Идеальная магия
Как разоблачить иллюзиониста и заработать «магией» на жизнь, сколько нужно потратить времени, чтобы выучить самый простой фокус и развить в себе магические способности? Московский иллюзионист Роман Халафян делится профессиональными секретами и рассказывает корреспонденту МОСЛЕНТЫ о чудесах манипуляции.
Типичный самоучка
В иллюзию я пришёл очень неожиданно и, можно сказать, спонтанно — случайно наткнулся в интернете на видео с фокусником, который берёт в руку сигарету, а она вдруг исчезает, и потом снова появляется. Меня этот трюк невероятно поразил! Три часа без перерыва я сидел и пересматривал ролик, пытаясь понять, в чём секрет. В итоге разобрался, попробовал сам — и получилось. Показал родственникам — им понравилось. Я воодушивился и с головой погрузился в мир иллюзии.
Мне было лет четырнадцать. Вместо того чтобы делать уроки, я ночи напролёт учил разные фокусы, постоянно опаздывал в школу — в лучшем случае приходил ко второму или третьему уроку. Родители, естественно, были против моего увлечения. Говорили мне: «Что? Какой ещё фокусник? Ты что, в цирке будешь работать? Да разве ты прокормишь семью?!» Но заниматься мне не мешали. Да и родителей, в общем-то, можно понять, четырнадцатилетний парень занялся цирковым искусством, ну что из этого может выйти? Со временем они, конечно, поняли, что выйти-то может вполне неплохо.
Наставник у меня появился только года через два после того, как я начал заниматься иллюзией. А до этого всему учился сам: смотрел ролики, читал специализированную литературу, покупал обучающие DVD. Мой преподаватель учил меня не конкретным фокусам, а искуству публичного выступления, общения со зрителем, непрунуждённым манерам. Это очень важно, потому что можно зазубрить фокус, но не суметь его показать.
Даже самым простым трюком можно так впечатлить зал, что все вокруг скажут: «Вау, да это же круче, чем у Копперфильда!»
По профессии я экономист, но работать по специальности никогда не хотел. Когда меня в первый раз пригласили на постоянную работу фокусником в ресторан, я понял, что могу зарабатывать «магией» на жизнь. С тех пор не представляю себя никем, кроме иллюзиониста. Для меня иллюзия — это и работа, и хобби. Вернее, это даже болезнь. Болезнь, от которой я не хочу лечиться.
Я занимаюсь любимым делом и неплохо на этом зарабатываю. Если ты хороший артист и знаешь, как увлечь зрителя, чтобы он тебя запомнил и захотел увидеть вновь — ты выживешь в любой кризис. Работа будет всегда.
Факторы продвижения
Практика показывает, что реклама в интернете не очень эффективна, в основном работает сарафанное радио — информация обо мне передается из уст в уста. Я, конечно, периодически отправляю резюме в event-агентства, но отвечают мне редко.
Читайте также
Кстати, недавно был забавный случай. Я написал девушке-агенту, отправил ей свое промо-видео. Она что-то неопределённое ответила и замолчала. А потом недели через две-три мне напрямую от молодожёнов пришёл заказ на свадьбу. И тут я узнаю, что организацией торжества занимается та самая девушка-агент. Мы встретились, она, конечно, вспомнила нашу непродолжительную переписку и говорит: «Ну, вот сейчас и посмотрим, как ты работаешь!»
Я сумел её поразить: во время выступления показал фокус с её айфоном — разблокировал его. Находясь под впечатлением, она сказала:
— Знаешь, я работала с одним фокусником. Но это было в прошлом. Теперь я работаю с тобой!
Так и разлетается информация. Когда человек видит тебя в работе, лишних вопросов не возникает. Конечно, иллюзия для меня больше, чем просто работа — это вся жизнь. Приходишь в новую компанию, и сразу начинается: «О, ты иллюзионист, покажи фокус!»
Усидчивость и труд
Мой дебют состоялся на свадьбе у друзей семьи. К тому моменту я занимался фокусами всего месяц, хотя знал уже многие трюки. И помнится, всё равно очень волновался. Коленки тряслись так, что можно было шейкер к ним привязать и взболтать коктейль. Но у меня ни разу не возникло сомнений по поводу моего увлечения.
Я вообще в то время очень боялся публичных выступлений. В школе на одном из праздников должен был показывать фокусы, но в последний момент, прямо перед выходом на сцену, испугался и передумал.
