Топ-10 главных достижений Москвы за минувший год
Открытие Большой кольцевой линии метро (БКЛ)
1 марта для пассажиров полностью открылась Большая кольцевая линия, ставшая самой протяженной кольцевой линией метро в мире. В состав БКЛ входят 70 километров путей, 31 станция и три электродепо.
Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения, объединивший в единую транспортную систему линии метро и пути железной дороги. С БКЛ можно пересесть на 20 станций 11 радиальных линий метро, три станции Московского центрального кольца. Также доступны 13 пересадок на станции железной дороги и восемь пересадок на Московские центральные диаметры.
Новое кольцо улучшило транспортное обслуживание 15 миллионов жителей Москвы и Московской области.
Благодаря запуску БКЛ Кольцевая линия московского метро разгрузилась на четверть, радиальные направления — на 22 процента, а Московское центральное кольцо — на 20 процентов.
Колесо обозрения «Солнце столицы»
Самое большое колесо обозрения в Европе заработало в сентябре прошлого года на ВДНХ. Теперь на Москву можно полюбоваться с высоты 140 метров, в хорошую погоду видимость открывается на 50 километров.
Билет стоит 1350 рублей, и за 18 минут 40 секунд, за которые «Солнце Москвы» делает полный оборот, можно найти и рассмотреть более 30 городских достопримечательностей. В кабинках проводят детские праздники, романтические свидания, фотосессии и даже свадьбы.
Колесо работает круглый год, отключать его планируют только при температуре ниже -10 и выше +40 градусов.
Сегодня это самый популярный аттракцион в городе. Когда 6 сентября на сайте «Солнца Москвы» был анонсирован розыгрыш бесплатных билетов на День города, за сутки на нем было заполнено более 60 тысяч заявок.
Строительство городского вокзала «Нижегородская»
Для транспортно-пересадочного узла «Нижегородская» в Департаменте транспорта даже придумали отдельное название – городской вокзал, настолько выдающимся явлением он стал в транспортной системе Москвы. Его первая очередь была открыта в марте 2020 года одновременно с продлением Некрасовской линии метро и открытием станции «Нижегородская».
В 2023 году продолжилось расширение ТПУ, уже сделавшее его одним из крупнейших в Европе.
Он станет самым большим в Москве и свяжет сразу несколько транспортных артерий столицы: МЦК, Нижегородское направление МЦД-4, метро, в том числе БКЛ, Рязанский проспект и строящийся участок МСД от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта.
Вокзал будет максимально комфортным для горожан. Уже готов пассажирский терминал, между всеми видами транспорта предусмотрены пересадки без выхода на улицу. В ближайшие три года там появятся офисное здание с паркингом и торгово-развлекательный центр.
Ввод МЦД-3 и МЦД-4
Москва продолжает развивать железнодорожные линии, связывающие ее с ближайшим Подмосковьем. На основе существовавших линий электричек создается система Московских центральных диаметров, образующих единую транспортную систему со столичным метро и МЦК.
Первые два направления заработали еще в ноябре 2019 года: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск).
Тогда москвичи впервые смогли оценить комфортность новой системы: удобные пересадки, единая система оплаты с метро, современные новые поезда и стабильное расписание движения без перерывов в середине дня, характерных для электричек.
В этом году Московская система МЦД удваивается. В августе началось движение по МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», и в ближайшее время планируется открытие МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
Метро «Аэропорт Внуково»
6 сентября открылись станции метро «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино». Сотням тысяч людей стало удобнее добираться до работы и дома, теперь они могут экономить на дороге до 60 минут в день. Главное, что при этом существенно сократилось время в пути из аэропорта в Москву.
Впервые в России метро пришло в аэропорт. Путь от Внуково до центра Москвы стал экономным и комфортным, а транзитные пассажиры получили возможность быстрее перемещаться между аэропортами.
Станцию метро интегрировали в аэропорт полностью. Через подземный переход можно выйти в Терминал А, а также в подземный терминал Аэроэкспресса, на привокзальную площадь и к 1-й Рейсовой улице.
Открытие новых станций позволило разгрузить прилегающие Киевское и Боровское шоссе. Свободнее станет на станциях метро «Рассказовка» Солнцевской линии и «Саларьево» Сокольнической линии.
Запуск пассажирского электрофлота
Этим летом в Москве заработал современный флот электросудов с сетью причалов, которые одновременно являются их зарядочными станциями. Инновационный речной транспорт теперь будет работать в столице круглый год.
Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, и теперь после долгого перерыва произошло их второе рождение, на этот раз полностью на электрической тяге.
20 июня открылся первый маршрут «Киевский — Сердце столицы». Этой осенью обещают запустить и второй маршрут — от Автозаводского моста до Печатников.
Аналогов этому проекту в мире пока нет. Современным экологичным электросудам, оснащенным на верфях Санкт-Петербурга, дали имена по названиям малых рек Москвы: «Сетунь», «Неглинка», «Филька», «Синичка», «Сходня», «Раменка», «Пресня», «Грачевка», «Химка» и «Яуза». Все их основные элементы, включая двигатели, произведены в России.
Изначально проезд стоил 350 рублей, но с сентября цену снизили до 150 рублей в любой день.
Кинопарк «Москино»
Еще одним мегапроектом, развернувшимся в Москве в этом году, стало возрождение Киностудии имени Горького и создание крупнейшего кинокластера мирового уровня.
Гигантский кинопарк «Москино» для проведения натурных съемок под открытым небом возводится на территории Всероссийского института металлургического машиностроения имени академика Целикова в Троицком административном округе.
Стимулом для того, чтобы вести работы по созданию новой базы отечественной киноиндустрии, стал уход западных киностудий с российского рынка.
Участниками кинокластера станут киностудии, медиакомплексы, кинокомпании, зарегистрированные в Москве, а также предприятия, предоставляющие в аренду реквизит и оборудование. Состоять он будет из павильонов, высокотехнологичных киностудий и натурных площадок для съемок, часть из которых уже построена. Конечная цель этого мегапроекта — в разы увеличить отечественное кинопроизводство.
Возрождение завода «Москвич»
После того, как в марте прошлого года французская компания Renault заявила о том, что покидает российский рынок и сворачивает производство в цехах завода «Москвич», крупнейшее столичное предприятие автопрома оказалось на грани исчезновения. Став собственником автозавода, московское правительство начало принимать меры по возрождению производства, для чего заключило соглашение о технологическом сотрудничестве с ПАО «КамАЗ».
Таким образом столичный автозавод получил возможность разместить на отечественных производствах заказы по производству компонентов для своих авто- и электромобилей.
Планируется, что возрождение «Москвича» будет проходить в три этапа. На первом из них, начавшемся в декабре 2022-го, завод приступил к крупноузловой сборке автомобилей «Москвич-3» и электромобилей «Москвич-3е».
В конце этого года начнется монтаж современной роботизированной сварочной линии, необходимой для сварки и окраски. Помимо этого, планируется отладка и начало производства в России аккумуляторной батареи. Параллельно совместно с ПАО «КамАЗ» ведется разработка собственной платформы российского электромобиля.
Открытие флагманских центров Склифа, ГКБ имени Вересаева и Филатовской больницы
В этом году в Москве во всю силу развернулась программа модернизации экстренной медицинской помощи. В марте открылся и принял первых пациентов флагманский центр при институте имени Склифосовского, который этим летом отметил свое столетие.
В начале января подобный центр открылся при городской клинической больнице имени Вересаева, а 5 сентября — при 15 городской клинической больнице имени Филатова.
Всего таких центров в столице откроют шесть, вскоре они появятся при ГКБ имени Боткина, ГКБ № 1 имени Пирогова и ГКБ имени Буянова.
Больницы для размещения флагманских центров выбрали так, чтобы максимально сократить время доставки экстренных пациентов из любого района Москвы.
Каждый центр — это полноценная больница с приемным отделением, операционными, реанимацией и тысячами единиц современного оборудования.
Новые центры позволят оказывать эффективную и своевременную помощь каждому второму экстренному пациенту — это более чем 500 тысяч человек в год.
Ремонт Московского дворца пионеров
Первый памятник советского конструктивизма, Московский дворец пионеров на Воробьевых горах в 1961 году открывал лично Никита Хрущев. С тех пор все семь его корпусов стояли без капитального ремонта. Два из них обновили пару лет назад. А в этом году, наконец, работы провели и в пяти остальных корпусах дворца. Капремонт сделали в планетарии, большом концертном, выставочном и большом гостином зале, театральном блоке и других помещениях. Восстановили исторический облик фасадов, отремонтировали внешние и внутренние стены, лестницы, перекрытия и полы, кровлю и козырьки.
Дворец получил новую студию звукозаписи для ансамбля имени Локтева, а перегородки между классами стали прозрачными — теперь они выполнены из небьющегося стекла.
Подробнее о Дворце пионеров — в материале «Мосленты».