«Не пойти ли напиться? Скорее не пойти». Как в столице создаются барные кластеры и меняется культура пития
Что этим летом изменится в питейных заведениях Москвы
Конечно, события, которые произошли и происходят, сбавили обороты питейным заведениям. Настроение такое — не про веселье. И при этом мало кто думает: «Не пойти ли мне, не напиться?» Скорее нет, не пойти.
То, что лето началось с холодных дней, не дает раскачаться московской аудитории. И летние площадки выглядят так себе, без особого размаха, и не слишком они озеленены. Нет той праздничной эйфории, которая начинается обычно в Москве с приходом лета. Температура, конечно, важный фактор, но, может, дело в людях? Те, кто не разъехался, а остался здесь, часто подвержены не депрессии, а скорее меланхолии.
Тем не менее, жизнь не заканчивается, все равно люди будут давать выход своим эмоциям.
«Зачистка» эконом-баров и отравление сидром
Многие владельцы питейных заведений сейчас пересматривают барные карты, меняют поставщиков, потому что какое-то количество алкогольных брендов «свернулось» и ушло с рынка. Уже нет такой лояльности, как раньше. Возможно, коньяки и виски заменят на другие, аналогичные напитки и бренды, процесс перезапустится, и станет даже получше.
На «Бизнес FM» я слышал, что идет «зачистка» эконом-баров. В Питере накрыли-закрыли «алкогольную улицу», состоявшую из недорогих питейных заведений. Речь о том, что кто-то производит нелегальный алкоголь, а потом его разливают в недорогих «наливайках».
В Москве, я думаю, на недорогие питейные заведения скоро начнут обращать дополнительное внимание, будет особый контроль со стороны правоохранительных органов
Особенно после того, как на прошлой неделе вся страна узнала, что люди массово отравились сидром. Просто так это не оставят.
Конкретно этот случай попал в прессу, а так огромное количество людей в стране погибает от подобных напитков, это факт. Надеюсь, вслед за усилением контроля и качество алкоголя вырастет. Хотелось бы, чтобы культура пития у нас развивалась и росла.
Алкоголь вообще — зона риска. Если он дешевый — это не очень хорошо. Тут мнения, конечно, бывают разные, но я, например, дешевый алкоголь не пью. Хотя и среди дорогого алкоголя подделок больше, чем среди дешевого, потому что тут выше маржинальность, то есть разница между закупочной и розничной ценой. Те же водки по технологии и качеству примерно одинаковые, и цену часто определяет маркетинг. Так что дорогие водки, например, подделывают вовсю.
Про алкогольный кластер на Пятницкой
Как создается алкогольный кластер, расскажу на примере Пятницкой. Благодаря в том числе нашим заведениям улица монетизировалась — повысилась и ее привлекательность, и арендная ставка в помещениях. За счет присутствия разноформатных заведений место стало более привлекательным для молодежи.
Как это все делалось? Семь лет назад мой партнер, Сергей Гаспаров, пригласил меня поучаствовать в открытии крафтового бара. Я изучил этот вопрос, мы прошлись по крафтовым пивным барам поблизости. Публика там была очень узко направленная, потому что крафт — напиток на любителя, и закуски там были примитивные: сосиски, консервы. В основном сидели в таких заведениях бородатые мужики и почти такие же бородатые девчонки. Аудитория специфичная, просто так не зайдешь пивка выпить. Сразу думаешь: «Лучше в классику пойдем».
Читайте также
Мне хотелось этот формат «перебороть», и мы запустили бар, каких в Москве нет, назвали PARKA. К крафту не все подходит, еда в виде свиной рульки там не нужна. Мы сделали высокую гастрономическую кухню, которая точно не про пиво, она, скорее, паназиатская. Сделали так, чтобы это приятно выглядело, эстетично было подано. И предложили такой ассортимент крафта, которого не было во всем городе.
Мы разливали до сорока сортов крафтового пива. У нас был один сорт и лагер, а остальное — крафтовые сорта пива, и «проливались» его тонны. Тонны, понимаете?
