Велосипеды в спячке
В начале декабря по соцсетям разошлись фото с заснеженными рядами прокатных городских велосипедов, а пользователи поспешили обвинить власти в неэффективном использовании бюджетных средств. Чтобы развеять опасения защитников прав двухколесного транспорта, компания «Ситибайк» пригласила журналистов на свой склад.
Переезд в центр
Склад городских прокатных байков в этом году переехал в самый центр города — на Бережковскую набережную. До этого «Ситибайк» арендовал помещение в районе завода «Микоян» на Волгоградском проспекте.
Читайте также
«Он нас не совсем устраивал, во-первых, в связи с увеличившимся парком. Во-вторых, он холодный — не с точки зрения хранения, а с точки зрения обслуживания. Поэтому, когда появилось подходящее помещение в центре, мы, не раздумывая, его взяли. Здесь удобный выезд и в центр, и на Третье транспортное кольцо, и на юго-запад. Для логистики велосипедов это важный фактор», — пояснил МОСЛЕНТЕ гендиректор компании Глеб Нарожных.
Именно переезд стал причиной того, что велосипеды после окончания сезона дольше обычного стояли на улице. Ведь просто перегнать их недостаточно — перед сдачей на хранение байки нужно как минимум вымыть. Директор пообещал, что в следующем году ситуация не повторится, но заверил, что никакого вреда столичный холод прокатному транспорту не нанес.
Не украдут, но поломают
Всего в городском прокате 3.100 велосипедов, плюс 150 электробайков — за год парк увеличился более, чем на семьсот единиц. За прошедший сезон горожане совершили более полутора миллионов поездок на пять миллионов километров, что в два раза больше прошлогоднего показателя.
Вопрос увеличения парка находится в компетенции городских властей. Вообще новый склад может вместить до пяти тысяч штук. Нарожных рассчитывает, что года три переезжать не придется.
Срок эксплуатации одного велосипеда — до пяти лет. Стоимость в «Ситибайке» назвать затруднились, но за поломку или потерю пользователи вынуждены платить 15 тысяч рублей. Правда, пропадают прокатные байки нечасто. «Они удобны как прокатные велосипеды. Но для личного использования они слишком заметны», — объяснила замдиректора компании Анна Лебедева.
Читайте также
Стандартное техобслуживание каждого велосипеда по окончании сезона занимает не меньше получаса. «Работ хватает на всю зиму. Проводится полное ТО, износившиеся запчасти заменяются, поломанное чинится. В основном это перетяжка всех тормозных тросиков, смазка запчастей... Поломок много, но это нельзя назвать ущербом — стандартный износ», — отметил Нарожных, затруднившись назвать необходимую для ремонта сумму.
Морозостойкость и антивандальность
В «Ситибайке» говорят, что велосипеды выбраны с учетом опыта европейских городов, где они часто страдают из-за вандализма. В России таких прецедентов меньше, признал директор.
Читайте также
«У нас достаточно аккуратные пользователи, хуже всего — во Франции. Но, конечно, всегда находятся люди, которые по какой-то причине делают что-то плохое: отламываются корзину, грипс (специальные ручки) и так далее», — рассказал он. При этом привлечь к ответственности нарушителей почти невозможно.
Точно такие же велосипеды доступны для проката в Лондоне, Париже, Хельсинки, Нью-Йорке и многих других городах. Причем в большинстве городов арендовать байк можно круглый год.
«Они продаются по всему миру и рассчитаны на круглогодичное outdoor-хранение: от минус 40 до плюс 85 градусов. Соответственно, в каких-то особенных условиях хранения не нуждаются. То есть, могут весь год стоять на улице», — пояснил Нарожных и добавил, что теоретически круглогодичный прокат возможен и у нас. Единственное — для зимы нужна другая резина.
Читайте также
С электробайками немного сложнее — все зависит от типа батареи. Например, литий-ионные при минусовых температурах не заряжаются. «У наших — другие батареи, которые сохраняют возможность заряжаться при минусе. Но для эксплуатации мороз — не очень благоприятная среда. Но прогресс не стоит на месте», — уточнил руководитель «Ситибайка».
Велосезон 2017 года начнется в Москве, как обычно, не позднее 1 мая. Велосипеды можно арендовать на любой из более трехсот автоматических станций. Для этого разработана специальная система абонементов, которые позволяют кататься бесплатно первые полчаса.