Звезда в городе

«Сыновья слушают поп и рэп-музыку». Игорь Бутман — об импровизации, джазе и главной джазовой улице Москвы

© Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Игоря Бутмана знают все. Он самый известный джазмен России, основатель и директор крупнейшей академии джаза в России, продюсер главных джазовых фестивалей. Ни сложный жанр, ни железный занавес не помешали ему в свое время увлечь джазом людей по разную сторону океана и политических баррикад. Бутман продолжает делать это и сегодня. «Мосленте» музыкант рассказал о том, почему Moscow Jazz Festival, который он курирует, считается международным, различается ли музыка артистов из разных стран и почему его сыновья не пошли по стопам отца.

Этим летом в Москве пройдет сразу несколько джазовых фестивалей. В чем отличие Moscow Jazz Festival?

Наш фестиваль от остальных отличается масштабом и интереснейшими программами. Судите сами: он будет идти целую неделю, с 19 по 25 июня, на разных площадках, большая часть которых — бесплатные! Это и ВДНХ, и «Музеон», и Зарядье, и площадь около ЦУМа.

Будут выступать как известные исполнители, так и молодые музыканты, подавшие свои заявки и победившие в конкурсе.

Кроме того, несмотря на происходящее в мире, международная составляющая у нас сохранилась. И это для нас очень важно. У нас будут музыканты из США, Индонезии, Израиля, Таиланда и Турции!

Музыкант Игорь Бутман (слева на первом плане) на концерте симфонического оркестра Юрия Башмета и московского джазового оркестра Игоря Бутмана в рамках открытия Московского джазового фестиваля в концертном зале «Зарядье»

© Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Кроме того, у нас выступят не только джазисты, но и артисты, работающие в других музыкальных жанрах: Полина Гагарина, Мот, Сергей Мазаев со своим эстрадным оркестром и Валерий Сюткин с программой Light Jazz, оперный певец Ильдар Абдразаков. А из джазовых исполнителей нас порадует, например, оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Всего выступит более тысячи музыкантов из всех регионов нашей страны!

Такое количество джазовых мероприятий в этом году — не заслуга ли вашего прошлогоднего фестиваля?

Думаю, это заслуга не только одного фестиваля, но и деятельности в целом. Так, наши концерты определенно повлияли на музыкальный ландшафт в стране. Вот недавно состоялись открытия академий джаза в Новокузнецке и Санкт-Петербурге…

Что касается прошлогоднего фестиваля, то он был посвящен столетию российского джаза. И это вполне могло быть разовой акцией — крупной, интересной, но одноразовой. Однако фестиваль прошел очень успешно и произвел впечатление на всех. Стало ясно, что москвичи и гости столицы интересуются этой музыкой. После фестиваля они начали ходить на концерты и записывать детей в музыкальные школы с джазовыми отделениями. Мы получили огромное количество благодарственных писем.

То есть фестиваль достиг большего эффекта, чем мы рассчитывали. И для нас это огромная удача!

Ну и самое главное достижение в том, что теперь этот фестиваль будет ежегодным. И это справедливо. Проходит же в столице такой крупный кинофорум, как ММКФ, значит, и масштабный музыкальный форум должен быть. Тем более что отечественных музыкантов становится все больше. Вспомним Олега Аккуратова и Евгения Побожего, одержавших победу на международных конкурсах.

Игорь Бутман на открытии XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» на сцене Московского международного дома музыки

© Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Можете ли вы, услышав музыку, отгадать, из какой страны джазист?

В принципе, да. Но вообще музыканты могут играть в разных стилях. Есть российские музыканты, которые играют именно в русском стиле, — то есть их импровизация основана на известных нам мелодиях. В этом случае страну по мелодике и ритмике несложно определить.

Что касается джазовых стандартов, то я вспоминаю, как лет 40 назад один человек заявил, что сразу определит, где играет белый музыкант, а где темнокожий. А я ему сказал, что он не отличит, и поставил две записи: первая — афроамериканского ансамбля, а вторая — советского. И игру советского ансамбля он отнес к музыке темнокожих. Вот с такой страстью играли наши!

К слову, сегодня музыкантов, которые блестяще играют джаз и имеют собственный язык, в нашей стране стало гораздо больше. И это очень приятно.

Это связано с популяризацией джаза в нашей стране?

Да, с его развитием, с появлением профессии «джазовый музыкант». Ведь в Советском Союзе эта музыка была ограничена: до 1976 года вообще не было профессиональных джазовых коллективов.

И даже после того, как было разрешено исполнять джаз на профессиональном уровне и ездить на гастроли за границу, таких коллективов все равно было немного. Сейчас их гораздо больше. У артистов есть где выступать, они интересны аудитории как у нас, так и за рубежом.

Какие улицы в Москве вы бы назвали самыми джазовыми?

У нас есть настоящая Джазовая улица недалеко от Савеловского вокзала! Она именно так и называется. А по ритмике и темпераменту я бы назвал джазовым Кутузовский проспект. Он большой, там нет светофоров, движение по нему стремительное… На мой взгляд, это самая динамичная улица в столице!

Игорь Бутман с женой Анной на Дне мороженого в московском ГУМе

© Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Джаз, как известно, искусство импровизации. А в быту вы часто импровизируете?

Я могу разрядить обстановку шуткой в нужный момент. На мой взгляд, умение остроумно ответить должно входить в базовую комплектацию любого хорошего музыканта, тем более джазового.

