Опубликовано 15 июня 2023, 00:01
7 мин.

«Сыновья слушают поп и рэп-музыку». Игорь Бутман — об импровизации, джазе и главной джазовой улице Москвы

Игоря Бутмана знают все. Он самый известный джазмен России, основатель и директор крупнейшей академии джаза в России, продюсер главных джазовых фестивалей. Ни сложный жанр, ни железный занавес не помешали ему в свое время увлечь джазом людей по разную сторону океана и политических баррикад. Бутман продолжает делать это и сегодня. «Мосленте» музыкант рассказал о том, почему Moscow Jazz Festival, который он курирует, считается международным, различается ли музыка артистов из разных стран и почему его сыновья не пошли по стопам отца.
«Сыновья слушают поп и рэп-музыку». Игорь Бутман — об импровизации, джазе и главной джазовой улице Москвы
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Этим летом в Москве пройдет сразу несколько джазовых фестивалей. В чем отличие Moscow Jazz Festival?

Наш фестиваль от остальных отличается масштабом и интереснейшими программами. Судите сами: он будет идти целую неделю, с 19 по 25 июня, на разных площадках, большая часть которых — бесплатные! Это и ВДНХ, и «Музеон», и Зарядье, и площадь около ЦУМа.

Будут выступать как известные исполнители, так и молодые музыканты, подавшие свои заявки и победившие в конкурсе.

Кроме того, несмотря на происходящее в мире, международная составляющая у нас сохранилась. И это для нас очень важно. У нас будут музыканты из США, Индонезии, Израиля, Таиланда и Турции!

Музыкант Игорь Бутман (слева на первом плане) на концерте симфонического оркестра Юрия Башмета и московского джазового оркестра Игоря Бутмана в рамках открытия Московского джазового фестиваля в концертном зале «Зарядье»

Музыкант Игорь Бутман (слева на первом плане) на концерте симфонического оркестра Юрия Башмета и московского джазового оркестра Игоря Бутмана в рамках открытия Московского джазового фестиваля в концертном зале «Зарядье»

© Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Кроме того, у нас выступят не только джазисты, но и артисты, работающие в других музыкальных жанрах: Полина Гагарина, Мот, Сергей Мазаев со своим эстрадным оркестром и Валерий Сюткин с программой Light Jazz, оперный певец Ильдар Абдразаков. А из джазовых исполнителей нас порадует, например, оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Всего выступит более тысячи музыкантов из всех регионов нашей страны!

Такое количество джазовых мероприятий в этом году — не заслуга ли вашего прошлогоднего фестиваля?

Думаю, это заслуга не только одного фестиваля, но и деятельности в целом. Так, наши концерты определенно повлияли на музыкальный ландшафт в стране. Вот недавно состоялись открытия академий джаза в Новокузнецке и Санкт-Петербурге…

Что касается прошлогоднего фестиваля, то он был посвящен столетию российского джаза. И это вполне могло быть разовой акцией — крупной, интересной, но одноразовой. Однако фестиваль прошел очень успешно и произвел впечатление на всех. Стало ясно, что москвичи и гости столицы интересуются этой музыкой. После фестиваля они начали ходить на концерты и записывать детей в музыкальные школы с джазовыми отделениями. Мы получили огромное количество благодарственных писем.

То есть фестиваль достиг большего эффекта, чем мы рассчитывали. И для нас это огромная удача!

Ну и самое главное достижение в том, что теперь этот фестиваль будет ежегодным. И это справедливо. Проходит же в столице такой крупный кинофорум, как ММКФ, значит, и масштабный музыкальный форум должен быть. Тем более что отечественных музыкантов становится все больше. Вспомним Олега Аккуратова и Евгения Побожего, одержавших победу на международных конкурсах.

Игорь Бутман на открытии XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» на сцене Московского международного дома музыки

Игорь Бутман на открытии XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» на сцене Московского международного дома музыки

© Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Можете ли вы, услышав музыку, отгадать, из какой страны джазист?

