Кандинский без очереди
Москву с новой силой захлестнула фанатичная любовь к искусству, а точнее — к живописи. Не иссякла еще очередь на Рафаэля в ГМИИ имени Пушкина, как случилось очередное многочасовое столпотворение у стен Третьяковки, куда привезли шедевры Пинакотеки Ватикана. Галерее даже пришлось ввести именные билеты, чтобы усмирить этот хаос и разбушевавшихся перекупщиков. А скоро Пушкинский может снова перехватить «очередную» эстафету: 20 декабря там открывается выставка Кандинского.
Читайте также
МОСЛЕНТА уже имеет солидный опыт стояния в музейных очередях и решила найти место, где можно полюбоваться на шедевры живописи без регистраций, перекупщиков и прочих ненужных волнений. И место нашлось — буквально под храмом Христа Спасителя около года назад открылась современная площадка под названием «Центр искусств. Москва». Оказывается, там и популярный у культурной общественности Айвазовский есть, и концерты классической музыки проводятся, а сегодня, 16 декабря, в музее откроется своя выставка Кандинского, куда войдут пять ранних работ знаменитого абстракциониста.
Мы выяснили у основателя центра и куратора выстаки Андриана Мельникова, как организовать такую экспозицию за две недели, когда эти картины попали в частные коллекции и почему фамилии их нынешних владельцев не разглашаются.
Рассказывает Андриан Мельников:
«Нобелевка» за год
Основная наша задача – выставлять работы из частных коллекций, заставлять коллекционеров делиться живописью, красивыми образами. И у нас это получается: «Центру искусств. Москва» недавно исполнился год, а мы уже успели получить премию Нобеля за выставку «Художественные сокровища России». В этом проекте мы показываем работы, которые никто никогда в музейных залах не видел, например, уникальные картины Нестерова из коллекции Шаляпина, Шишкин из коллекции Берия, Щедрин из коллекции Руслановой.
Пять картин за две недели
Идея провести выставку «Кандинский и современники» возникла у нас всего недели две назад. Мы стали обсуждать приближающуюся дату – 150-летие со дня рождения Василия Васильевича, и я подумал, что неплохо к уже запланированному на этот день концерту его любимых произведений и лекциям «Кандинский: метафизика мироздания» привезти и оригиналы его работ.
Читайте также
Произведений 1916-1920 годов мы не нашли, а вот с более ранними работами было уже легче. Я связался с коллекционерами, собирателями искусства, с которыми работаю уже порядка 18 лет, и договорился о том, что частные владельцы привозят к нам пять работ из Швейцарии, Америки и Швеции.
Перед тем, как эти картины экспонировать, мы провели их экспертизу в своей лаборатории и убедились, что все в порядке, они настоящие. В мире сейчас очень много подделок Кандинского, но те работы, которые приехали к нам, находятся в каталоге-резоне (научное исследование, включающее все известные работы художника, - ред.), и их подлинность подтвердили эксперты.
Анонимные владельцы
Люди, которые привозят свои работы, также устраивают выставки за рубежом. И, естественно, мы так же можем делиться с ними своими фондами, коллекциями, которые мы курируем. Такой обмен, бартер в мире существует, и это позволяет делать такие проекты, как «Кандинский и современники», «Художественные сокровища России».
Имена коллекционеров я называть не буду. Люди боятся их афишировать в первую очередь из-за того, что сейчас за рубежом происходит очень много грабежей, особенно в Лондоне: врываются в масках, устраивают беспредел, выносят все, что есть в доме. Скажу, что нынешним владельцам эти работы достались по наследству: например, дедушка одного из них был лечащим врачом супруги художника, Нины Кандинской, и получил картину в дар от нее.
Эпохальное воссоединение
Главным событием выставки станет воссоединение диптиха из картин «Медведь» и «Vanitas». Это полотна одинакового размера, с одной сюжетной линией, обе они написаны в 1907 году, скорее всего, в один и тот же месяц, и в катологе-резоне идут вместе, как пара.
Читайте также
На первой изображен медведь, на которого идет мужик с вилами, а рядом с видом «о ужас, что происходит» сидит мальчик, и непонятно, что же произойдет дальше. На второй картине мальчик рассказывает слушателям, собравшимся на опушке, что здесь произошло ранее, медведя нет, а на заднем плане хоронят мужика. Счастливым концом такое завершение сюжета не назовешь, но вторая картина, тем не менее, по настроению очень беззаботная: кто-то из героев играет на дудочке, кто-то любуется цветком – жизнь продолжается.
Одна из этих картин долгое время провела в Америке, вторая — в Швеции, потом они встретились в Цюрихе, но там не выставлялись. И вот теперь они приехали в Москву, чтобы впервые предстать перед широкой публикой вместе.
Музыкальная программа
Сегодня же, 16 декабря в честь 150-летия Мастера у нас в 19:30 состоится концерт московского ансамбля современной музыки, где будут звучать произведения его любимых композиторов: Клода Дебюсси и Игоря Стравинского. Произведения Рихарда Вагнера мы, похоже, поставим в программу какого-нибудь другого концерта, не в этом году. Считается, что именно они сподвигли Кандинского стать художником. Известно, что приехав в Москву, он услышал музыку Вагнера, увидел картину Клода Моне «Стога» и после этого решил посвятить жизнь живописи вместо того, чтобы ехать в Дерпт — сегодняшний Тарту, где ему предлагали профессорскую кафедру.
Помимо работ Кандинского, на выставке будут представлены картины его современников: Петрова-Водкина, Ларионова, Лентулова, Гончарова, Фалька, Кончаловского. Отдельно выделю редкую картину Казимира Малевича, с которым Василий Васильевич состоял в объединении художников «Бубновый валет». Это зимний пейзаж Немчиновки в стиле импрессионизма, по размеру как «Черный квадрат».
Никакой конкуренции с ГМИИ
20-го числа начнется выставка Кандинского в ГМИИ имени Пушкина, там будет выставляться 50 работ, но мы никак не соревнуемся с ними, даже мыслей таких нет. У нас все происходит спонтанно, каждый проект зависит от случая, контактов и удачи.
На выставке «Багатели» Василия Кандинского. Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920. К 150-летию со дня рождения художника» в Пушкинском музее будут представлены уникальные произведения абстракциониста 1915–1920 годов. Посетителям покажут сюжетные сценки с дамами и кавалерами, всадниками и амазонками из собраний нескольких музеев, в том числе Государственного Русского, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Национального музея искусств Азербайджана и других. Выставка будет работать в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков до 12 февраля 2017 года.