Крепче за баранку держись, клиент
Каршеринговые компании рассказали, как сделать сферу безопаснее для всехМосковским сервисам каршеринга нужны единые «черные списки», и вскоре они могут появиться. Об этом ранее заявляли в Мосгордуме, об этом говорят сами представители рынка. Однако решить проблему безопасности в сфере поминутной аренды авто это поможет лишь частично. Еще больше сервисам нужен доступ к истории аварийности пользователей, то есть к базам, которыми пользуются страховые компании. Тогда потенциально опасных водителей можно будет вообще не допускать до общественного руля.
Представители ряда компаний рассказали МОСЛЕНТЕ, как у них обстоят дела с аварийностью, с чем приходится сталкиваться кроме аварий, вандализма и воровства, как они вычисляют проблемных клиентов и как планируют поощрять аккуратных.
Не свое — не жалко
«Одна из основных проблем каршеринга — это частая аварийность, и пока что, к сожалению, проверить заранее этот показатель у каждого пользователя мы не можем», – рассказывает один из основателей сервиса BelkaCar Лориана Сардар.
По ее словам, с сентября 2016 года, когда начал работать сервис, их машины попадали в ДТП 44 раза, в 30 случаях это были легкие столкновения. По мнению Сардар, такую ситуацию сложно списать на то, что люди за рулем нового для себя авто не чувствуют габаритов, так как обычно каршеринги выбирают для себя самые стандартные по размерам машины. К тому же, они оборудованы вполне себе эффективными парктрониками.
Скорее дело в том, считает она, что люди не чувствуют ответственности по отношению к чужому имуществу. Нередко пользователи предпочитают умолчать о нанесенных повреждениях — авось не заметят. Есть и еще одна категория водителей – те, у кого в принципе не получается ездить без ДТП, кто любит лихачить со всеми вытекающими последствиями.
«Очень часто люди начинают пользоваться каршерингом, потому что им, например, из-за высокой аварийности слишком дорого застраховать свой собственный автомобиль. Нам такие клиенты не нужны. Несмотря на то, что наши автомобили застрахованы по КАСКО с франшизой, в случае аварии машина простаивает, и мы оказываемся в минусе», — отмечает Сардар.
С тем, что московские водители часто пользуются каршерингом по принципу «не свое – не жалко», согласны и в компании CAR5, однако они отмечают, что ситуация постепенно меняется к лучшему. Там цифры по аварийности не привели, но отметили, что ДТП по вине пользователей становится «все меньше».
«Тот факт, что автомобиль не является собственностью водителя, иногда способствует менее аккуратному обращению с ним. Однако мы отмечаем тенденцию, что постепенно люди начинают привыкать к использованию общего автомобиля, особенно после того, как им достается чистая машина в хорошем состоянии, у них возникает желание передать его дальше таким же», – отметили в пресс-службе.
В свою очередь, операционный директор компании YouDrive Ваган Паргентанян не считает, что стоит списывать со счетов проблему привыкания к новому автомобилю. Он отметил, что в их сервисе происходит в среднем от одной до трех аварий в неделю, и в половине случаев виноваты водители каршеринговых авто.
«Вопрос привыкания к конкретному автомобилю тоже, на мой взгляд, имеет значение. Даже опытному водителю требуется 1-2 дня, чтобы привыкнуть к поведению новой машины», – уверен он.
При этом в «Делимобиле» не разделяют некоторый пессимизм коллег по цеху. Они, напротив, удивляются низкой аварийности. «Сведения о большом количестве аварий в каршеринге — не более, чем миф, — рассказала руководитель пресс-службы сервиса Ашхен Петросян. — Три недели назад менеджмент «Делимобиль» производил анализ управленческой отчетности. Мы были крайне удивлены, но процент риска, заложенный изначально в бизнес-модель сервиса, в реальности оказался в три раза ниже. Случаев серьезных повреждений крайне редки».
По ее словам, абсолютное число ДТП, в которые попадали клиенты, происходили не по их вине.
Каждый каршеринг желает знать
Сейчас каршеринги проверяют своих клиентов как могут. Кроме очевидных требований по возрасту, стажу вождения и отсутствию проблем с законом, водителей стараются «пробить» по всем доступным базам, помогающим косвенно вычислить тех, с кем могут быть проблемы. Часто процент отказа достаточно велик. В BelkaCar предпочитают перестраховаться и отказывают едва ли не каждому пятому.
«Мы проверяем клиентов по всем базам данных, к которым мы можем получить доступ. Это базы УФССП, базы уголовников, проверяем, не были ли утеряны права, это тоже тревожный звонок. Таким образом, процент отказов у нас от 15 до 18, это очень много», – рассказывает Лориана Сардар.
Немалое число отказов и у «Делимобиля». По словам Петросян, он составляет 12 процентов. В YouDrive, по словам его представителя, отказов заметно меньше — 3-5 процентов. Среди неочевидных причин могут быть «ненадлежащее качество предоставленных документов или документы, валидность которых вызывает сомнения, отсутствие постоянной регистрации», отметил он.
В CAR5 не стали раскрывать методологию, согласно которой они отбирают подходящих клиентов, но заявляют, что уверены в своих методах почти на 100 процентов. «Наша служба безопасности обеспечивает 95-процентную точность определения. Она работает отлаженно, в надежности мы уверены благодаря многолетнему опыту в сфере аренды автомобилей. Можем отметить, что перед принятием решения сотрудник рассматривает кандидата не менее, чем по 150 параметрам», — заявляют в компании.
Клиентура та еще
Что невозможно предсказать никакими проверками — это менталитет пользователей. Абсолютное большинство из них являются вполне добропорядочными людьми, но небольшая часть не может устоять от соблазна извлечь из каршеринга дополнительную выгоду.
