Смерть и встреча с незнакомкой в постели
На «Территории», проходящей в Москве с далекого уже 2005 года, чего только не случалось. Показывали спектакли в поезде, проводили кастинг младенцев, устраивали вечеринку открытия в метро, а главное, демонстрировали постановки, выставки и перформансы лучших театров и команд мира – Rimini Protokoll, Димитриса Папаиану, Жозефа Наджа, Арпада Шиллинга, Ромео Кастеллуччи, Акрама Хана и многих других.
Нынешняя «Территория» эту традицию продолжила с первого же дня: вчера фестиваль открылся интерактивным спектаклем знаменитого Роберта Лепажа. И это далеко не единственный приготовленный для зрителей хит.
«Ночь в библиотеке»
Канадец Лепаж посвятил «Ночь…» Национальной библиотеке своего родного Квебека, которой недавно исполнилось десять лет. Событие это, конечно, локальное, но вот же – спектакль оказался одним из самых популярных мировых гастрольных проектов прошедшего сезона.
«Ночь в библиотеке» – признание в любви самой традиционной институции мировой культуры, сделанное с помощью самой современной визуальной техники. Библиотека здесь – не место действия, а главный герой этой театрализованной выставки, посетители которой наденут шлем виртуальной реальности и отправятся в воображаемое путешествие. В пути их сопровождает комментатор и проводник – голосом русской версии проекта стал худрук «Территории» Евгений Миронов.
Продолжительность сеанса – 45 минут. За это время Лепаж успевает создать феерию спецэффектов, в которой участвуют самые красивые библиотеки мира: Сараево и Мехико, Александрии и Вашингтона, Копенгагена и Парижа
Когда: ежедневно до 12 ноября
Где: Мультимедиа Арт Музей
«Изнанка»
Что хорошего в рутине? Почему наблюдать за другими интереснее, чем делать самому? В попытке найти ответы на эти вопросы греческий художник Димитрис Папаиоанну в 2011 году построил комнату внутри театра «Паллас» в самом сердце Афин. Двадцать ночей подряд тридцать перформеров приходили туда, чтобы, сняв верхнюю одежду и разувшись, сходить в туалет, принять душ, вытереться, пойти на кухню, что-нибудь съесть, попить воды, постоять на балконе, посмотреть по сторонам, вернуться в комнату, лечь, укрыться одеялом и т.д.
В последнюю ночь оказавшийся увлекательным шестичасовым ритуалом эксперимент режиссер решил зафиксировать на пленку. Он создал снятую одним кадром визуальную медитацию, которая показывает удивительное сходство поведения совершенно разных людей, оказавшихся в одном пространстве.
Когда: 13-15 октября
Где: ММОМА, Петровка 25
«Конец века / Конец круга»
Тема курируемого одним из самых известных режиссеров молодого поколения Дмитрием Волкостреловым проекта «Живые пространства», проходящего в рамках «Территории», – неизвестные маршруты.
«Все мы знаем, – объясняет Дмитрий, – что жизнь – это движение. В пространстве города нет ничего более удачно иллюстрирующего эту мысль, чем общественный транспорт: компактное, существующее лишь ограниченное время сообщество, со своими заранее известными правилами и законами. Как правило, театр сегодня занят созданием вымышленного пространства и своего особенного театрального времени. Общественный транспорт работает с настоящим пространством и подлинным временем, то есть с основными категориями искусства и жизни».
Из этого, собственно, и родилась идея постановки Александра Вартанова: «Мы ходим по кругу. Ездим по кругу. Всю жизнь с кольцевой на кольцевую по все той же расхлябанной колее, все по той же спирали истории».
И да, имейте ввиду: спектакль проходит в автобусе, следующем по маршруту «Б».
Когда: 14-15 октября
Где: место посадки зрителей: Садовая-Кудринская улица, остановка «Малая Бронная улица. Театр МОСТ»
«Я сижу в комнате»
Новая работа лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Дмитрия Волкострелова предоставляет зрителю возможность стать не просто наблюдателем, но активным участником спектакля. Как именно?
Волкострелов раскрывает карты: «Главный герой «Я сижу в комнате» – человеческий голос и те метаморфозы, которые происходят с ним под воздействием времени и пространства. Что переживает исполнитель партитуры Люсье в тот момент, когда он слышит свой собственный голос, постепенно трансформирующийся и переходящий на принципиально иной уровень существования? Пережить этот опыт и ответить на этот вопрос мы приглашаем публику – каждый из 32 зрителей спектакля сможет внести свой личный вклад в исполнение».
