«Главное, чтобы доброжелатели свининой не накормили». История русского путешественника, принявшего ислам
Про Библию и Коран
Родители у меня христиане. Не такие суперэнергичные, чтобы каждый день в церковь ходить, но основные праздники и посты соблюдают. На 16 лет мама подарила мне Библию.
Я люблю книги, всегда интересовался самыми разными вопросами, так что прочитал и Ветхий Завет, и Новый. А вскоре обнаружил, что многие христиане Библию не читают. Мало кто может перечислить по памяти десять заповедей, обычно ничего и не помнят, кроме «не убий» и «не укради». Так что, пользуясь случаем, очень советую всем прочесть Библию.
На следующий год, в 1993-м, я прочел Коран, когда он появился в продаже в переводе Крачковского.
Про секты и проповедников
Потом я стал ходить в разные религиозные места. Когда какие-то люди говорили, что знают истину, ходил и слушал, что они рассказывают, задавал вопросы.
В то время появлялись Свидетели Иеговы (деятельность религиозной организации «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» признана экстремистской и запрещена на территории России, — прим. «Мосленты»), у них тоже спрашивал. Появлялся Секо Асахара с «Аум синрике» (тоталитарная секта, с 2000 года известная как «Алеф», причислена к числу террористических организаций и запрещена в Евросоюзе, США, Канаде, России и многих других странах, — прим. «Мосленты»), им вопросы задавал.
Приехал в Москву Виссарион — я Виссариона ходил слушать. Ездил в тайгу, смотрел, как виссарионовцы живут
Смотрел, как Порфирия Иванова проповедовали, чем его последователи занимаются, ездил на его могилу в Донбасс. Ездил по православным монастырям.
Приезжали буддийские гуру, я ходил и слушал их. Выступал в Москве проповедник Билли Грэм — был и у него. Приезжали пятидесятники, иеговисты, адвентисты седьмого дня — к ним тоже заходил.
Про разгром секты Муна
Завелись у нас и последователи Муна — «Церковь объединения» (Мун Сон Мён — южнокорейский религиозный деятель, основатель «Церкви объединения», прославившейся массовыми венчаниями своих последователей на стадионах, — прим. «Мосленты»). Я проходил к ним месяц, а потом устроил разгром — не физически, конечно, а учение разгромил. Там столько противоречий обнаружилось, что разбежался весь поток, который обучался со мной мунизму.
С какими-то учителями я спорил, кого-то просто слушал. В мечеть сходил, посмотрел, как там кланяются, к буддистам на собрания, к кришнаитам. «Бхагавадгиту» прочитал, Упанишады и другие тексты, которые уже были доступны на русском.
Тогда же по всей стране у нас ходили проповедники «Белого братства» и кричали: «Мария Дэви Христос — это истинный Бог! Она стучится в каждый дом! Она стучится в каждую дверь! Она просит, чтобы ей отворили!» Потом в 1993 году они захватили в Киеве Софийский собор, и всех их пересажали. А те, кто остались, решили, что Свами, мужик, который был ее «небесным супругом», — он теперь дьявол. Изменили все свое богословие и стали верить в исправленное.
Среди моих друзей были последователи разных учений, приходили в гости и сатанисты, и разные гуру. Видел я людей, которые себя Христами объявляли. Один из них, Александр Иванович, проповедовал у меня на кухне. Я с 16 лет собираю у себя дома тусовки, так что видел разных так называемых мессий.
Про религию в дальних странах
Потом я стал ездить в дальние страны и смог смотреть, как буддисты, христиане и мусульмане, живут в других частях света. Увидел еще больше религий, посмотрел, например, как живут сикхи в Индии.
Путешествуя, я смотрел, как мусульмане функционируют в Иране, Пакистане, как функционируют христиане в разных странах. Сам я все это время считал себя христианином, и в то же время видел, что практика и теория христианства не совпадают. В краях, которые я посещал, теория была одна, а практика другая.
Постепенно я начал перемещаться в совсем уже дальние страны, когда мне было 22 года, мы с друзьями съездили автостопом в Индию, потом в 1999 году — в Судан, а в 2000-м — через всю Африку
В трансафриканской экспедиции я тоже посещал учреждения разных религий, помню даже ночевал в храме сикхов в Замбии.
В итоге я уже мог видеть не просто теорию, а работу различных религиозных систем на практике. Вот христианство, например, очень хорошо в теории. Есть очень редкие христиане — люди благочестивые, святой жизни. Но христианское общество найти не удалось нигде на белом свете. Нет ни большой, ни даже маленькой страны, где исполнялись бы заветы Иисуса.
А мусульманские страны, наоборот, были обнаружены — тот же Судан или Пакистан, где законы шариата исполняются.
Про принятие ислама
Вернувшись из одного из путешествий, я зашел в Москве в мечеть на проспекте Мира, раньше она была не такая большая. Спросил: «Можно у вас принять ислам?» Мне сказали: «Можно». Был 2001 год.
Никаких специальных и помпезных ритуалов не последовало. Это совсем не сложно, человек должен сказать: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его». Можно по-арабски. Вот и все
За следующие несколько месяцев я ознакомился с подробностями, узнал, что мусульманину присуще — как делается намаз, как соблюдать пост. О чем не знал подробно, все выяснил и стал это по возможности исполнять.
От мечети меня отправили на курсы, где уже подробно сообщалось, какие существуют особенности ислама. Курсы находились недалеко от моего дома, назывались «Ихлас». Это татарский центр, где занимаются «изучением традиций коренных народов России».
