«Пробки приятнее пересиживать в своей машине»
Главу департамента природопользования Антона Кульбачевского в недавнем интервью спросили, не стоит ли москвичам ожидать ограничения количества автомобилей на семью. Подобное предположение он опроверг, тем более что москвичи такую идею не поддерживают. Тем не менее, МОСЛЕНТА узнала у экспертов, к чему это может привести, и у горожан, как они отнеслись бы к подобному ограничению.
В мировой практике существуют примеры того, как город ограничивает использование личных автомобилей. К примеру, в Лондоне право парковать свою машину около дома приходится покупать — в отличие от Москвы где, по словам главы департамента транспорта Максима Ликсутова, даже в центральных районах платная парковка никогда не придет во дворы. А японцы не могут купить автомобиль, не доказав, что в собственности есть еще и парковочное место.
Читайте также
Александр Квасов, председатель Молодежного союза автомобилистов
— Дело даже не в том, «против» я или «за». Начнем с того, что это противозаконно — нарушается право собственников. Но лично я, конечно, против такой идеи. Наши городские власти считают, что пропаганда общественного транспорта может помочь Москве, и они, возможно, правы, но нельзя делать это в ущерб автомобилистам. Многим людям действительно крайне трудно добраться до работы или до дома общественным транспортом, это объективно.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России
— Подобные ограничения не могут быть только московскими. Такой закон решается на конституционном уровне — нельзя запрещать человеку покупать машины. В конце концов, он может сдавать одну из них в аренду, да и вообще делать что угодно. Это его право.
В некоторых странах речь идет не об ограничении на количество машин. Там ты не можешь купить машину, пока у тебя нет парковочного места. Юридически это корректно: хоть десять машин на семью — если есть десять парковочных мест. Но такое правило нужно было внедрять гораздо раньше. А не сейчас, когда все наши дворы уже заставлены автомобилями. Куда их девать?
Сейчас нужно искать новые решения. Тем более что автомобиль сейчас точно не роскошь: люди покупают машины и влезают в кредиты не ради престижа. Они не пересядут на общественный транспорт. Им это просто неудобно. Это ограничивает их свободу передвижения.
Читайте также
Сергей Гриднев, автомобилист с двадцатилетним стажем
— Честно говоря, для себя не вижу проблемы. В семье за рулем только я, хотя у жены права тоже есть. Сам езжу много по работе, с семьей — на дачу, на рынок, иногда за границу... Ну и зачем нам вторая машина? Тем более, ставить негде. Но это, конечно, только наша ситуация. У моего друга в семье как раз по машине на человека, даже дочке-студентке купили малолитражку. Но они живут далеко, иначе просто не выбраться. А пробки приятнее пересиживать в своей машине. Неужели кто-то с этим спорит?
Юрий Суханов, автолюбитель и коренной москвич
Мне кажется, такие вещи даже обсуждать нельзя. Этим мы только помогаем их приблизить. А этого нельзя ни в коем случае. Какие ограничения?! Это ведь по меньшей мере нарушение наших прав. И я не знаю ни одного московского водителя, который согласился бы.
Анна Кузнецова, автомобилист и пешеход
— Как принято говорить в приличном обществе, затрудняюсь ответить. Честное слово. Я езжу и на общественном транспорте, и на своей машине. И пешком хожу. Иногда действительно хочется, чтобы трафик, особенно на шоссе, был поменьше. И чтобы дышалось легче. И чтобы дворы не забивали. Но запрещать людям покупать машины все-таки не стоит. У нас же не Голландия и не Австрия, где все на велосипедах перемещаются. Да и нечестно это.
Одно я точно знаю: у нас с мужем маршруты часто отличаются, мы же не роботы. И как бы мы делили одну машину? В логике «больше трех в одни руки не давать» все-таки есть что-то неуловимо советское. А мы ведь от этого уходим!
Георгий Карпунин, автоэксперт, коллекционер машин
— Если все это затевается якобы ради экологии, то начинать надо не оттуда. В последние полвека количество автотранспорта в нашем городе неуклонно увеличивается. Но вот культура пользования автомобилями, к сожалению, хромает. У нас недостаточно хорошо контролируется качество топлива. А темп движения падает — из-за большого количества светофоров, наземных пешеходных переходов. А ведь при медленной езде как раз самые вредные выхлопы. Я уж молчу о том, что мало кто, стоя в пробке, переключает коробку передач на нейтральный режим.
Читайте также
Поэтому никакие искусственные ограничения нам не помогут, пока не будет общей культуры. Кроме того, нельзя забывать об особенностях московской ментальности — это касается в том числе и пробок, и езды на машине. Нельзя бездумно перенимать опыт других мегаполисов. Мне кажется, нам нельзя забывать еще и о размере машин — часто самые новые еще и самые громоздкие, они тоже затрудняют движение. Может быть, наши проблемы связаны с тем, что многие представители московской власти сами родились не здесь.
Что же касается коллекционеров автомобилей, то поверьте мне — их машины как раз никому не мешают. У этих людей есть гаражи, они не забивают ими дворы. Но эти люди вообще выпадают из здравой оценки понятия автомобилизма — совсем другое мышление».