Когда: 16-17 октября
Где: Новое Пространство Театра Наций
##«Наследие. Комнаты без людей»
Дальнобойщики и дворники, проститутки и строители, высокие технологии и низкие помыслы – пожалуй, нет в мире такой темы, за которую бы ни рискнули взяться Штефан Кэги и компания «Римини Протокол». На сей раз они обратились к теме смерти, поставив спектакль о приготовлениях к уходу в мир иной.
Целых два года постановочная группа колесила по Швейцарии, общаясь с врачами и сотрудниками похоронных бюро, юристами и неврологами, сотрудниками домов престарелых и священниками. С результатами этого общения теперь можно познакомиться в восьми комнатах, посвященных восьми историям взаимоотношений со смертью. Одинокая пенсионерка и отчаянный джампер, экс-посол в Африке и художник комиксов, буржуазная семейная пара и серьезный ученый – никто из них не выходит на сцену, но все рассказывают свои истории посредством видео, фото, личных вещей.
Когда: 17-22 октября
Где: «Винзавод». Цех Белого
«Бельгийские правила / Бельгия правит»
Семь долгих лет в Москве не видели по-настоящему масштабных постановок знаменитого бельгийского провокатора Яна Фабра, однако же держали в памяти, к примеру, его «Гору Олимп», идущую 24 часа…
На нынешнюю работу Фабра вдохновил Люк ван ден Дрис из Антверпенского университета, декларирующий: «Правда в том, что Бельгии не существует. Бельгия – сюрреалистический кошмар». Оттолкнувшись от этого тезиса, Фабр творчески переосмыслил историю своей родины – «слабого государства, способного лишь на художественный пердеж». И доказал обратное.
К слову, премьера «Бельгийские правила / Бельгия правит» состоялась 18 июля в Вене на крупнейшем международном фестивале современного танца и перформанса Impulstanz.
Когда: 17-18 октября
Где: Театр Наций (Основная сцена)
«Цирк»
Режиссер Максим Диденко умеет удивлять, что регулярно и делает – то спектаклем «Конармия» на сцене ЦИМа, то «Чапаевым и Пустотой» в «Практике», то «Идиотом» в Театре Наций. Здесь же, на сцене Театра Наций, Максим поставил и свой «Цирк», сделанный по весьма отдаленным мотивам знаменитой киноленты Григория Александрова. Взяв за основу советскую комедию 1936 года, Диденко полностью переосмыслил как ее сюжет, так и форму. Ингеборга Дапкунайте играет тут не только Марион Диксон и ее белокурый прообраз Марлен Дитрих, но и саму Орлову, главную звезду советского кинематографа. Гламурно-прилизанный целлулоидный мир цирка оказывается тщательно работающим механизмом с клоунами, настоящими трюками и… жесткими правилами.
Когда: 20-21 октября
Где: Театр Наций (Основная сцена)
«Война и мир»
Тут лучше не спамить, ибо такого Льва Толстого вы еще не встречали! Попробуем лишь намекнуть: в постановке культовой немецко-английской команды «Гоб Сквод» – известных провокаторов и хулиганов европейского театра – на сцене появляются Владимир Ленин и Мерлин Монро, современные политики и гости салона Анны Шерер в нелепых костюмах. Они танцуют, едят, веселятся, стреляются на дуэлях, а мы наблюдаем бесконечную ярмарку тщеславия.
Когда: 21-22 октября
Где: Центр имени Вс.Мейерхольда
«Все, что со мной рядом»
Значит так, давайте честно: вы мечтали лечь в постель к незнакомке, но боялись в этом признаться? Вам нравится экспериментировать? Если да, значит, вам к аргентинцу Фернандо Рубио, режиссеру, сосредоточившемуся в своих работах на поиске максимально тесного возможного контакта между зрителем и исполнителем.
На сей раз Рубио экспериментирует с такими понятиями, как «личные границы», «психологически комфортное расстояние» и «приличия». Укладывая двух незнакомых людей в постель, он задается вопросом, насколько быстро они смогут преодолеть смущение и найти общий язык. Это испытание на прочность не только для зрителей, но и для актрис, которых каждый раз отбирают заново, в зависимости от того, в каком городе проходит спектакль.
Спектакль идет 10-15 минут…
Когда: 21 октября
Где: ММОМА Петровка ул., 25
«Ближний город»
Интрига номер один: режиссер этой постановки (а также сценограф и художник по костюмам) – Кирилл Серебренников. Интрига номер два: драматург спектакля – обладатель «Золотой маски» Марюс Ивашкявичус. Интрига номер три: это их первая совместная работа.
Спектакль Ивашкявичуса-Серебренникова рассказывает о том, что происходит, когда мы позволяем выйти наружу нашим самым сокровенным мечтам, а также о том, что бывает, когда мы позволяем им осуществиться.
Когда: 24-25 октября
Где: Гоголь-центр