«Толерантность в России — это зло»
«Вот Сеня — еврей, а Оля — украинка. Вроде бы должны ненавидеть друг друга, а они, смотрите, дружат!» — именно так многие москвичи представляют себе уроки толерантности в школе. За последние годы учителя стали куда менее неуклюжими, тем более для них разработали пошаговые инструкции. МОСЛЕНТА выяснила, как школьники учатся терпимости.
Уроками толерантности занимается Еврейский музей совместно с Федеральным агентством по делам национальностей. Акция стартовала в международный день толерантности 16 ноября. До 23 ноября тематические уроки пройдут во всех школах страны.
45-минутный классный час будет начинаться с просмотра короткометражного фильма на социальную тему, рассказала МОСЛЕНТЕ директор Центра толерантности Анна Макарчук. Потом школьники обсудят увиденное, сыграют в игру или проведут эксперимент.
«О толерантности сложно говорить, давая ответы. О ней можно говорить, задавая вопросы и создавая для ребят пространство диалога», — сказала МОСЛЕНТЕ Макарчук. Именно поэтому самое главное в просвещении такого рода — интерактивность.
Пропаганда толерантности к некоторым социально уязвимым группам может грозить административной статьей
В младших классах знакомятся с культурой и традициями разных народов мира. В средней — учатся принимать этническое многообразие нашей страны, в основном, через работу с культурными артефактами, вроде пословиц и поговорок. Старшеклассникам разъясняют природу психологических механизмов межкультурной коммуникации, таких как стереотипы или этноцентризм.
Читайте также
Проводить уроки учителя будут своими силами, но специалисты по толерантности снабдят их всеми необходимыми материалами. «Дети играют в игру или проводят эксперимент, а потом педагог задает им вопросы (все они прописаны, он может просто прочитать по бумажке). Педагог — такой же субъект обучения, как и ребенок», — рассказала МОСЛЕНТЕ Макарчук.
Если почитать «Вконтакте» сообщества, в которых общаются московские подростки, складывается впечатление, что они самые настоящие малолетние расисты
Но важна и фигура учителя. «Одним своим словом он может сформировать мировоззрение ребенка на всю жизнь, — отмечает Макарчук. — Поэтому важно просвещать педагогов и снабжать их гуманистическими технологиями».
Толерантность в центре рассматривают довольно широко, говорят о самых разных социально уязвимых группах, но для московских школьников толерантность — это в первую очередь толерантность межэтническая. «Нам приходилось выбирать из всего многообразия возможностей ту, которая бы в наибольшей степени отвечала запросу целевой аудитории и их пониманию толерантности», — рассказала Макарчук.
Часто на вопрос «кто я?» человеку нечего ответить, кроме «я русский»
Такое решение кажется логичным. В самом деле, рассказывать школьникам о терпимости к некоторым социально уязвимым группам может грозить административной статьей.
Если почитать сообщества «ВКонтакте», в которых общаются московские подростки, складывается впечатление, что они самые настоящие малолетние расисты. Между тем, в Центре толерантности так не считают.
Читайте также
«Да обычные они ребята! Сейчас просто такая социально-экономическая ситуация, которая способствует тому, чтобы люди — и взрослые, и дети — в большей степени ассоциировали себя со своим народом. Потому что можно потерять работу, можно потерять социальный статус, а сейчас это происходит постоянно, но вот такого, чтобы тебя исключали из твоего этноса, — не случается по определению. В таких условиях этническая идентичность становится ключевой. Это тоже психологический механизм, и его надо учитывать. Другое дело, что часто на вопрос “кто я?” человеку нечего ответить, кроме “я русский”», — рассказала МОСЛЕНТЕ Макарчук.
###Интернационализм и духовно-нравственное воспитание
Современная российская «толерантность» больше всего напоминает советскую «дружбу народов». Соответствующую риторику используют московские менеджеры образования.
Еще у нас была радиолинейка, на которой дети читали стихи о мире
«Такие мероприятия у нас проходят постоянно, на системной основе. У нас есть даже специальный зал, который мы называем залом интернациональной дружбы», — сообщила МОСЛЕНТЕ директор школы №2006 в Северном Бутове Вера Илюхина. По ее словам, духовно-нравственное воспитание, по ведомству которого проходит толерантность, — важнейшее направление в работе школы, и этим занимаются «совсем не для галочки».