В принципе, да. Но вообще музыканты могут играть в разных стилях. Есть российские музыканты, которые играют именно в русском стиле, — то есть их импровизация основана на известных нам мелодиях. В этом случае страну по мелодике и ритмике несложно определить.

Что касается джазовых стандартов, то я вспоминаю, как лет 40 назад один человек заявил, что сразу определит, где играет белый музыкант, а где темнокожий. А я ему сказал, что он не отличит, и поставил две записи: первая — афроамериканского ансамбля, а вторая — советского. И игру советского ансамбля он отнес к музыке темнокожих. Вот с такой страстью играли наши!

К слову, сегодня музыкантов, которые блестяще играют джаз и имеют собственный язык, в нашей стране стало гораздо больше. И это очень приятно.

Это связано с популяризацией джаза в нашей стране?

Да, с его развитием, с появлением профессии «джазовый музыкант». Ведь в Советском Союзе эта музыка была ограничена: до 1976 года вообще не было профессиональных джазовых коллективов.

И даже после того, как было разрешено исполнять джаз на профессиональном уровне и ездить на гастроли за границу, таких коллективов все равно было немного. Сейчас их гораздо больше. У артистов есть где выступать, они интересны аудитории как у нас, так и за рубежом.

Какие улицы в Москве вы бы назвали самыми джазовыми?

У нас есть настоящая Джазовая улица недалеко от Савеловского вокзала! Она именно так и называется. А по ритмике и темпераменту я бы назвал джазовым Кутузовский проспект. Он большой, там нет светофоров, движение по нему стремительное… На мой взгляд, это самая динамичная улица в столице!

Игорь Бутман с женой Анной на Дне мороженого в московском ГУМе

Игорь Бутман с женой Анной на Дне мороженого в московском ГУМе

© Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Джаз, как известно, искусство импровизации. А в быту вы часто импровизируете?

Я могу разрядить обстановку шуткой в нужный момент. На мой взгляд, умение остроумно ответить должно входить в базовую комплектацию любого хорошего музыканта, тем более джазового.

А вообще к импровизации нужно хорошо готовиться. Так, в музыке мы изучаем различные музыкальные приемы и примеры. Для того чтобы мозг что-то придумал, а пальцы это сыграли, надо изучать гармонию, композиторов — от самых древних до классических. Музыкант должен знать много примеров, чтобы своим музыкальным рассказом увлечь аудиторию. Если импровизация будет банальной, ее никто не будет слушать. Гораздо интереснее, если она будет неожиданной, с какими-то сюрпризами и музыкальными цитатами. То есть легкости импровизации без глубоких знаний и тщательной подготовки не получится.

А в быту я импровизирую регулярно. Наш с вами разговор — это ведь тоже импровизация. Вы задаете тему, а я импровизирую…

А вы можете так же легко импровизировать на темы, не касающиеся музыки, — например, поддержать разговор в компании не слишком знакомых людей?

Для того чтобы поддержать разговор на некоторые темы, все равно придется углубиться. Есть политики, которых я хорошо знаю, или хорошо известные мне события. Если предыстория мне известна, то моя импровизация будет интереснее. А если я ничего не знаю, то я могу, конечно, что-нибудь придумать, но все это будет выглядеть высосанным из пальца. Я буду говорить банальные вещи.

