрь». Но это название, как несложно догадаться появилось в советские годы, после национализации. А до этого предприятие носило фамилию своего основателя — немца Теодора Эйнема. Он переехал в Москву в 1846 году, так как видел в России простор для ведения бизнеса (были же времена!). А уехал в Германию через 30 лет, потому что заболел (с медициной всё стабильно).

Шоколадные гектары

Строительство шоколадной империи началось с производства пилёного сахара. Так как русская публика была не избалована сладостями, Эйнем открыл на Арбате маленькую мастерскую по изготовлению конфет и наладил канал поставки какао-бобов. Вскоре в магазинчике появилось несколько столиков, чтобы можно было выпить горячего шоколада — невиданное лакомство. Дело шло в гору, так как других кондитерских на Арбате не было. Скоро появилось и второе кафе — на Петровке, куда любили зайти перед спектаклем посетители Большого и Малого театров.

За 15 лет Эйнем наскрёб на шоколадках на целую фабрику в центре Москвы. Вскоре помещения выкупил другой немец — Юлий Гейс, но название оставил, так как оно уже стало брендом. Под его руководством производство расширилось. По словам экскурсовода Татьяны, ему очень нравился вид на Кремль (как это по-немецки).

К XX веку ассортимент товаров состоял из более ста наименований. Особую популярность имели «сладкие» корзины для невест, карамель без начинки, многие из них выпускаются до сих пор — «Дюшес», «Барбарис», и, конечно, «Мишка косолапый». Из забавного — выпускали тортик «Полюби меня» разной стоимости; покупатели шутили над продавщицами: «Мне, пожалуйста, “Полюби меня” за три рубля».

Особое внимание уделялось звучным названиям и стильной упаковке (Гейс когда-то занимался художественной фотографией). Чего стоят такие названия как «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». Коробки с продукцией отделывались шёлком, бархатом, кожей. Рекламную компанию часто проводили в несколько этапов, чтобы подогреть интерес публики. Например, перед тем, как стали производить карамель «Иза», была выпущена специальная открытка со стихами, прославляющая её вкус. Потом был анонс о появлении конфет в продаже, а потом и сама карамель. А в 1910 году в небо над Москвой поднялся рекламный дирижабль «Эйнем».

В трудные годы Первой мировой Гейс старался вписаться в реалии русской военной жизни. Фирма «Эйнем» занимается благотворительной деятельностью: делает денежные пожертвования, организует лазарет для раненых солдат, отправляет на фронт вагоны с печеньем. Но всё равно фабрика стала одной из первых жертв антинемецкой кампании в Москве. С началом войны столица и провинция сразу стали бойкотировать её товар. И это несмотря на то, что на фабрике были образцовые условия труда: самая высокая зарплата среди всех кондитерских предприятий, школа для детей-подмастерьев, больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь, кондитеры жили в светлом общежитии при организации, а питались в её столовой, была даже швейная мастерская, библиотека, драмкружок и хор.

Такое же разнообразие видов деятельности представлено здесь и сейчас. Только вот шоколад больше не делают, вместо этого его подают и продают.

Скандальные метры

Промышленные мощности кондитерской фабрики «Красный октябрь» были выведены на территорию концерна «Бабаевский» в 2007 году (там же находится и «РотФронт»). С этого момента проект начал жить новой жизнью, и комплекс зданий из красного кирпича — символ архитектурной Москвы — превратился в арт-кластер. Сегодня «Красный октябрь» — одно из самых модных мест столицы.

Территория арт-квартала граничит с пешеходной зоной — туристическим маршрутом, практически единственным в Москве, ведущим от Храма Христа Спасителя на «Красный октябрь», затем в Парк Искусств на Якиманской набережной, к Третьяковской галерее через Горбатый мост на Болотную площадь, потом, минуя Балчуг, к Кремлю. От Кремля — к Манежу, оттуда — в Пушкинский музей. И от Пушкинского музея — к Храму Христа Спасителя. «Красный октябрь» удачно интегрирован в городскую инфраструктуру. С точки зрения пешеходной доступности — второго такого проекта нет.

За короткое время остров превратился в центр богемной Москвы. Здесь сосредоточены модные клубы, гастрономические рестораны, офисы преуспевающих компаний, галереи и выставочные залы. «Сегодня — это не только большое арт-комьюнити, а территория с новой концепцией столичного образа жизни и активно развивающийся девелоперский проект», — пишет про себя сам девелопер.

Одно из приоритетных направлений развития кластера — формирование художественной среды, которая должна сделать это пространство неотъемлемой частью культурной жизни столицы. Большой резонанс вызвали прошедшие в здании бывшей фабрики «Красный октябрь» выставки: международная ярмарка современного искусства Сosmoscow, World Press Photo и Lexus Hybrid art и другие. Но этот резонанс можно назвать лишь культурным, а вот что касается общественного, то тут всех превзошёл Центр фотографии имени братьев Люмьер с выставкой «Без смущения» из работ Джока Стёрджеса. Он специализируется на фотографиях обнажённых людей, уделяя особое внимание девочкам 12-13 лет.

Скандал с закрытием выставки, кажется, не очень расстроил организаторов. Во время объявления решения журналистам они были крайне спокойны. Не вывело их из состояния равновесия и хулиганство с зловонной жёлтой жидкостью. А чего и расстраиваться: согласно Google Trends, после скандала Стёрджес заинтересовал россиян больше, чем рэпер Тимати и даже Сергей Шнуров. В галерею устремились жители самых небогемных районов столицы, чтобы проверить и поглазеть — а правда ли порнографию привезли.

И это ведь можно было спрогнозировать. Потому что даже сам фотограф признавал, что его творчество воспринимается неоднозначно: «Меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов». Вот такая рекламная кампания получилась. Запоминающаяся обёртка.

На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия