Учиться, учиться и ещё раз учиться
Примерно 2,5 года назад в России появилась система бесплатного онлайн-образования «Универсариум». Создатели хвастаются сотрудничеством с крупнейшими вузами страны, но честно признаются, что их курсы не гарантируют трудоустройство и не заменят вуз, да и повышением квалификации они не считаются. Тем не менее, только в Москве и только за июль курсы «Универсариума» прошли 28 тысяч человек.
МОСЛЕНТА поговорила с сооснователем проекта Сергеем Холкиным и разузнала все детали учебного процесса, а также выяснила, какие крупные компании готовы обратить внимание на учащихся «Универсариума».
Москвичи - самые активные
А на кого вообще рассчитан ваш проект? На школьников, которые хотят альтернативу вузу, или на студентов?
Изначально, когда запускался проект, мы планировали охватить аудиторию как студентов, так и школьников. Но идти к своей цели мы вынуждены пошагово. На сегодня ядро нашей аудитории составляют молодые специалисты в возрасте от 25 и старше; те, кто закончили институты формального образования и теперь сами ответственны за свое дальнейшее развитие.
Читайте также
Работать же с аудиторией школьников мы начали в этом году, и, думаю, вы увидите результаты уже к концу года. В целом в основе нашего проекта лежит концепция lifelong learning, то есть непрерывного обучения на протяжении всей жизни, что предполагает возможность учиться любому желающему вне зависимости от возраста и каких-либо других социально-демографических характеристик. Ещё наш проект действительно может помочь людям с ограниченными возможностями здоровья изучить ту или иную тему. Но мы не проводим различий между пользователями по этому критерию.
Много ли москвичей у вас обучается?
Жители Москвы являются самыми активными нашими пользователями. Дальше идёт Санкт-Петербург и другие города. Столь большую популярность нашего проекта именно среди жителей Москвы можем объяснить тем, что жители столицы как никто другие понимают преимущества дистанционного формата и необходимость постоянно быть в тренде. В июле у нас училось около 28.000 москвичей, 60% - женщин, 40% - мужчин, все в возрасте от 18 до 65+. Правда, до конца доходят только 6-12%, но в этом плане Москва ничем не отличается от других городов.
Что чаще всего учат?
У нас нет подобной статистики по популярности того или иного курса относительно города, потому что каждый наш курс универсален для изучения. Одно скажем: москвичей точно нельзя упрекнуть в узком кругозоре, широта их интересов не знает границ – от робототехники до искусства.
Последующее трудоустройство
Один из ваших принципов работы – ориентированность курсов на конкретных работодателей с возможностью последующего трудоустройства. Можно поподробнее? Есть ли у вас какие-либо договоренности с работодателями?
Читайте также
Каждый приходящий к нам потенциальный работодатель, а речь идёт о таких крупных компаниях, как Mail.ru, Wargaming, МИА «Россия Cегодня», Сбербанк, имеет перед собой конкретные цели: повысить имидж, обучить сотрудников, обеспечить приток новых кадров в отрасль и так далее. Например, в этом плане очень интересен кейс Wargaming (один из крупнейших разработчиков компьютерных игр – прим. ред.). Как известно, геймдизайну в России и странах СНГ нигде толком не учат, поэтому создание дистанционного курса «Геймдизайн: по ту сторону игры» стало самым оптимальным решением для компании – предстояло в сжатые сроки обучить азам профессии более 15.000 человек со всего мира. В конце обучения мы имели несколько сотен очень мотивированных студентов, готовых, как минимум, побороться за должность начинающего геймдизайнера на этапе собеседования. А нанимать этих слушателей на работу или нет – уже решение самой компании. Мы со своей задачей справились.
А что насчёт сертификатов об окончании? Выдаёте вы документы государственного образца?
Получение официальных сертификатов государственного образца предусмотрено на некоторых курсах, где помимо основной бесплатной программы можно за дополнительную платну пройти вебинары или эксклюзивные тренинги. Это, например, курс «Маркетинг - быстрый старт», «Основы проектного управления», «Тайм-менеджмент».
Ещё вы сотрудничаете с преподавателями ведущих вузов страны. Кого бы вы выделили из них, и что это даёт самим преподавателям?
За 2,5 года существования проекта мы успели посотрудничать с более чем 250 преподавателями из 30 вузов страны. Выделить кого-то трудно: все преподаватели – профессионалы в своей области, имеют заслуженные награды и широкие познания в смежных дисциплинах. По-настоящему увлеченных людей, тех самых, «с горящими глазами», видно сразу – это отмечают и сами пользователи, охотно пишущие комплименты таким преподавателям.
Самому специалисту онлайн-преподавание, в первую очередь, даёт опыт преподавания в нестандартных условиях: перед камерами и без живой аудитории. Далеко не все из них сразу адаптируются к подобному формату, большинству требуется время, чтобы перестроиться на новый лад. Для этого мы проводим специальную подготовку, объясняем, как правильно себя подать и всегда поддерживаем лектора на площадке. Помимо этого, некоторые наши преподаватели становятся известными персонами – их начинают узнавать на улице или на каких-либо мероприятиях в самых разных уголках нашей страны.
Преподавателей из столицы или провинции больше в вашем проекте?
Читайте также
Так получается, что большую часть курсов мы сделали совместно с московскими университетами, поэтому да, преподавателей из столицы у нас довольно много. Однако город проживания никак не влияет на уровень подачи и качество учебного материала. Преподаватели из Владивостока, Санкт-Петербурга и других городов в той же степени профессионалы в своей области.
Учебный процесс без экзаменов
Всё-таки вернёмся к курсам. Что из себя представляет учебный процесс? Насколько я понял, это не только видеолекции, но и в каком-то объеме очное обучение на базе того или иного ВУЗа?
Обучение в основном полностью дистанционное. Каждый курс состоит из 4-6 модулей, а обучение длится 5-7 недель. Помимо просмотра лекций предусмотрено тестирование - 10-15 вопросов - и выполнение домашнего задания. Это может быть эссе, решение задач, предложение собственного проекта по заранее заготовленному преподавателем шаблону. В конце обучения при наборе определённого количества баллов в электронном виде выдаётся именной сертификат от «Универсариума». Как такового итогового экзамена у нас нет. Раньше у нас было несколько курсов, которые предполагали продолжение занятий в оффлайне, сейчас мы сконцентрировались полностью на онлайн части.
У вас довольно интересная система оценивания – отметки ставят слушатели. В чем плюсы такого подхода?
Peer-to-peer review – довольно распространенный в научной среде метод оценки работы твоими же коллегами, который позволяет в первую очередь проверяющему развить навыки критического мышления и аргументации. Кроме того, когда оцениваешь другую работу, начинаешь лучше понимать свою – ведь перед тобой есть наглядные примеры того, как делать лучше не стоит или, наоборот, тебе попадается работа на уровень выше твоей, и в следующий раз ты знаешь, как сделать свой проект сильнее. Есть и технические показания к использованию такого метода, ведь когда на курсе учится более 20.000 слушателей, то проверить самому домашние работы (например, в виде эссе) просто невозможно. А эти цифры вы уже и сами видели.