В компании BelkaCar, самом молодом из столичных сервисов, говорят прямо – выносят все, что крепко не привинчено. К тому, как зимой после поездки уносят с собой жидкость для омывателя, привыкли быстро и даже смирились с этим, а от детских кресел пришлось отказаться — дороговато выходило постоянно покупать новые.
Кроме банального воровства, есть и другие неприятные моменты: машины загоняют под шлагбаумы или стараются как-нибудь еще их заблокировать, чтобы «застолбить» на следующий день, или их используют «бомбилы», пользуясь всеми прелестями бесплатной заправки. В единицах случаев машины пытаются угнать, чтобы разобрать на запчасти, десятки человек дают покататься несовершеннолетним детям, сами садятся за руль пьяными, разъезжают без документов.
«Есть еще и одна особенная категория пользователей — это те, кто угоняет или покупает аккаунт у другого человека и пользуется им, — рассказывает Сардар. — Существуют целые схемы по покупке персональных данных у дедушек и бабушек, но мы ведь понимаем, что это не наш сегмент пользователей, что такие люди пользуются каршерингом по факту крайне редко».
В CAR5 без подробностей рассказали о том, что сталкивались с мошенническими схемами при заправке автомобилей. Чтобы защитить себя и своих клиентов от наполнения баков некачественным бензином, они с апреля вводят возможность заправки топливными картами.
«Некоторые пользователи, к сожалению, стараются извлечь максимальную выгоду для себя. Именно поэтому в апреле наши клиенты смогут начать заправлять автомобили с помощью топливных карт E100. Это нужно, чтобы облегчить процедуру и освободить пользователей от оплаты за свой счет, а также чтобы обезопасить себя от возможных мошеннических схем», — рассказали в пресс-службе компании.
О «черных» и «белых» списках
Все опрошенные представители сервисов согласны, что им необходим (или, по крайней мере, не помешал бы) общий «черный список» недобросовестных, нежелательных, проблемных клиентов. Его появление, считают в каршернигах, может снизить если не аварийность, то хотя бы вандализм и воровство.
«Существуют клиенты, которые регулярно нарушают правила каршеринга, а их действия отталкивают от сервиса новых пользователей. Сейчас мы ведем переговоры на данную тему с другими компаниями. Мы не считаем, что такой список должен работать под чьим-то управлением: это должен быть общедоступный реестр, который каждый из каршерингов может дополнять», — рассказали в CAR5.
«Единые «черные списки» могли бы помочь вычленять вандалов и мошенников, которые действуют целенаправленно. Это косвенно может повлиять на аварийность, но, на мой взгляд, не является решением, – считает представитель YouDrive. – Гораздо большие надежды по сокращению ДТП и вандализма мы возлагаем на внедрение нами умной системы рейтингов, которая позволяет постоянным благонадежным пользователям зарабатывать баллы и получать соответствующие им преимущества: скидки, сервисы и прочее».
За унификацию стандартов служб каршеринга выступает и «Делимобиль». Там считают, что эта сфера должна в перспективе перейти на саморегулирование, в рамках которого возможен был бы обмен персональными данными.
С тем, что к «черным спискам» нужны зеркальные «белые», предоставляющие бонусы надежным водителям, в той или иной степени согласны все опрошенные участники рынка. В CAR5 планируется запуск системы бонусов, которые будут начисляться за активность и аккуратность пользователя, а также обещают побаловать самых осторожных возможностью арендовать авто премиум-класса, в BelkaCar заявили как о возможности отслеживать опасное поведение водителей и передавать эти данные в ГИБДД, так и о планах поощрять тех, кто водит хорошо.
«Делимобиль» также находится «в процессе запуска такой системы» и сулит новые акции наподобие «Делиферрари», когда самые активные пользователи смогли сесть за руль суперкара
Дополнительно подстраховаться
Получить доступ к базе данных аварийности водителей еще важнее, чем «черные списки», считают участники рынка поминутной автоаренды. Этими базами пользуются страховые компании при расчете стоимости страховки автомобиля. Как заявляет Лориана Сардар, в этом заинтересованы и сами страховщики, только вот подобное решение — вне их возможностей.
«Та база, которой пользуются страховые компании, для сторонних компаний закрыта, — поясняет она. – Сами страховщики, по крайней мере в нашем случае, хотят, чтобы мы имели к ней доступ, потому что они страхуют наши автомобили. И в же их интересах, чтобы пользователи, которые у них не могут застраховать свой автомобиль, не могли пользоваться нашими машинами. Но эта база не принадлежит страховым компаниям. И все, таким образом, упирается в решение государственных органов, в решение города», – поясняет она.
В CAR5 и YouDrive с позицией коллег согласны.
«Наверное, люди с хорошей историей безаварийной езды потенциально будут наносить меньший ущерб, чем те, у которых такой истории нет, — соглашается представитель YouDrive. — Не зря же страховые компании уже много лет используют этот показатель для определения размеров стоимости страховки. Логика простая: меньше рисков, более привлекательные условия. И наоборот».
В то же время, уверен Паргентанян, компаниям нельзя строго указывать, кого они могут брать к себе, а кого нет. «Это, прежде всего, вопрос маркетинга. Каждая компания на открытом конкурентном рынке должна определять эти критерии по-своему, исходя из своей маркетинговой и коммерческой политики. Единых стандартов тут быть не может», — заключил он.
У «Делимобиля» своя, отличная от коллег, позиция по этому вопросу. «Делимобиль как основная компания на рынке федерального каршеринга, взаимодействует сразу с несколькими страховыми компаниями. По опыту взаимодействия с ними считаем, что в целом это (доступ к базам - ред.) никак не повлияет на аварийность», – заметила Петросян.