А вообще к импровизации нужно хорошо готовиться. Так, в музыке мы изучаем различные музыкальные приемы и примеры. Для того чтобы мозг что-то придумал, а пальцы это сыграли, надо изучать гармонию, композиторов — от самых древних до классических. Музыкант должен знать много примеров, чтобы своим музыкальным рассказом увлечь аудиторию. Если импровизация будет банальной, ее никто не будет слушать. Гораздо интереснее, если она будет неожиданной, с какими-то сюрпризами и музыкальными цитатами. То есть легкости импровизации без глубоких знаний и тщательной подготовки не получится.

А в быту я импровизирую регулярно. Наш с вами разговор — это ведь тоже импровизация. Вы задаете тему, а я импровизирую…

А вы можете так же легко импровизировать на темы, не касающиеся музыки, — например, поддержать разговор в компании не слишком знакомых людей?

Для того чтобы поддержать разговор на некоторые темы, все равно придется углубиться. Есть политики, которых я хорошо знаю, или хорошо известные мне события. Если предыстория мне известна, то моя импровизация будет интереснее. А если я ничего не знаю, то я могу, конечно, что-нибудь придумать, но все это будет выглядеть высосанным из пальца. Я буду говорить банальные вещи.

Поэтому если нужно поддержать беседу, а я плохо представляю, о чем речь, то я просто слушаю собеседника и спрашиваю его о тех вещах, в которых не разбираюсь. Никогда нельзя стесняться спрашивать! А потом разговор может сделать ответвление, и в этой новой ветке я смогу нащупать мысли, пересекающиеся с моими знаниями и интересами. И я уже смогу развить тему. В музыке ведь то же самое происходит: бывает, ты играешь композицию, которую не знаешь. Но ты слышишь ее гармонию, знаешь ее ритм и начинаешь что-то изобретать…

Певица Fantine (Фантине Притула) и музыкант Игорь Бутман выступают на гала-концерте, приуроченном к 100-летию российского джаза, на исторической сцене Большого театра в Москве

© Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В этом году на фестивале кроме джазистов выступят и музыканты других жанров. А вы сами слушаете что-то неджазовое?

Если говорить о фестивале, то я более-менее знаком с творчеством всех артистов, кто будет там выступать. Я видел «Бориса Годунова» в исполнении Ильдара Абдразакова. Был на концертах Сергея Мазаева: слушал его и с эстрадным оркестром, и с «Моральным кодексом», а Гагарину помню еще с совместного дуэта на фестивале «Черешневый лес».

А если брать не только тех артистов, что будут выступать на фестивале, то мне близко творчество Юрия Антонова, Леонида Агутина, Валерии. Нравится Полина Гагарина…

Из зарубежных — это Deep Purple и Led Zeppelin, в юности я увлекался роком. В то время в Ленинграде играла группа «Россияне» — она мне тоже очень нравилась. А с группой «Земляне» я даже записывался когда-то… Некоторые ВИА мне нравились — например, «Добры молодцы» и «Песняры». Эти музыканты были прекрасными инструменталистами-виртуозами.

В этом году юбилей у Континентальной хоккейной лиги. Вы большой поклонник хоккея и СКА в частности. Как часто удается потренироваться?

В хоккей я играю с детства и очень люблю этот вид спорта. Тренируюсь около трех раз в неделю. Когда-то тренировался и играл на старом стадионе ЦСКА, который сейчас снесли, в «Мегаспорте» на Ходынке, на «ЦСКА Арене». Сейчас тренируюсь на небольшом катке на Кутузовском проспекте в любительской команде «Бриз». Кроме меня туда входят Виктор Дробыш, Алексей Пиманов, Игорь Угольников и даже такой выдающийся профессионал, как Вячеслав Фетисов. Иногда к нам присоединяется Саша Овечкин — делится секретами мастерства.

Музыкант Игорь Бутман во время выставочного матча в честь 60-летия хоккеиста Вячеслава Фетисова на малой ледовой арене «ВТБ Ледовый дворец» в Москве

© Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Ваши сыновья унаследовали ваши гены — может быть, кто-то из них увлекается хоккеем или джазом?

Младший, четырнадцатилетний Марк, пишет электронную музыку, так называемые биты для рэп- исполнителей. Он делает это давно и достаточно успешно. А Данила во время учебы какое-то время играл в студенческой хоккейной команде. Сейчас меньше играет — увлечен работой и семьей. Майкл же пошел в хореографию и в восточные единоборства. Так что хоккеем не занимается. Впрочем, в Ленинграде моего детства кроме хоккея и заниматься-то нечем было. Это был самый популярный вид спорта.

Что касается музыки, то сыновья не большие поклонники джаза. Они слушают современную поп- и рэп-музыку. К слову, я не настаивал на том, чтобы кто-то из них пошел по моим стопам.

Мой отец в свое время сам хотел быть музыкантом, поэтому и меня вовлек в эту профессию. И я об этом не разу не пожалел. Но я понимаю, какая сложная и неблагодарная эта профессия. Да и финансовая сторона, если ты не звезда мирового масштаба, оставляет желать лучшего. Так что лучше иметь хорошую специальность, приносящую стабильный доход, чем не самым лучшим музыкантом. Поэтому никого из сыновей я к музыке не принуждал.