Поэтому если нужно поддержать беседу, а я плохо представляю, о чем речь, то я просто слушаю собеседника и спрашиваю его о тех вещах, в которых не разбираюсь. Никогда нельзя стесняться спрашивать! А потом разговор может сделать ответвление, и в этой новой ветке я смогу нащупать мысли, пересекающиеся с моими знаниями и интересами. И я уже смогу развить тему. В музыке ведь то же самое происходит: бывает, ты играешь композицию, которую не знаешь. Но ты слышишь ее гармонию, знаешь ее ритм и начинаешь что-то изобретать…

Певица Fantine (Фантине Притула) и музыкант Игорь Бутман выступают на гала-концерте, приуроченном к 100-летию российского джаза, на исторической сцене Большого театра в Москве

Певица Fantine (Фантине Притула) и музыкант Игорь Бутман выступают на гала-концерте, приуроченном к 100-летию российского джаза, на исторической сцене Большого театра в Москве

© Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В этом году на фестивале кроме джазистов выступят и музыканты других жанров. А вы сами слушаете что-то неджазовое?

Если говорить о фестивале, то я более-менее знаком с творчеством всех артистов, кто будет там выступать. Я видел «Бориса Годунова» в исполнении Ильдара Абдразакова. Был на концертах Сергея Мазаева: слушал его и с эстрадным оркестром, и с «Моральным кодексом», а Гагарину помню еще с совместного дуэта на фестивале «Черешневый лес».

А если брать не только тех артистов, что будут выступать на фестивале, то мне близко творчество Юрия Антонова, Леонида Агутина, Валерии. Нравится Полина Гагарина…

Из зарубежных — это Deep Purple и Led Zeppelin, в юности я увлекался роком. В то время в Ленинграде играла группа «Россияне» — она мне тоже очень нравилась. А с группой «Земляне» я даже записывался когда-то… Некоторые ВИА мне нравились — например, «Добры молодцы» и «Песняры». Эти музыканты были прекрасными инструменталистами-виртуозами.

В этом году юбилей у Континентальной хоккейной лиги. Вы большой поклонник хоккея и СКА в частности. Как часто удается потренироваться?

В хоккей я играю с детства и очень люблю этот вид спорта. Тренируюсь около трех раз в неделю. Когда-то тренировался и играл на старом стадионе ЦСКА, который сейчас снесли, в «Мегаспорте» на Ходынке, на «ЦСКА Арене». Сейчас тренируюсь на небольшом катке на Кутузовском проспекте в любительской команде «Бриз». Кроме меня туда входят Виктор Дробыш, Алексей Пиманов, Игорь Угольников и даже такой выдающийся профессионал, как Вячеслав Фетисов. Иногда к нам присоединяется Саша Овечкин — делится секретами мастерства.

Музыкант Игорь Бутман во время выставочного матча в честь 60-летия хоккеиста Вячеслава Фетисова на малой ледовой арене «ВТБ Ледовый дворец» в Москве

Музыкант Игорь Бутман во время выставочного матча в честь 60-летия хоккеиста Вячеслава Фетисова на малой ледовой арене «ВТБ Ледовый дворец» в Москве

© Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Ваши сыновья унаследовали ваши гены — может быть, кто-то из них увлекается хоккеем или джазом?

Младший, четырнадцатилетний Марк, пишет электронную музыку, так называемые биты для рэп- исполнителей. Он делает это давно и достаточно успешно. А Данила во время учебы какое-то время играл в студенческой хоккейной команде. Сейчас меньше играет — увлечен работой и семьей. Майкл же пошел в хореографию и в восточные единоборства. Так что хоккеем не занимается. Впрочем, в Ленинграде моего детства кроме хоккея и заниматься-то нечем было. Это был самый популярный вид спорта.

Что касается музыки, то сыновья не большие поклонники джаза. Они слушают современную поп- и рэп-музыку. К слову, я не настаивал на том, чтобы кто-то из них пошел по моим стопам.

Мой отец в свое время сам хотел быть музыкантом, поэтому и меня вовлек в эту профессию. И я об этом не разу не пожалел. Но я понимаю, какая сложная и неблагодарная эта профессия. Да и финансовая сторона, если ты не звезда мирового масштаба, оставляет желать лучшего. Так что лучше иметь хорошую специальность, приносящую стабильный доход, чем не самым лучшим музыкантом. Поэтому никого из сыновей я к музыке не принуждал.