Город

Велосипеды в спячке

Как зимуют прокатные байки в Москве и нужно ли их укутывать в морозы

© Артем Коротаев / ТАСС

В начале декабря по соцсетям разошлись фото с заснеженными рядами велосипедов из городского проката, а пользователи поспешили обвинить власти в неэффективном использовании бюджетных средств. Компания «Ситибайк» решила развеять опасения защитников прав двухколесного транспорта.

В начале декабря по соцсетям разошлись фото с заснеженными рядами прокатных городских велосипедов, а пользователи поспешили обвинить власти в неэффективном использовании бюджетных средств. Чтобы развеять опасения защитников прав двухколесного транспорта, компания «Ситибайк» пригласила журналистов на свой склад.

Переезд в центр

Склад городских прокатных байков в этом году переехал в самый центр города — на Бережковскую набережную. До этого «Ситибайк» арендовал помещение в районе завода «Микоян» на Волгоградском проспекте.

«Он нас не совсем устраивал, во-первых, в связи с увеличившимся парком. Во-вторых, он холодный — не с точки зрения хранения, а с точки зрения обслуживания. Поэтому, когда появилось подходящее помещение в центре, мы, не раздумывая, его взяли. Здесь удобный выезд и в центр, и на Третье транспортное кольцо, и на юго-запад. Для логистики велосипедов это важный фактор», — пояснил МОСЛЕНТЕ гендиректор компании Глеб Нарожных.

Именно переезд стал причиной того, что велосипеды после окончания сезона дольше обычного стояли на улице. Ведь просто перегнать их недостаточно — перед сдачей на хранение байки нужно как минимум вымыть. Директор пообещал, что в следующем году ситуация не повторится, но заверил, что никакого вреда столичный холод прокатному транспорту не нанес.

Не украдут, но поломают

Всего в городском прокате 3.100 велосипедов, плюс 150 электробайков — за год парк увеличился более, чем на семьсот единиц. За прошедший сезон горожане совершили более полутора миллионов поездок на пять миллионов километров, что в два раза больше прошлогоднего показателя.

Вопрос увеличения парка находится в компетенции городских властей. Вообще новый склад может вместить до пяти тысяч штук. Нарожных рассчитывает, что года три переезжать не придется.

© Артем Коротаев / ТАСС

Срок эксплуатации одного велосипеда — до пяти лет. Стоимость в «Ситибайке» назвать затруднились, но за поломку или потерю пользователи вынуждены платить 15 тысяч рублей. Правда, пропадают прокатные байки нечасто. «Они удобны как прокатные велосипеды. Но для личного использования они слишком заметны», — объяснила замдиректора компании Анна Лебедева.

Стандартное техобслуживание каждого велосипеда по окончании сезона занимает не меньше получаса. «Работ хватает на всю зиму. Проводится полное ТО, износившиеся запчасти заменяются, поломанное чинится. В основном это перетяжка всех тормозных тросиков, смазка запчастей... Поломок много, но это нельзя назвать ущербом — стандартный износ», — отметил Нарожных, затруднившись назвать необходимую для ремонта сумму.

Морозостойкость и антивандальность

В «Ситибайке» говорят, что велосипеды выбраны с учетом опыта европейских городов, где они часто страдают из-за вандализма. В России таких прецедентов меньше, признал директор.

«У нас достаточно аккуратные пользователи, хуже всего — во Франции. Но, конечно, всегда находятся люди, которые по какой-то причине делают что-то плохое: отламываются корзину, грипс (специальные ручки) и так далее», — рассказал он. При этом привлечь к ответственности нарушителей почти невозможно.

Точно такие же велосипеды доступны для проката в Лондоне, Париже, Хельсинки, Нью-Йорке и многих других городах. Причем в большинстве городов арендовать байк можно круглый год.

© Артем Житенев / РИА Новости

«Они продаются по всему миру и рассчитаны на круглогодичное outdoor-хранение: от минус 40 до плюс 85 градусов. Соответственно, в каких-то особенных условиях хранения не нуждаются. То есть, могут весь год стоять на улице», — пояснил Нарожных и добавил, что теоретически круглогодичный прокат возможен и у нас. Единственное — для зимы нужна другая резина.

С электробайками немного сложнее — все зависит от типа батареи. Например, литий-ионные при минусовых температурах не заряжаются. «У наших — другие батареи, которые сохраняют возможность заряжаться при минусе. Но для эксплуатации мороз — не очень благоприятная среда. Но прогресс не стоит на месте», — уточнил руководитель «Ситибайка».


Велосезон 2017 года начнется в Москве, как обычно, не позднее 1 мая. Велосипеды можно арендовать на любой из более трехсот автоматических станций. Для этого разработана специальная система абонементов, которые позволяют кататься бесплатно первые полчаса.