«Бабушка» современных 5D-киносистем снова в строю

Фото: Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Панорамное видео придумали по меньшей мере за 70 лет до того, как его начал поддерживать YouTube. В 1959 году для просмотра таких картин на ВДНХ был построен целый кинотеатр — единственный в Советском Союзе. Сейчас он остается единственным в мире хранителем уникальной технологии и снова готовится принимать толпы посетителей. МОСЛЕНТА выяснила, на что способна «бабушка» современных 5D-киносистем.

«Это то же самое, что посмотреть на экране монитора какой-то отличный фильм, а потом посмотреть его же, но на большом экране. Уверен, что разница будет существенной. Телефоны, планшеты с маленькими экранами — это, конечно, очень удобно и хорошо. Но кино — это зрелище. А панорамное кино — это зрелище в десятки раз эмоциональнее», — считает руководитель «Круговой кинопанорамы» Николай Ефремов.

По замыслу Никиты Хрущёва, аналоговый панорамный кинотеатр должен был воплощать все достижения СССР в области медиа-технологий. Его построили на ВДНХ всего за три месяца. Изначально внутри здания по кругу было установлено 22 экрана, а на втором этаже была оборудована уникальная система синхронизации одновременной работы 22 проекторов. До сегодняшнего дня сохранились и результаты модернизации 1965-1966 годов — 11 вертикальных экранов почти во всю высоту здания и система шестиканального звука. 11 оригинальных кинопроекторов уже 51 год подряд работают без каких-либо конструктивных изменений.

«Киноаппарат работает на ксеноновой лампе, которая находится внутри. На нём есть специальный пульт управления. На каждом фильме есть специальная метка, и каждый аппарат заряжается по этой метке, чтобы все они синхронизировались. Также по метке заряжается фонограф (звук для кинофильма запускается с отдельного аппарата, который также встроен в систему общего запуска - ред.), синхронно зажигаются лампы и получается изображение», — рассказывает киномеханик с 30-летним стажем Николай Степин. А ещё он показал, как всё работает.

Панорамные фильмы невероятно сложно сохранить. В обычных аналоговых кинотеатрах механик мог просто вырезать испорченный кусок плёнки, склеить и показывать кино дальше. В панорамном кинотеатре ту же процедуру приходится проделывать 11 раз. Сотрудники «Кругорамы» стараются этого не делать, поэтому иногда во время показа фильма то на одном, то на другом экране появляется чернота - это значит, что плёнка в этом месте испорчена.

В зале не то что кресел — даже стульев нет. Просто невозможно смотреть такое кино сидя, постоянно нужно крутить головой в разные стороны. Вот на тебя по ялтинской трассе едет «Москвич-402». И даже страшно, ведь кажется, что стоишь прямо на проезжей части. С грохотом, чуть не задевая за рукав, автомобиль проносится куда-то за спину. Обернувшись, можно разглядеть хромированные детали бампера. Или вот ты стоишь прямо на горнолыжном спуске. Мимо справа и слева пролетают лыжники в советских трико и вязаных шапочках. Непроизвольно шарахаешься в стороны, чтобы не помешать спортсменам.

3D-панорамы на картах Google или Яндекса ни в какое сравнение не идут. Да, с ними вроде бы можно переместиться в любую точку мира, в любой город, виртуально прогуляться по неизвестной улочке. Но эффекта настоящего присутствия ни на одном сайте не найти.

Панорамные видовые картины для единственного советского кинозала снимали на Центральной студии документальных фильмов. Для этого использовалась система из одиннадцати 35-миллиметровых камер, закрепленных на круглой платформе. Эту систему возили на вертолете, поезде, вездеходе, корабле по всему СССР - на Байкал, в Крым, Каракумы, на Кавказ, в Чехословакию и ГДР.

Всего с 1959 по 1991 годы было снято 18 панорамных кинокартин. Говорят, был и ещё один фильм, который сделал режиссер Олег Лебедев. Вроде бы даже съемки были закончены и съемочная группа приступила к постпродакшену. Но о том, что стало с фильмом в дальнейшем, история умалчивает. Никто того 19-го фильма так и не увидел.

На сегодняшний день сохранилось лишь 11 негативов панорамных кинофильмов, которые можно скопировать. А вот такие фильмы, как «Сказание о Руси», «Это всё, что зовём мы Родина» дошли до наших дней только в виде позитивов с отдельно записанной фонограммой, напечатать копии с таких фильмов намного сложнее. От ленты «Любовь моя, Россия, боль моя» осталось только несколько частей кинопленки. Ещё у нескольких фильмов не сохранились фонограммы. Это означает, что их нужно полностью переозвучивать, прежде чем можно будет показать зрителям

«Фильмы, которые не имеют негативов, нужно цифровать, сканировать, чистить и по возможности по новой печатать. И сканировать их нужно в обязательном порядке, чтобы всё это сохранить для потомков», - считает директор кинопанорамы.

В руководстве ВДНХ признают, что интерес зрителей к «Круговой кинопанораме» уже давно прошёл, но обещают не закрывать кинотеатр. «После необходимого ремонта здания и усовершенствования технического оснащения мы планируем сделать этот уникальный кинотеатр ещё интереснее и привлекательнее. Соединить в одном пространстве фильмы, снятые специально для него, с достижениями кино наших дней и, возможно, даже будущего», - рассказала МОСЛЕНТЕ заместитель генерального директора ВДНХ Ольга Пападина.

Сотрудники «Кругорамы» готовы даже перейти на «цифру», но только если будет сохранена уникальная технология. «Я выступаю за то, чтобы это оборудование сохранить. Пусть что-то будет добавлено, у нас есть третий этаж, его можно оборудовать под цифровое вещание. В этом кинотеатре можно устраивать и прямые трансляции каких-то событий, показывать современные панорамные фильмы. Но нельзя ломать то, что уже существует», - уверен Ефремов.

На ВДНХ надеются превратить «Круговую кинопанораму» в своеобразную машину времени, которая сможет показать всю трансформацию киноискусства кино и объяснить, как на самом деле создавались технологии, которые сейчас выдаются за новшества.

Ефремов признал, что уникальному кинотеатру необходимо постоянное обслуживание, затраты на которое будут только расти. «Конечно, необходимо обслуживание, а со временем и капитальный ремонт проекционного оборудования, модернизация осветительной-проекционной системы, замена экранов, печать фильмокопий. Но уверен, что интерес к „"Кругораме“ у зрителей нужно возрождать», - добавил руководитель панорамы.


Алексей Коновалов, Симона-Серафима Царенко