«У меня мертвых больше, чем живых». Лидер группы «Воскресение» — о коренных москвичах, новой беде и ближайшем концерте
Раньше было проще: музыкант написал песню, а мы ее послушали и оценили, исходя исключительно из музыкальных достоинств произведения. Сегодня все иначе. Говоря об исполнителях, нам сложно не обращать внимания на их убеждения и поступки. Как вам кажется — позиция артиста важна? Или важны только песни?
Фаина Раневская говорила: «Талант, как прыщ, — на любой ж*пе может вскочить». Так что... Если мне человек неприятен, я его творчеством не стану заморачиваться. Искусство субъективно, да и я необъективен.
«Кто виноват» — одна из ваших самых первых знаменитых песен. Все помнят слова из нее: «Если боль твоя стихает, значит, будет новая беда». Вы всегда живете с этим ощущением? От чего испытываете боль сейчас и какую беду ждете?
Когда появилась эта песня, мне было 23 года. Я попал пальцем в небо. Но живому человеку всегда больно, ведь жизнь не дает расслабиться — вставай, сражайся.
«Сон» — еще одна знаменитая песня на ваши стихи: «Снилось мне, что печали кончаются, люди одинокие встречаются. Встретятся, молчат и улыбаются. Жаль, что это только снилось мне». Вы вообще верите в то, что человек может быть счастлив не во сне? И что для вас счастье?
Человек может быть счастлив, это принцип. А во сне бывает всякое... Вообще счастье для меня — это причастность, оделенность, а несчастье — обездоленность. Заслужить счастье невозможно, должно повезти, как во сне.
У вас архитектурное образование. Если сравнивать сегодняшние времена с архитектурными стилями, то к какому из них они ближе? К готике, возрождению, классицизму, постмодернизму?
Архитектурный стиль, как правило, возникал из требований заказчика — аристократа, буржуя, церкви. И требовал значительных затрат, ведь в первую очередь мы говорим о храмах и дворцах, в меньшей степени — о фабриках второй половины XIX века, и еще меньше — про жилые здания, хотя на рубеже 19-20-го столетий появились стильные многоэтажные доходные дома. Что же до сегодняшнего дня... Скажу так: настоящее время пренебрегает красотой и качеством, так что говорить о стилях тут вообще не приходится.
Кстати, какой стиль ваш любимый?
Модерн, несмотря на излишество декора. Он соразмерен человеку.
Есть ли какие-то здания в Москве, к проектированию которых вы приложили руку?
Я участвовал в проектировании НИЦЭВТ на Варшавке — это 600-метровый «лежачий небоскреб».
Вы родились в Москве. Москва 1960-1970-х и Москва нынешняя сильно отличаются друг от друга. Но в чем, на ваш взгляд, заключаются основные отличия и как вы к этим переменам относитесь?
Город стал гораздо комфортней, хотя мне жаль утраты исторических зданий. Увы, старинного уюта в Москве почти не осталось, сохранились только редкие уцелевшие островки внутри Бульварного кольца.
Кто для вас коренной москвич и в чем его отличие от сегодняшних москвичей?
Вы не встретите в городе коренного москвича. Во-первых, это люди неприметные, работящие и скромные. А во-вторых, считается, что коренные — это те, у кого дед с бабкой родились в Москве, а таких людей насчитывается меньше десяти процентов. Мегаполис работает как воронка — затягивает окраины. Приезжим приходится быть суперактивными, чтобы всплыть и выжить.
Есть ли у вас ностальгия по старым временам?
Никаких сантиментов по прошлому! Его уже нет.
Много ли старых дружб удалось сберечь? Стоит ли вообще цепляться за старых друзей?
У меня уже за давностью времен мертвых больше, чем живых. «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель». «Если хочешь иметь друга — будь им».
Будут ли старые песни на концерте 27 августа? Много ли будет спето новых?
Относительно новых — две, основа репертуара — старые, проверенные временем опусы.
Сейчас многие музыканты, в том числе и рокеры, перепевают песни Цоя. Это модно. Не планируете ли сами сделать подобное?
Эх, немодный я парень!