«В Мекке боялся кости кому-нибудь переломать». Как русский мусульманин отправился в хадж и с чем столкнулся в пути
Про путешествия
В некоторых странах вообще никому не интересно, какой ты религии. На Кавказе и в Польше полицейские могут напрячься, узнав, что ты мусульманин. В Индонезии или Пакистане тебя будут больше любить, уважать, всем показывать: «Вот русский человек, который принял ислам!»
Однажды я читал лекцию в Варшаве на презентации польского издания моей книги «Практика вольных путешествий». Все это организовывал Мариуш, уникальный человек. Он — русскоговорящий поляк-мусульманин. И Мариуш начал лекцию так: «У нас в Польше есть две вещи, которых мы, поляки, боимся больше всего — это ислам и русские. Сегодня мы всех напугаем: перед вами русский путешественник, принявший ислам, Антон Кротов».
Про хадж
Хадж не совершается своим ходом почти никогда. Сейчас это процесс, очень четко организованный юридически и бюрократически, — люди платят деньги и едут через турфирму, летят на самолете. Они разделяются на группы по 50 человек, которые водит групповод. Это организованная поездка, получить визу для самостоятельного прохождения хаджа очень сложно, почти невозможно.
Я ездил в хадж в 2016 году. Это была месячная поездка, и я так же, как и все остальные, в группе отправился в Медину и Мекку, где совершал обряды паломничества, посещал Заповедную мечеть и общался, повышая свой уровень вовлеченности в исламскую общину.
А уже потом я съездил в Саудию самостоятельно. Об этом у меня есть книга: «Мекка и Медина, хадж и умра», на днях выходит третье издание.
Про умру
Хадж происходит в особый месяц, который определен мусульманским календарем. В остальное время совершается малое паломничество, которое называется умра. Его сейчас можно делать самостоятельно, визу выдают по интернету. Получаешь ее за 140 долларов и едешь хоть пешком, хоть автостопом.
В прошлом году, в декабре, я ездил в Саудовскую Аравию самостоятельно, посетив по дороге Оман и Эмираты, откуда автостопом доехал до Мекки, а потом и Медины. Совершил все обряды умры, вновь посетил святые места, связанные с возникновением ислама.
Мне было интересно — жители Саудовской Аравии и впрямь хорошие, или они подставные? Во время хаджа-то все такие сладкие, классные вокруг. Я думал, может, это показуха? Поэтому мне было интересно через несколько лет побывать там же еще раз.
Я съездил и обнаружил, что саудиты — и впрямь хорошие люди. Это не театр на время хаджа, они действительно классные. Так что, если Всевышний дарует мне долгую жизнь, надеюсь, еще не раз посетить святые земли Саудовской Аравии, инша' Алла («если будет на то воля Аллаха» по-арабски; выражение, которое мусульмане используют, когда говорят о планах на будущее — прим. «Мосленты»).
Про деньги
По деньгам хадж вполне доступен. В 2016 году для россиянина он стоил 100 тысяч рублей, тогда это было примерно 1700 долларов. На фоне того, сколько платят мусульмане в других странах, цена очень низкая — ниже, чем в Иордании, Омане, Эмиратах и всем остальном мире.
Даже жители самой Саудовской Аравии платят за хадж дороже, чем россияне. Саудитам можно ездить в паломничество только раз в пять лет, и тоже за деньги.
Это же не только религия, но и туриндустрия. В Мекке люди живут в гостиницах, которые за месяц хаджа должны отбить свой годовой доход. Даже метро включают в Мекке только в пиковые дни хаджа, так что метрополитен там работает пять дней в году.
Каждому мусульманину, у которого эти деньги скопились и лежат на счету, по-любому надо ехать, никаких отмазок не принимается. Не можете поехать в хадж, поезжайте в умру, это будет в два раза дешевле.
Если ловить распродажи турецкого лоукостера, можно взять авиабилет Москва — Стамбул — Джидда и обратно долларов за 400. Еще 140 долларов стоит саудовская виза. Так что, если на всем экономить и ездить автостопом, в 600 долларов за всю поездку можно уложиться. Не хотите автостопом, перемещайтесь по Саудовской Аравии на автобусе, выйдет чуть подороже.
Про Заповедную мечеть
Посещение огромной мечети аль-Харам, где много людей, которые занимаются одним и тем же делом — поклонением Всевышнему, это, конечно, незабываемый опыт. Очень приятно и интересно, когда вокруг тебя миллион молящихся. Рекомендую всем мусульманам, единобожникам, отправиться туда и ощутить это чувство единения с разными людьми. Они там и белые, и черные, и арабы, и пакистанцы, и жители Чада и Судана, Австралии и Соединенных Штатов, — все они там вместе. Одновременно в мечети находятся и мужчины, и женщины.
И это такое чувство... Может быть, прообраз будущего Страшного суда. Или, может, прежнего человеческого общества, когда оно еще не было разделено на народы, если такое было в истории. Это момент и прошлого, и будущего человечества — такой единый народ вместе. Потом всех разнесет по своим странам, они будут дома молиться и вспоминать о Мекке.
Опыт очень интересный и волнующий, но я человек не экзальтированный и переживательный, а умственный. Видений у меня не происходило, просто было хорошо.
Про Каабу и Черный камень
Во внутреннем дворе Заповедной мечети стоит квадратная каменная Кааба, покрытая черным шелком. Она метров 20 высотой и шириной, и самого этого здания коснуться можно, если ты, конечно, не какой-то слабый и ветхий человек. Крепкий человек туда протрется.
А вот чтобы коснуться Черного камня, надо иметь десять друзей дагестанцев или 100 друзей китайцев. Тогда уже вы все вкручиваетесь туда постепенно, планомерно.
Я этим делом не занимался — побоялся, что кости еще переломаю кому-нибудь случайно, совсем нехорошо будет. Я человек достаточно крепкий, но чтобы вокруг была мясорубка, свалка... Не хочу людям создавать такие болезненные ощущения.
Когда-нибудь, может, потрогаю еще Черный камень, если народу будет немного. Но когда я был, сотни тысяч к нему давились. Я подумал: «Не буду пробиваться. Не обязательно же это».
А вообще, трогать Черный камень — это не предписанная часть хаджа. Совершенно не обязательно его целовать и касаться.
Про свою группу хаджи
С хаджи, то есть теми, с кем познакомился в хадже, потом пересекаешься на этой земле. Может, еще и в раю встретишься, если Всевышний простит нам наши грехи и отправит нас в рай.
Люди в группе были самые разные. Мы ездили через фирму из Набережных Челнов, так что это были в основном татары. Плюс несколько таджиков, чеченцы и один ингуш. С некоторыми из них мы до сих пор общаемся.
Был с нами татарский дедушка из Волгоградской области, постоянно мне теперь в переписке что-то присылает, я отвечаю. Он имам мечети в своем селе, я к нему недавно заезжал.
Когда я был в Душанбе, встречался там с несколькими таджиками, которые были в хадже. С кем-то мы общаемся по видеосвязи. Но такого, чтобы раз в год встречаться в одном месте, нет. Все-таки мы довольно сильно разнесены географически.
И если вы думаете, что каждый мусульманин в белой тюбетейке — хаджи, то ошибаетесь. Белых тюбетеек на свете очень много, и они ничего не символизируют. Такой головной убор не обозначает, что человек был в Мекке, в мечети аль-Харам. Лично я в Москве тюбетейку, которую привез из хаджа, не ношу. Одеваю ее в жарких странах, чтобы солнце голову не напекло.
Первую часть интервью Антона Кротова, в которой он рассказывает, как принял ислам, можно почитать здесь.