В школе №2006 день толерантности отмечают уже неделю. «В первый день 12 детей в разной национальной одежде приветствовали всех, кто подходил к школе, на разных языках мира. Во второй день дети раздавали всем, кто хочет жить в дружбе и в мире голубую ленточку, которую можно было прикрепить себе на грудь. На третий день дети получили голубей белого и голубого цвета, вырезанных и подготовленных заранее, и на этих бумажках в форме голубей писали какое-то пожелание о мире, о дружбе, кто-то писал стихи. В библиотеке детям показывали литературу разных народов мира, наши учителя подготовили викторину. Еще у нас была радиолинейка, на которой дети читали стихи о мире», — рассказала МОСЛЕНТЕ Илюхина.
Читайте также
«О чем вы хотите спросить, о девиантном поведении детей? — не сразу расслышала корреспондента МОСЛЕНТЫ директор школы №2100 Наталья Зиновьева. — А, день толерантности! Мы постоянно проводим мероприятия на эту тему, не только 16 ноября. Еврейский музей проводит для наших учителей семинары, тренинги, детей водят туда на экскурсии».
По словам Зиновьевой, конфликты на почве межэтнических отношений бывают и в школе №2100. «В таких ситуациях мы проводим встречи, стараемся действовать методом убеждения», — пояснила директор.
Для профилактики межнациональной розни в школе создали клуб «Содружество»: «Участники — дети самых разных национальностей. В рамках различных мероприятий они рассказывают о культуре своего народа», — рассказала Зиновьева.
Читайте также
###Кто не пойдет на урок толерантности
Толерантность — официальная идеология современного западного общества. Но в нашей стране употребление этого термина имеет свою специфику. «В России слово “толерантность” приобрело наиболее отвратительное значение, гораздо худшее, чем в Европе», — сообщил МОСЛЕНТЕ председатель совета незарегистрированной Национально-демократической партии России Константин Крылов.
Толерантность в России — это чистое беспримесное зло
По его словам, под толерантностью в современной России понимается «неравноправное положение русских по отношению к любым национальным меньшинствам», «необходимость терпеть выходки так называемых гостей с Кавказа, которые больше ведут себя, как хозяева», «невозможность сказать правду о совершаемых мигрантами преступлениях», «насаждение так называемого “россиянства”, то есть борьба с русской национальной идентичностью».
«Толерантность в России — это чистое беспримесное зло, направленное исключительно на подавление национальных устремлений большинства населения страны», — подытожил публицист.
В России никогда не было ситуации, в которой школьников с разным цветом кожи возили разными автобусами в школы
По словам Крылова, на Западе ситуация сложнее.
«Россия, как известно, не имела заморских колоний, да и вообще колоний не имела. Западные страны колонии имели, практиковали рабство и так далее. Поэтому в какой-то момент начался откат. Западные товарищи, осознавая свою определенную вину перед странами третьего мира, начали пропаганду терпимости, и там действительно было, что пропагандировать. В конце концов, не стоит забывать, что если в России никогда не было ситуации, в которой школьников с разным цветом кожи возили разными автобусами в школы, то на Западе, например, в Америке — это действительно было проблемой. Толерантность там появилась именно как средство борьбы с расовой сегрегацией. Когда все это начиналось, считалось, что это просто такой способ избавиться от расовых предрассудков», — рассказал МОСЛЕНТЕ Крылов.
Сегодня у моей дочери в школе, слава Богу, никакого урока толерантности не было, а если бы был, то я бы настойчиво рекомендовал ей не ходить на подобные уроки
По его словам, толерантность как инструмент свою задачу решила, но в итоге сама стала доставлять определенные неприятности. «Теперь по большому счету толерантность превратилась в механизм поощрения наиболее неприятных явлений, начиная от фанатичного ислама и кончая цветным расизмом. Да, это неприятно, но надо понимать, с чего все начиналось», — сказал МОСЛЕНТЕ политик.
Крылов уверен, что и взрослым, и детям надо держаться подальше от всего, что связано с толерантностью.
«Сегодня у моей дочери в школе, слава Богу, никакого урока толерантности не было, а если бы был, то я бы настойчиво рекомендовал ей не ходить на подобные уроки. Я считаю, что та грязная пропаганда и то промывание мозгов, которые сейчас обрушились на русских, — это не та вещь, с которой, что называется, стоит иметь дело. Я бы, конечно, сказал: “Дорогая Катя, дорогая Маша, не ходите на такие уроки”. Ну, они девочки умные и сами не пойдут», — сказал МОСЛЕНТЕ публицист.