Опубликовано 01 июля 2015, 00:00

Тюрьма для пьяных и прозрачная эвакуация

Какие правила дорожного движения изменятся с 1 июля
1 июля вступают в силу поправки в уголовный и административный кодексы России. Изменения коснутся нарушений правил дорожного движения — речь идет об оформлении ДТП, эвакуации автомобилей и наказании за пьяную езду. МОСЛЕНТА выяснила, действительно ли эти новшества пойдут на благо жителям самого автомобилизированного города страны.
Тюрьма для пьяных и прозрачная эвакуация
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

1 июля вступают в силу поправки в уголовный и административный кодексы России. Изменения коснутся и правил дорожного движения: оформления ДТП, эвакуации автомобилей и наказания за пьяную езду. МОСЛЕНТА выяснила, действительно ли эти новшества пойдут на благо жителям самого автомобилизированного города страны.

###«Пока машина висит в воздухе»

Можно надеяться, что станет меньше спорных ситуаций, связанных с эвакуацией автомобилей. С 1 июля будет четко определен момент, после которого эвакуация становится необратимой, — это начало движения погрузчика. Если водитель успеет вернуться к своей машине до того, как эвакуатор тронется, ему удастся ограничиться уплатой штрафа.

Как ранее писала МОСЛЕНТА, сами автомобилисты не верят, что такая мера поможет, — по их словам, «зеленые крокодилы» (как в народе называют эвакуаторы) придумали множество хитростей. Например, машина трогается, проезжает всего несколько метров — и останавливается для оформления протокола. В таком случае, с юридической точки зрения, водитель уже не может вернуть автомобиль.

«Конечно, это мошенничество, с которым мы будем продолжать борьбу, — поделился своими соображениями с МОСЛЕНТОЙ Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России. — Но сами по себе новые правила можно считать нашей маленькой победой. Теперь человек сможет забрать свой автомобиль даже тогда, когда он уже болтается в воздухе».

Также среди новых правил — необходимость присутствия инспектора МАДИ на месте эвакуации вплоть до отъезда спецтехники (раньше он мог уйти после подписания протокола). Кроме того, с 1 июля увеличат штраф за незаконную парковку на местах для инвалидов — придется заплатить 5 тысяч рублей, и машина будет эвакуирована.

По душе автомобилистам придется другая поправка: забытое дома водительское удостоверение перестанет считаться основанием для немедленной эвакуации. Теперь, если инспектор останавливает водителя, у которого в кармане нет прав, тому удастся отделаться штрафом (500 рублей). Перед этим водителя проверят по базе, чтобы удостовериться, есть ли у человека права и не лишался ли он права управления транспортным средством по решению суда. Правда, если выяснится, что за рулем человек, которого прав лишили, его, как и раньше, ждет штраф 30 000 рублей или 15 суток ареста.

###Европейский протокол

Также с 1 июля изменятся правила разбора мелких аварий без пострадавших. Пробки, спровоцированные «поцеловавшимися» автомобилистами, должны стать меньше, поскольку теперь не обязательно часами дожидаться приезда инспектора ГАИ.

Участники ДТП должны самостоятельно переставить машины на обочину и оформить европротокол (бланк такого извещения выдают страховые компании вместе с полисом ОСАГО). Решение, вызывать инспектора или нет, автомобилисты смогут принять сами.

Мелкая авария на дороге

Мелкая авария на дороге

© Lora / Фотобанк Лори

«Если повреждения машин незначительные, никто не пострадал и, главное, нет взаимных претензий, то протокол можно заполнить самостоятельно, — разъяснил МОСЛЕНТЕ начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД Москвы Артем Иванов. — Если у водителей нет разногласий в том, как произошло ДТП и кто виноват. А вот если есть пострадавшие, то о происшествии обязательно следует сообщить в правоохранительные органы».

С юридической точки зрения ДТП, оформленные с привлечением инспектора или самостоятельно, ничем отличаться не будут. Для того чтобы зафиксировать все повреждения, водителям придется сфотографировать или снять на видео место аварии.

Это удобно и быстро, однако позднее может обернуться трудностями.

«Я против европейского протокола, — отметил Леонид Ольшанский. — Во-первых, могут возникнуть вопросы у страховой компании. А во-вторых, сложнее будет получить компенсацию. На месте аварии у них, может быть, и нет претензий друг к другу, и повреждения кажутся незначительными. Но что-то новое может выясниться в техцентре, и тогда уже ничего доказать нельзя, а платить придется водителю».

Отказ дышать как признание в пьянстве

Строже станет наказание за вождение в нетрезвом состоянии или отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Как и раньше, можно провериться на алкогольное опьянение на месте (подуть в трубочку) или сдать анализы в медицинском учреждении. Но если водитель отказывается от обеих процедур, это все равно как если бы он признался в том, что пьян. Но если раньше наказание ограничивалось штрафом (50 тысяч рублей) и лишением прав на три года, то теперь нарушителя ждет уголовная ответственность. Максимальным наказанием может быть лишение свободы на срок до двух лет. Штраф вырастет до 200-300 тысяч рублей, заменить его могут обязательные работы на срок до 480 часов и принудительные работы на срок до двух лет.

Катафоты обязательны

Раньше светоотражающие элементы были обязательными только для детей, а для взрослых пешеходов их использование носило рекомендательный характер. С 1 июля правила изменятся: при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со светоотражающими элементами.

Отсутствие их будет наказано штрафом — 500 рублей.

Детям — новые автобусы

Школьный автобус

Школьный автобус

© Зураб Джавахадзе / ТАСС

Еще одна поправка, вступающая в силу 1 июля, касается правил поездок с детьми. Теперь для организованной перевозки детских групп можно использовать только автобусы, выпущенные не более десяти лет назад. Автобус обязательно должен соответствовать требованиям к перевозкам пассажиров, допущен к участию в дорожном движении, оснащен тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.