Как управлять питейным заведением
Мальчишек и девчонок среди посетителей — 50 на 50. Мы сделали современный скандинавский дизайн, и это тоже сформировало определенную аудиторию.
Читайте также
Позже рядом с PARKA мы открыли бар Proscco и тоже для аудитории, которая раньше на Пятницкой не бывала. Люди специально стали приезжать или чаще гулять по этой улице. Тут сформировалась определенная аудитория — более культурная, более образованная, платежеспособная.
Затем мы открыли Hachiko Japanese Bar & Kitchen — это скорее не про выпить, а про вкусно пообедать. Мы специально под каждое заведение придумывали разные форматы и концепции, чтобы заведения не конкурировали между собой и в то же время задавали планку чуть выше той, которая была здесь.
Через некоторое время на этой улице начали открываться: Bjorn, гастробар «Игристый» — формат более приличных заведений стал набирать здесь обороты.
Стоимость аренды поднялась, и заведения на Пятницкой теперь собирают аудиторию с другим чеком. Потому что несмотря на близость улицы к Кремлю, здесь здесь не было качественной аудитории.
Позже мы сделали проекты и подешевле, но интересные и стильные, не в подвале и не с липкими столами. Есть, например, «Plan to drink», там очень много настоек, наливок. «Моряк и чайка» — тоже со своей атмосферой.
Получается, что у нас есть образовательная миссия. Мы учим разбираться в просекко, в саке, в крафтовом пиве, в настойках, наливках, коктейлях.
Что стоит улучшить в питейной Москве
Если говорить о нашем менталитете, конечно, все-таки мы скорее не про вино, а про пиво. Коктейльная культура у нас не развита и развивается тяжело, я считаю, что это недостаток. Это так, потому что коктейли у нас часто делаются на недорогом алкоголе, чтобы уменьшить стоимость издержек. А это неправильный подход.
В Англии, например, коктейльная культура совсем другая. Там, наоборот, она построена на том, что, чем качественнее у тебя ингредиенты, тем круче. Я бывал в заведениях, где коктейли делаются на супер-эксклюзивных мартини или виски, или коньяках, которые сами по себе очень дорогие. Так что коктейль в Лондоне может стоить от 20 до 500 фунтов. Подают их в закрытых заведениях, где есть специальные коктейльные карты. Мы до этой культуры не дошли и стремиться к ней надо.
Чего в Москве не хватает — так это аутентичности. Давайте открывать русские рестораны, а в них — водочные комнаты. Были же у нас все эти наливочные истории. Надо поднимать все, что у нас было, а мы забыли. В принципе, культура пития была у нас очень высокой, с корнями. Вот чего сейчас не хватает.
Про отечественные вина
У нас сейчас хороший старт по вину, и это надо продвигать. Наконец-то наши виноделы добились успехов. Дагестан делает теперь хорошие вина. Питейная культура развивается, растет.
Надо, чтобы мы не пили Италию, Францию, а пили наше. Для этого нужно выдерживать конкуренцию по цене, чтобы качественное наше было сопоставимо с качественной Францией
Я как совладелец заведений постоянно задаю себе вопрос — если Франция стабильно выдает одну и ту же бутылку, насколько стабильно будет выдавать российский поставщик? Насколько будет пользоваться популярностью его конкретный напиток?
За 5-6 евро всегда можно купить французскую, итальянскую бутылку, и это будет хорошее вино. А за 50 евро тебе сомелье в Европе бутылку порекомендует, откроет, и ты будешь в шоке от того, что выпьешь. Это будет уровень бутылки Гран Крю.
Как поднять культуру пития
И все-таки у нас растет культура пития. Например, есть хороший проект «На вина» сомелье Владимира Басова. Он популяризирует хорошие, качественные винные вина из разных регионов, малоизвестных винных хозяйств.
Алкоголь ведь — не для того, чтобы напиться, а чтобы получить настроение. От него очень много зависит: один болтливый, другой расслабляет, под третий хочется просто подумать, помечтать. Повеселиться, посмеяться, попрыгать, потанцевать — для всего есть свой алкоголь. Начать в этом разбираться — очень круто. И я бы хотел, чтобы так к алкоголю у нас и относились.