Сейчас, конечно, стало немного проще, ко всему привыкаешь. Но перед каждым выступлением я по-прежнему немного нервничаю. На мой взгляд, это абсолютно нормально. Если артист не переживает, у него нет эмоций — какой он артист?!
Но самое сложное в работе иллюзиониста — это не боязнь публики, а усидчивость. Чтобы выучить один фокус, нужно потратить уйму времени. Например, у меня есть один фокус, который я ежедневно по несколько часов в день тренировал несколько месяцев. Суть его в том, что монетка сама — я её не подталкиваю — перелетает из одной руки в другую. Один эффект, но я на него «убил» полгода.
У меня нет какого-то определённого графика, вроде два часа на карточные фокусы, а три часа на фокусы с кольцом. Я просто стараюсь заниматься каждый день. Часто совмещаю тренировки с поездками в общественном транспорте или просмотром фильмов.
В метро пассажиры по-разному реагируют на мои упражнения. Реакция — от простого удивления до шока. Я всегда выключаю музыку в наушниках, когда тренируюсь, чтобы слышать, что люди говорят. Обычно это так: «Вау! Ты это видел?» Иногда пассажиры начинают аплодировать или поднимают большой палец вверх. Это даёт ни с чем не сравнимый заряд позитива на целый день.
Сейчас со временем у меня проблемы — я ухожу из дома в час дня и возвращаюсь в час или два ночи. Но поскольку спать я ложусь поздно, то и новые фокусы учу в основном по ночам.
Удивить закоренелых скептиков
Я выступаю на разных мероприятиях: свадьбы, корпоративы, детские праздники. Ещё на постоянной основе работаю в ночном клубе Chips, но это по вечерам, поэтому утром я успеваю отбить другие заказы.
Больше всего в работе меня привлекают интересные знакомства и множество искренних эмоций. Раньше напрягали скептически настроенные зрители, которые практически на любой фокус с презрением говорят: «Да у тебя же в кармане карта была, cкучно». Сейчас я в программу внёс такие иллюзии, которые вызывают удивление даже у самых закоренелых скептиков.
Случается и так, что публика абсолютно не настроена с тобой общаться. Я недавно выступал на свадебной выставке. Перед моим выходом поставили получасовую игру на арфе. Многие зрители были настолько возмущены, что просто встали и ушли. Те же, кто решил остаться, находились в таком подавленном состоянии, что не воспринимали никакие фокусы. Мне с трудом удалось их раскачать только под конец выступления.
Бывают и всякие забавные случаи. Например, однажды я выступал в ресторане в Харькове, там был большой банкет. И вот я подхожу к одному столу, достаю из кошелька монетку, затем убираю кошелёк в карман пиджака и начинаю показывать фокус.
Внезапно из-за стола встаёт мужчина и говорит мне:
— Фокусник, да? Хочешь, я тебе фокус покажу?
И тут он достаёт из своего кармана мой кошелёк. Все гости, конечно же, смеются. А он мне с ухмылкой так:
— Ты — фокусник, а мы — карманники!
Я решил, что безнаказанным оставлять это нельзя. Подозвал к себе и дал в руку цветной шарик, а второй — оставил у себя. Раз, два, три — и мой шарик оказывается у него, а его — у меня. Он удивился, а я спрашиваю его:
— Хочешь, научу тебя такому трюку?
Он согласился. Я беру его руки, начинаю объяснять, как исполнять фокус, а сам делаю несколько движений пальцами и незаметно снимаю с него часы. Фокус у него, конечно же, не получился. Но я его успокоил:
— Ну ничего, у меня есть для Вас утешительный приз, — и достаю его часы. Он так смутился, быстро забрал часы и тихо сел на место. Это был своеобразный баттл.
Секреты манипуляции
Иллюзионист — в первую очередь хороший психолог. Он вводит себя и окружающих в заблуждение, манипулируя ими. Ведь все фокусы строятся в первую очередь на отвлечении внимания, и уже затем на ловкости рук. Любой трюк, даже если он у тебя не получился, можно обыграть, перевести в другой фокус. И никто не поймёт, что ты накосячил, потому что зрители не знают все нюансы трюка. Это не касается сложных фокусов, для которых нужен специальный реквизит. Там требуется отточить все свои действия, каждый взмах, каждый шаг, а иначе можно нечаянно партнёршу проткнуть спицей.