Со мной в потоке были главным образом чеченцы — коренные мусульмане от рождения изучали основные, базовые вещи ислама. Потому что есть база — Коран, а есть множество других наук, более подробных: акыда — это вера, фикх — про то, как всякие бытовые вещи делаются. Отдельно происходит изучение арабского языка и чтение на нем.
Проходил я на курсы сколько терпения хватило — полгода. Потом начал активно прогуливать и ходить перестал. Базовые знания получил, а дальше продолжил сам все более подробно исследовать.
Про нехватку знаний
В России у нас вообще проблема с базовыми знаниями о любой религии. Некоторых мусульманских книг нет на русском языке. Например, кроме Корана существуют Хадисы — это истории о пророке Мухаммеде, мир ему и благословение. И такие книги, как «Сахих Муслим», «Сахих аль-Бухари», есть только в выжимках — огромные, по тысяче страниц, но неполные.
Я, когда был в Индии в последний раз, специально зашел в мусульманский магазин и купил английско-арабский шеститомник «Сахих Муслим». Это средневековая книга, где излагаются истории о Пророке. На них основывается бытовое современное исламское законодательство — шариат. Там есть в том числе правила для мытья рук, торговли, учебы и бракосочетания.
Про жизнь по шариату
После принятия ислама все стало меняться. Я постепенно интегрировал в повседневную жизнь совершение молитвы, пост. В путешествиях, кстати, его можно не соблюдать, а переносить на другие дни. Например, сейчас, в ноябре-декабре, я «отдавал долг» за последнюю поездку.
Колбасу есть перестал, а еще не ем сало. В исламе свинина — запрещенный продукт, не халяльный. Особенно важно, чтобы в путешествии какие-нибудь доброжелатели тебе ее не подсунули. Вообще во время поездок лучше мясных продуктов избегать, чтобы точно не нарваться на что-то не халяльное. И, конечно, запрещен алкоголь. После принятия ислама я не выпил ни капли.
Еще, по шариату, 2,5 процента своих доходов нужно отдавать на благотворительность — бедным, сиротам, путникам, старикам и так далее. Я регулярно делаю пожертвования и всякий раз напоминаю окружающим, что это очень полезно. Например, регулярно подаю беднякам, когда путешествую по Афганистану. А в Москве можно запросто перевести средства тому или иному фонду, например, организации, поддерживающей мирных жителей, пострадавших от войны, которая идет сейчас в их стране.
Про пятикратный намаз
Ислам предписывает совершать ежедневно пятикратный намаз. Мне это удается. Самое неудобное — с утренним намазом, когда едешь в поезде, летишь в самолете или просто проспал. Летом в наших широтах он часто приходится на три часа ночи. Если я прохлопал нужное время или где-то ехал, совершаю его, когда появляется возможность. Остальные — дневной, послеполуденный, вечерний и ночной намазы — это уже несложно.
Утром молишься, где проснулся. Днем в немусульманской стране проще всего совершить намаз в парке. В любом городе, будь то Лусака, Владивосток или Череповец, никто у тебя при этом ничего не спросит. Чтобы людям не создавать препятствий и у них не возникало каких-либо подозрений, я ни в метро, ни на автобусных остановках намаз не делаю. Вечером молюсь там, где собираюсь спать.
Если вокруг — полярная ночь, соответственно комментариям мусульманских ученых, намазы совершаются по времени Мекки или ближайшего города. Так, например, в Мурманске я молюсь по петрозаводскому времени.
Про московские мечети
В России я в мечеть хожу довольно редко, чаще делаю это в тропических странах, потому что десять месяцев в году путешествую. Снимаю видео с мечетями для одного казанского телеканала, у меня есть коллекция их фотографий из сотни стран.
В Москве чаще хожу в Соборную мечеть на проспекте Мира. Остальные — маленькие. Если в пятницу идешь, народ в основном на улице толпится
Приедешь, например, в Историческую мечеть на Большой Татарской, там весь квартал будет заполнен молящимися. Чтобы внутри оказаться, надо за два часа приходить.
Неплохая мечеть на Поклонной горе, но она тоже маленькая. Людей приходит много, проповедь слушают обычно снаружи. В месяц Рамадан количество посетителей еще больше увеличивается.
Вместимость мечетей в России недостаточная, и это не очень удобно, особенно с нашим холодным климатом. Придешь в мороз и будешь на асфальте на коврике молиться. Поэтому в холода проще дома намаз совершать. А вот в теплых странах мечеть зимой посещать — одно удовольствие.
Про новых знакомых и отношения с активно православными
Конечно, из мусульманской среды появляются знакомые, которые знают меня именно как русского мусульманина и путешественника. Так что много знакомых добавилось среди чеченцев, ингушей, киргизов.
При этом круг знакомых у меня постоянно расширяется с 16 лет, и я с разными людьми пересекаюсь, от религии это не зависит. У меня в квартире побывало тысяч двадцать человек — население целого города. Так что если бы я не принял ислам, знакомые-мусульмане все равно появились бы.
Некоторые православные из числа очень активных перестали со мной общаться. Есть среди знакомых очень консервативные люди, которые со мной больше не разговаривают
Они считают, что каждый, кто родился в православии Московского патриархата, должен до конца жизни в нем находиться. Любой уход под другую духовную юрисдикцию считается предательством. А там как минимум — в ад.
Родители у меня люди умные, широких взглядов, и к моему переходу в ислам отнеслись нормально, c пониманием. Тем более, что они видели — все не за один день произошло, я же перед этим девять лет различные религии изучал.
Продолжение интервью Антона Кротова с описанием хаджа, самостоятельного путешествия в Саудовскую Аравию и малого паломничества — умры, читайте здесь.