Научиться фокусам может любой — и не нужно обладать сверхспособностями или божьим даром. Для этого нужна усидчивость и свободное время. Но я всегда говорю зрителю, что все иллюзии — это магия. На самом деле магия только в том, что ты заставляешь человека в это поверить.
Читайте также
К настоящей же магии я отношусь неоднозначно. В гадалок и предсказателей не верю — скорее они просто хорошие психологи и умеют «читать» человека, улавливать переживания, а потом общими фразами рассказывать ему якобы его будущее. Такие люди никогда не произносят конкретных предсказаний, вроде «В пятницу, 17 апреля, ты споткнёшься на Тверской».
Я не верю, что наша жизнь заранее кем-то предопределена. Каждый наш шаг влияет на ход судьбы и может изменить её. Хотя, соглашусь, бывают удивительные ситуации, которые происходят не по твоей воле — нужные встречи, например. Не знаю, как это объяснить, наверное, что-то сверхъестественное всё же существует.
Коллеги по цеху
Три раза среди зрителей мне попадались иллюзионисты. Обычно они относятся с пониманием и не мешают работать. Иногда только скажут пару слов, понятных только нам — «магический» сленг.
Как-то я выступал, а среди зрителей оказался известный российский иллюзионист Сергей Листопад. Мы в то время не были знакомы, я почти ничего о нём не слышал, поэтому и не узнал. Отработал свою программу, а Листопад попросил у меня карты, и сам показал фокус. Потом у нас завязался такой диалог:
— Ты знаешь, кто такой Сергей Листопад?
Отвечаю с сомнением в голосе:
— Ну да.
— И как он тебе?
— Да ничего так, работает он нормально.
— Что ж, тогда приятно познакомиться!
Иллюзионисты общаются между собой. Существует Международное общество иллюзионистов (IMS — The International Magicians Society), в нём состоит 43 тысячи человек, в том числе и я. Для того чтобы туда вступить нужно заполнить анкету, потом решить тест, распечатать его и почтой отправить в Америку. Ещё нужно показать видео, на котором ты делаешь фокусы. Если всё удачно, то тебе предлагают уплатить членский взнос, а взамен присылают обучающий диск, диплом и пластиковую карту.
У меня путь был немного другой. Я участвовал во Всемирном фестивале магии, в жюри которого сидел президент того самого международного общества — Тони Хассини. Он видел моё выступление, я тогда занял второе место.
После окончания фестиваля я к нему подошел и сказал, что хочу вступить в сообщество, а он объяснил, что мне уже никаких анкет заполнять не надо — и так понятно, что я иллюзионист. Я просто отправил данные о себе и перевёл пятьдесят долларов в качестве членского взноса.
После этого через некоторое время Тони позвонил моему наставнику, сказал, что на складе в Америке нашёл коробку со значками IMS, которые никому не выдавали уже двадцать лет. Спросил, нужны ли нам такие. Мы ответили утвердительно. Вот он нам их и прислал.
«Работать, работать и ещё раз работать»
Весь иллюзионизм делится на несколько направлений: микромагия — фокусы с монетами и картами; сценическая магия — более масштабные выступления, для которых нужен специальный реквизит; comedy magic — в нём фокусам уделяется не так много внимания, главное, чтобы было смешно; ментализм — чтение мыслей, предсказания и другие психологические фокусы. Последний основан на умении распознавать состояние человека по его внешнему виду — чтение эмоций по лицу, грубо говоря.
Любой иллюзионист — хороший психолог.
Я в основном занимаюсь микромагией и сценой. Иногда вношу элементы комедийной иллюзии.
Иллюзионизм не стоит на месте. Сейчас почти у всех есть смартфоны, поэтому и фокусы с ними стали очень популярны. Например, перенесение заряда с одного мобильного телефона на другой или разблокировка чужого.
Самое зрелищное, это выступление перед компанией. Сидит, допустим, группа лиц в кафе, я беру телефон у одного из гостей, предлагаю всех сфотографировать, а потом внезапно «вытаскиваю» напечатанную фотографию прямо из смартфона и отдаю её гостям. У всех просто взрывается мозг.
В Москве иллюзией профессионально занимаются от силы человек пятьдесят, а в Международном обществе состоят и вовсе двое. Развиваться в сфере иллюзии можно по-разному: активно выступать на разных мероприятиях или запустить своё шоу. Мы, например, с друзьями планируем открыть иллюзионный лофт, хотим показывать там представления и транслировать их на телевидении. Но чтобы реализовать все свои задумки и планы нужно работать, работать и ещё раз работать. Другого пути нет.